Остров свободы и хулиганства

21.11.2011 00:05:00 1715 0

Руководитель «Галереи прогресса» Дмитрий Шиляев рассказал, чем отличается государственное искусство от «частного».

Вязаная обтягивающая шапочка, вельветовые штаны, короткая куртка в стиле «милитари» на высокой худощавой фигуре и отечественная «Нива»: таков «родитель» и «душа» недавно открывшейся «Галереи прогресса» - некоего островка свободы для современного искусства и тех, кто им занимается. Это первая и единственная частная организация такого рода в нашем городе. Она совершенно не выгодна в коммерческом плане и чрезвычайно привлекательна для глаз, сердца и эмоций. «Ну и дураки», - подумают некоторые. «Дураки, но не идиоты», - отмечает Дмитрий Шиляев, тот самый «родитель» и директор этого островка, чрезвычайно коммуникабельный и, как говорится, «свой парень».

Еще не понятые

Пока его жду, прогуливаюсь по галерее. Я в ней уже не в первый раз. Подвальное помещение: несмотря на абсолютно белые стены и потолки, атмосфера мрачноватая (свет приглушен). Раньше все это принадлежало заводу «Маяк», но выглядело совсем не презентабельно: как стандартный российский подвал. Облагородили его по примеру столиц. Так, в 2007 году на базе бывшего хлебозавода в Санкт-Петербурге возник проект «Этажи», а в Москве в том же году в здании бывшего винзавода был организован центр современного искусства. Это небольшой ликбез в качестве «лирического отступления».

В кировской «Галерее прогресса» все еще пахнет ремонтом. Старая экспозиция готовится к смене, а пока зал украшают фотографии местных фотохудожников на тему всего зеркального (с фестиваля «Zдвиг»). Я почти одна в музее. Но не страшно. А как-то даже весело находиться наедине с современным искусством. Вспомнила, как все начиналось: 1 апреля этого года галерея открылась выставкой с нетрадиционным названием «Вятка встань-ка». Даже Никита Белых тогда не просто не пропустил событие, но и поучаствовал в нем, дописав на стене надпись про Вятку.

Само презентованное искусство тогда непросвещенных сильно удивило: не готов наш провинциальный глаз к ярким квадратам, треугольникам и прочим фигурам, изображающим вселенную, или разноцветным человеческим головам, извлекающим из своего мозга маленьких «человечков». Сейчас после многочисленных лекций, выставок, перформансов и концертов как-то привыкли. Насчет того, приняли или нет, судить не берусь.

– Здравствуйте, - прерывает мой поток мыслей Дмитрий. - Извините, что опоздал. Сейчас договариваемся по новой выставке - возможно в следующем году к нам «приедет» Марк Шагал (Ред. - Художник, один из самых известных представителей авангарда XX века). А только недавно мы вернулись из Перми с «культурного альянса». Поэтому в моей голове все смешалось.
У меня возникает даже некое чувство гордости за культуру нашего города: такая  «движуха»! Упорядочить наши мысли мы усаживаемся возле восточного чайного столика на выдержанные в том же стиле напольные подушки. Весьма уютно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Давайте с последнего и начнем: что такое «Культурный альянс и «с чем его едят»?
– Это различные культурные проекты, гастроли, объединяющие несколько регионов, в том числе и наш. Организовывают это пространство музыкант Игорь Бутман и Марат Гельман (Ред. - Известный публицист и коллекционер произведений современного искусства). Правда, не без поддержки партии. Зато делается все на самом высоком уровне: всех приезжих размещают, кормят, дают суточные. Киров до такого еще не дорос.

Дмитрий много рассказывает о том, с кем он познакомился и какую массу впечатлений привез.

А много наших кировских художников сегодня сконцентрировалось вокруг «Галереи прогресса»?
– Не так и много, кто-то еще учится, кто-то уже уехал: в Москве в этой сфере, конечно же, легче устроиться, чем здесь. Но есть и те, кто, наоборот, остался у нас. Это Максим Синдерович - художник с академическим образованием. Его приглашают работать за немаленькие деньги в Голландию, но он пока живет в Кирове и намерен помогать нам поднимать современное вятское искусство. Пока спроса на него практически нет. Есть коллекционеры антиквариата, есть - классического искусства, а вот современное пока мало кто ценит. Хотя были случаи, когда наши предприниматели совершенно осознанно отдавали около 50-60 тыс. рублей за произведение кировского художника.

На вопрос о том, будет ли вообще понято современное искусство, Дмитрий предсказуемо отсылает нас в век прошлый: «Когда стали популярны импрессионисты? Только через 70 лет после их художественных открытий». Сколько предстоит «прозревать» нынешнему обществу, неизвестно.

Поезд-псих
В голове не укладывается, как же в нашем маленьком провинциальном городе появился частный музей и специфическая концертная площадка. Ведь это же совершенно невыгодно.
– Люди разные есть. Грубо можно разделить всех на стандартно и нестандартно мыслящих. Возьмем, к примеру, поезд, который идет исключительно из Вятки в Москву и обратно. Кто-то, как этот поезд, движется по точно намеченному маршруту. А мне захотелось свернуть. Кто-то при этом назовет меня дураком, психом. Возможно, я дурак, но не идиот, да и дурак-то только в положительном плане. Я очень люблю Вятку, но здесь бывает порой настолько скучно, что хочется себя занять чем-то новым. Кроме того, я уверен, что все, чем мы занимаемся в жизни, делается ради культуры. Я не принадлежу ни к какому религиозному направлению: для меня Бог един, и в течение всего трехлетнего периода, пока создавалась галерея, я могу уверенно сказать, что он мне всегда помогал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


А дорогой получилась галерея?
– Ну, вы знаете, что помещение нам предоставил завод «Маяк», за что огромное спасибо его директору Сергею Смирнову. Губернатор в качестве гранта выделил 1 млн рублей. Понадобилось, конечно, в 10 раз больше. Это же подвал: потолки бежали, стены были серые, к тому же сейчас за эту площадь в 500 кв.м. мы платим и аренду. Ежемесячные расходы доходят до 80 тыс. рублей.

Я знаю, на все это ушли ваши собственные средства от рекламного агентства и багетного салона, которым владеет ваша коллега по Галерее Наталья Пышко.
– Да, но что касается моей личной биографии, то по жизни я скорее музыкант (занимаюсь этим видом искусства с 17 лет). Поэтому в галерее сейчас так много музыки. Но когда-то я продал свою барабанную установку и открыл рекламное агентство. Сейчас оно хорошо раскручено и благодаря этому мы можем себе позволить такой проект, как «галерею прогресса».

Сегодня галерея уже «выросла». Конечно, об окупаемости еще пока говорить рано. Но на концерты и выставки люди ходят. Иногда бывает около 100 человек, когда-то даже 200. Конечно, проще всего привозить раскрученные бренды, как это делают многие кировские импресарио. «Я вожу только хорошо зарекомендовавшие себя коллективы с качественной музыкой, - говорит Дмитрий. - Для нас сейчас сработать в галерее в ноль – то же самое, что заработать в бизнесе кучу денег». Прогресс в «Галерее прогресса» на лицо. Есть чему поучиться государственным музеям, сидящим на бюджете.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Уволить отдел культуры
Кстати о тех, кто не с народом. Только один Белых, как мы знаем, всей каши не сварит. Его команда, как оказалось, совсем не готова к культурной модернизации, да и слышать о каком-то прогрессе в искусстве не желает.
– Мы, помнится, пришли однажды в областной департамент. Стали рассказывать о своем проекте. Сидевшая там женщина (я сейчас не помню ее фамилии) не дослушав перебила нас фразой «денег нет и не будет». Да с таким грустным и уставшим выражением лица, будто мы у нее каждый день на жизнь просим. Конечно, мы - частная площадка, но это не значит, что нам не нужна помощь. Качественные проекты в одиночку не сделать. Если бы я работал на месте Микрюкова (Ред. - Владимир Микрюков, глава департамента культуры Кировской области), я бы точно эту женщину уволил. Проблема нашего региона в том, что у нас нет профессионального качественного досуга.

Среди прочего в галерее однажды была лекция о Сергее Дягилеве (знаменитом русском импресарио начала XX века). Там рассказывалось, что он также однажды обратился за помощью к власти и когда ему отказали, залег с депрессией на 10 дней. Дмитрий шутит, что если бы он не был оптимистом, тоже бы залег куда-нибудь подальше от наших чиновников. При этом губернатора он очень уважает. «Те проекты, которые задумал Белых, хороши без всяких «но», - считает Шиляев. – Он молодец. Побольше бы нам таких людей и их идей.

Хулиганим
Выходим размяться, прогуляться по галерее. Останавливаемся у оригинальной печатной машинки: на ней проволочная конструкция с разными осколками зеркал и всевозможных стеклышек – яркий элемент пока еще не всеми понятого современного искусства. Дальше фотографии, фотографии и… бар: три деревянных белых ящика, портрет скандального художника начала XX века Сальвадора Дали и вино с конфетами как обязательный элемент при открытии какой-либо выставки. Галерея прогресса, как частная организация, может позволить себе «похулиганить».

- Только все в рамках приличия. И этим тоже мы сильно отличаемся от государственных музеев. У них исключительно консервативный настрой. Недавно мы делали совместную выставку с Вятским художественным музеем. Получилась она только благодаря куратору из столицы – искусствоведу Евгению Барабанову. В другом случае нас бы и на порог этого музея с нашими полотнами не пустили. Но это неправильно: должно же быть в традиционных музеях и что-то современное. Иначе в скором времени они просто могут стать кладбищем.

Свое же дело Дмитрий Шиляев намерен довести до конца. «Это как?», - интересуюсь я.

– Я добьюсь того, чтобы кировские художники уважались, чтобы они могли продавать свои работы. Для этого надо только заняться нашей северной культурой: создать и облагородить культурное пространство, воспитать людей. Тогда к нам приедут иностранцы, будут у нас жить и тратить свои деньги.

Есть у Дмитрия и еще одна идея «X» - организовать в городе ежегодный фестиваль этнической музыки, а параллельно с ним и фестиваль ремесел. Подобный уже существует в Красноярском крае под Тувой, и туда последний раз съехалось около 50 тыс. человек. Что же может помешать всем этим людям приехать и на кировский фестиваль. Теоретически ничего. А как это будет на практике, мы, смею надеяться, сможем скоро увидеть. В появление «Галереи прогресса» с легкой руки простого кировского музыканта-предпринимателя тоже не сразу все поверили.

Елена Окатьева
Lena_vuali@mail.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте