Остались на бобах
17.08.2014 00:09:00
1827
0
Именно так сегодня отзываются о судьбе муниципальных образований депутаты Заксобрания области. После того, как 7 лет назад была проведена первая в новом веке муниципальная реформа, в нашем регионе установилось двоевластие. Должны были пройти годы, чтобы стало ясно, что две головы – не лучше, чем одна. На подходе – новая муниципальная реформа.
Километр дороги – десять бюджетов
Речь о новом законе, вносящем поправки в ФЗ-131, «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», принятый в октябре 2003 года и окончательно вступивший в силу 1 января 2006 года. Главное последствие той реформы – появление двухуровневой системы местного самоуправления. На большей части территории нашей страны появились муниципальные районы и входящие в их состав поселения. Городские и сельские поселения наряду с муниципальными районами получили статус муниципальных образований со своими органами местной власти и объемом полномочий.
Когда закон вступил в силу, в Кировской области начался масштабный эксперимент, в положительный эффект которого мало кто верил. Многие подвергли закон резкой критике. Главы сельских поселений Санчурского района даже писали Никите Белых письмо с просьбой «обратить на проблему двоевластия серьезнейшее внимание». Об этом «Бизнес Новости» писали ровно четыре года назад. Тогда губернатор ответил, что эти проблемы находятся в компетенции местных органов власти. Прошло больше семи лет – ничего положительного от принятого 10 лет назад закона так никто и не обнаружил. И всё наконец-то решили вернуть на круги своя.
– Минфину было удобно принимать такой закон, - говорит Михаил Лихачев, депутат Заксобрания Кировской области. – Самодостаточным субъектам тоже было удобно – они могли побольше средств оставить у себя. Но остальные 90% муниципальных образований остались на бобах. Так или иначе, но сегодня 9/10 наших муниципалитетов финансово не обеспечены. Во что все это выливается? Не построена, например, в районе дорога – едет прокурор и налагает на главу поселения штраф. А почем сегодня километр дороги? Да всего лишь десять бюджетов этого муниципалитета. Поэтому сегодня вся эта палочная система начинает работать против нас. Мы отдали те полномочия, на которые у нас нет денег, на уровень ниже. Но там тоже недостаток средств. За что тогда главы тех поселений получают наказание?
Уже сейчас на уровне муниципальной власти наблюдается кадровый голод и можно говорить о кризисе местного самоуправления в силу финансовой необеспеченности. А во многих муниципальных образованиях градообразующими предприятиями являются школы или администрации. О каких финансах и налоговых поступлениях в бюджет может тогда идти речь?
Убрать «дамоклов меч»
О том, что в 2014 году в России должен быть пересмотрен принцип организации местного самоуправления, президент страны Владимир Путин сказал в своем послании Федеральному Собранию в декабре прошлого года. Тогда предстоящую реформу он очертил весьма поверхностно: «Местная власть должна быть устроена так, чтобы любой гражданин, образно говоря, мог дотянуться до нее рукой».
15 апреля текущего года депутаты Госдумы приняли поправки в 131-й закон. Были введены два новых понятия: «городской округ с внутригородским делением» и «внутригородской район». Выборы депутатов теперь должны происходить только на уровне этих районов. А уже из них должна формироваться городская дума, которая выберет мэра города. Эти поправки президент уже подписал, и они сразу начали реализовываться в одном из городов – Екатеринбурге, где совсем недавно мэром был избран неудобный федеральной власти Евгений Ройзман. А в Москве, напомним, еще более скандальный Алексей Навальный занял на выборах мэра второе место. Поэтому понятно, откуда растут ноги именно этих изменений – власти выгодно сделать выборы непрямыми.
Но сейчас речь не об этом – каждому району дан срок для подготовки своих дополнений и поправок к новому закону. В этой связи и наше правительство, и наши депутаты готовы выложиться по полной – отменить двоевластие, назначить прямые выборы и убрать невыполнимые полномочия с глав муниципальных образований.
Депутаты Заксобрания предлагают два основных изменения. Во-первых, необходимо уйти от схемы двоевластия (глава района – глава администрации), что позволит сэкономить для кировского бюджета до 250 млн рублей. Во-вторых, необходимо перераспределить государственные полномочия местного значения. В настоящий момент на муниципальный уровень передано порядка 80 таких полномочий, большая часть из которых не обеспечена деньгами.
– Сейчас идет работа над теми ошибками, которые были допущены в 2003 году, - рассказывает Михаил Лихачев. – После принятия поправок на федеральном уровне весной в Госдуму были приглашены представители всех региональных Заксобраний, и нам дали шесть месяцев, чтобы высказать свои предложения. В принципе суть поправок очевидна: сейчас есть определенное конфликтное противостояние между главами администраций и главами районов: там постоянно решается, кто важнее. Мы считаем, что нужно вернуться к единоначалию – к тому, как было раньше. Второй блок вопросов связан с распределением полномочий. Любой вопрос о некачественной работе муниципального образования упирается в финансы. Сейчас главы наделены огромным количеством функций, которые, видимо, они должны выполнять за «спасибо». Этот вопрос лично для меня главный. Мы должны пересмотреть весь этот список и определить, что оставить на своих местах и финансово насытить, а что убрать. Нужно отвести «дамоклов меч» от глав муниципалитетов.
Также Лихачев считает, что все главы муниципальных образований должны выбираться только с помощью прямых выборов. Депутатов в этих вопросах поддерживают 38 муниципальных образований из 45. Так, Андрей Олин, глава Верхнекамского района утверждает, что работать по сегодняшней схеме очень сложно. «Я общался со многими главами и знаю, что за время реализации реформы примерно из 20 районов ушли со своих постов главы администраций, потому что просто не могли сработаться с главами районов, - рассказывает он. - За это время и я успел поработать и главой администрации, и главой района. А какие у меня сегодня полномочия: думу провел и гуляй месяц? Я же ни за что не несу ответственности и ничего не решаю. Зачем тогда это нужно? В системе судебных приставов, например, нет же двух руководителей или у нашего региона нет двух губернаторов. И нам тоже не нужна система двоевластия. Да и бюджет областной от этого только выиграет».
Пока информация с районов все еще собирается и за сохранение непрямых выборов и систему двоевластия открыто никто не высказывается. Все, как видно, устали, даже несмотря на наличие неплохой должности с нормальной зарплатой. На сэкономленные деньги можно в каждом районном центре построить по ФОКу, говорят депутаты. Что же касается распределения полномочий, то пока, по словам Василия Черанева, главы Афанасьевского района, ситуация безвыходная – денег нет. «Регион у нас дотационный, - говорит Черанев. – Если у нас на местах больше денег оставят, то областной бюджет потеряет, если у нас заберут, мы пострадаем. Выхода в этом плане нет – работать надо больше».
За одну голову
Для решения всех этих задач необходимо желание двух сторон – исполнительной и законодательной власти. Однако с этим, как объясняет Лихачев, вышла заминка. Депутаты Заксобрания давно инициируют создание рабочей группы по вопросу этой реформы, но правительство медлит. «Она до сих пор не создана, - сетует Михаил Валентинович. – А надо бы уже подсчитывать, сколько денег мы можем оставлять на районном уровне для осуществления полномочий муниципалитетов. Все это должна делать исполнительная власть. У правительства уже есть какой-то документ, нам обещали дать его копию, но до сих пор не дали».
Две недели назад общее совещание все же состоялось – под «присмотром» главного федерального инспектора Андрея Чечеватова. Теперь до 21 августа муниципальные власти должны высказать свою позицию, а депутаты подумать, каким образом перераспределить полномочия, чтобы дефицитных денег на все хватило, или, по крайней мере, чтобы глав муниципальных образований не наказывали просто так. Депутаты попросили Андрея Чечеватова взять этот вопрос под свой контроль.
Сегодня ясно одно: все склоняются к прямым выборам глав муниципальных образований и отмене двоевластия. Однако созданные в Кировской области поправки еще будут пристально рассматриваться на федеральном уровне, а потом уже определится – будет ли дана дотационным регионам возможность жить спокойно, а не пытаться прыгать выше головы.
Елена Окатьева
lena.okatieva@yandex.ru