От IT до огорода
15.02.2015 17:37:00
2569
0
Стоит ли начинать бизнес в кризис и на чем в эти непростые дни можно заработать?
Одна из «вечных» и немногих позитивных тем любого кризиса — стоит ли начинать бизнес в кризис и на чем в эти непростые дни можно заработать. Судя по свежему опросу РБК Daily, сколько существует предпринимателей — столько и мнений по этому поводу (впрочем, среди кировского бизнес-сообщества наблюдается практически такая же тенденция). Однако редакцию «БН» не перестает радовать позитив молодых предпринимателей, который не смущает даже 50-процентное падение курса рубля и по прежнему утверждающих, что «кризис только в головах».
Только не в кредит
Эксперты РБК отмечают несколько поводов начинать бизнес «прямо сейчас». Первый аргумент заключается в том, что в кризис вполне можно начинать реализовывать свой давно лелеемый стартап, является дешевизна недвижимости, акций, аренды офиса и компьютерное оборудование. Кризис на все вышеперечисленное роняет цены, впрочем, России обычно это мало касается. Однако то, что квалифицированный персонал становится доступнее — неоспоримый факт. Из-за массовых увольнений многие высококвалифицированные сотрудники идут на должности с условиями работы начинающего специалиста.
Пункт второй, который отмечают эксперты: многие компании подумывают о смене поставщика. Им нужны новые более выгодные условия, и у нового бизнеса - в этом случае у стартаперов - есть хорошие шансы на победу.
Пункт третий — минимум конкуренции. Во время кризиса многие компании сворачивают свою деятельность. Причины у всех разные: кто-то подсел на кредитную иглу, кто-то совершил целый ряд просчетов в управлении, а у кого-то была откровенно не очень качественная продукция. Факт заключается в том, что сегодня конкуренция становится несколько ниже, чем год назад. А значит, есть возможности для новых молодых компаний, которые могут подойти к решению проблем клиентов совершенно по-новому.
Пункт четвертый — можно получить хороший пиар, действуя наперекор рынку. СМИ любят те компании, которые действуют нестандартно, видят альтернативную сторону рынка. Если компания это продемонстрирует, то гарантированно получит PR в прессе.
Пункт пятый — можно приобрести все необходимое на аукционе («Бизнес Новости» в прошлом номере как раз писали о многочисленных продажах готового бизнеса на ресурсе AVITO, не говоря уже об отдельных составляющих).Насколько аукционы реально выгодны для российского бизнеса? Ну, скажем так, у нас нет такого распространения eBay, как в США, говорят эксперты. Поэтому все зависит от конкретного товара.
Еще одна возможность – это выгодные сделки. Сегодня многие компании стоят на грани и готовы пойти на любые условия партнера только для того, чтобы просто заключить сделку. Это важный момент, который стоит учитывать.
«Наконец, может так получится, что вы просто потеряли свою работу, а новую до сих пор не нашли, - гласят выводы экспертов. - В такой ситуации следует всерьез задуматься об организации своего собственного бизнеса. В конце концов, вы ничего не теряете, а это начинание может реально перевернуть всю вашу дальнейшую жизнь. Главное, чтобы бизнес не требовал серьезных кредитов. С ними сейчас сложно».
Относиться философски
Единственную тенденцию, которую можно выделить из разговора с кировскими предпринимателями, это то, что бизнесмены со стажем предпочитают придержать кэш или вкладываться в беспроигрышные варианты. Например, во все, что можно отправить на экспорт и продать за подорожавшие доллары.
«Сейчас, возможно, самое правильное решение — это просто сидеть в кэше и наблюдать как будет развиваться ситуация, - считает Константин Кропанев, исполнительный директор финансовой компании «АЖИО». - Думаю не раньше лета станут понятны основные тенденции в экономике и, соответственно, можно будет искать применение свободным денежным средствам».
Константин Борисович, как и большинство финансистов осторожен в прогнозах. В свою очередь, более деятельные предприниматели считают, что если и вкладываться, так только в производство. В частности предприниматель и по совместительству депутат Гордумы г. Кирова Владимир Журавлев уверен, что именно оно сможет «выстрелить» в кризис, а вот услуги, наоборот, «свернутся», так как люди будут экономить именно на них и делать большинство вещей самостоятельно.
А вот Михаил Шевелев, директор ООО «Актив-Альянс» считает, что кризис — самое время подумать об инвестициях в будущее:
«Если вы имеете в виду бизнес с точки зрения заработка, то сейчас наверное никакой бизнес всерьез не пойдет. А вот бизнес в долгую, с точки зрения дальнейших инвестиций — вполне. Причем инвестиций, направленных на освоение зарубежных рынков, на создание новых или более экономичных продуктов, может быть, в сфере IT или робототехники. Но боюсь, что большинству бизнесменов сегодня это не очень интересно при существующей поддержке государства инновационной сферы. Я, вообще, считаю, что государству надо пересмотреть методы поддержки бизнеса. Может быть, не стоит субсидировать процентную ставку по кредитам торговым организациям, а оказывать помощь инновационным проектам, создавать инновационные промпарки (не производственные!), где люди могли бы разрабатывать какие-либо идеи? В конце концов, это сыграло бы только на руку сфере импортозамещения».
В свою очередь, более молодые предприниматели уверены, что никакого кризиса нет, а открыты практически все двери. Так, Роман Липатников, директор компании «Elgroup», наоборот считает, что услуги — это тот вид деятельности, который всегда будет востребован:
«Кризис сегодня только в головах людей, - уверен он. - Просто нужно больше работать и не лениться. Деньги никогда не даются легко. А жаловаться на кризис — это лишний повод искать себе оправдание. Думаю, что сейчас пойдут в гору социальные бизнес-проекты, нацеленные на товар первой необходимости. В свою очередь, хочу сказать, что не нужно бояться открывать свое дело, однако стоит подойти разумно к ценовой политике и категории товара».
Учитывая, что мнения предпринимателей относительно того, на чем будут экономить кировчане, кардинально разошлись, нам ничего не остается, как дождаться фактов. Впрочем, уже сейчас ясно, что жители города точно стали экономить на общепите: кафешки и хорошие столовые заметно опустели.
«Бизнес можно начинать в любое время, вне зависимости от условий, - говорит Дмитрий Васильев, основатель и руководитель «Тренингового центра Дмитрия Васильева». - Лучше задать себе вопрос: «Почему я до сих пор еще не открыл свой бизнес?». У нас есть две категории людей — те, кто думает, и те, кто действует. Последних, к сожалению меньше. Вы двигаетесь туда, куда устремлен ваш фокус внимания! Надо понимать, что кризис (который, по моему убеждению больше созревает у людей в головах) делает богатых еще богаче, а бедных — еще беднее. На самом деле — это возможность, смените фокус внимания и вы сами в этом убедитесь!
Что же касается ниш, то ниша может быть совершенно любая. Главное понимать, что любой бизнес строится на мелочах. Заходите в нишу. Работайте над мелочами и результат не заставит себя долго ждать!».
Лев Бакштаев, основатель ООО «Бакштаев груп», вообще предлагает ко всему относиться философски:
«Кризис в головах. Ну и что, что рубль подешевел в два раза? Вы что, от этого плохо жить стали? Нет? И я — нет. Вообще подумываю завести огород и сажать картошку. Это самый нормальный способ не пропасть в кризис. Люди у нас, к сожалению, разучились работать руками. Застой в экономике — самое время начать».
Светлана Муравьёва
murraviova@yandex.ru
Что советуют российские предприниматели? (опрос РБК, февраль-2015)
Вадим Дымов, основатель и владелец компаний «Дымовское колбасное производство», «Суздальская керамика», «Республика» (сеть книжных магазинов) и «Рубеж» (кафе и рестораны):
- Сейчас можно начинать любой бизнес, основанный на замещении импорта из Европы. Это может быть что-то несложное. Кризис толком ничего не изменил, люди – те же, чиновники – те же. Нужно заниматься сельским хозяйством. Например, как мне брат Егор [Дуда] предлагает: все уезжаем на Дальний Восток, берем «путинскую землю» (но не по 1 га, а по 100 га) и начинаем в зоне рискованного земледелия выращивать сою, а потом продаем ее в Китай. Соя – отличный бизнес. Молоко – тоже хорошо. Что еще? Мелкая машиностроительная логистика или комплектующие для сборки. В маленьких городах сейчас можно создавать небольшие склады и развивать сервис для среднего и малого бизнеса. У нас эти ниши пустуют. Можно российскую мебель делать. Я вот хочу построить столярную мастерскую. Неожиданно? Ну, а что, приятно ведь сидеть и есть за мебелью, которую сам сделал.
Олег Тиньков, основатель питерской сети «Техношок» и пельменного бренда «Дарья», в 2003 году создал пивоваренную компанию «Тинькофф», а в 2006 году – банк «Тинькофф Банк»:
- Ближайшее будущее за медицинскими стартапами, за всем, что связано с медициной: БАДы и лекарства, аптеки, клиники и госпитальный сектор. А если для этого нет соответствующих инвестиций, то можно заняться приложениями по онлайн-консультированию и рекомендациям на основе гаджетов – здесь целое раздолье. Мы стали жить дольше, тела стали стареть активнее, и за ними нужен уход. В идеале было бы неплохо инвестировать в НИОКР и медицинские разработки, но это дорого и долго окупается – у нас так делать не привыкли.
Давид Якобашвили, начинал как совладелец казино «Метелица» на Новом Арбате и автодилера «Тринити-моторс», стоял у истоков компании «Вимм-Билль-Данн», теперь развивает корпорацию «Биоэнергия» (переработка торфа):
-В текущей ситуации стоит сосредоточиться на бизнесе, который сможет приносить удовольствие, умиротворение и успокоение. Я бы посоветовал стартаперам заняться делом, в которое не жалко вложиться, бизнесом, который может доставить позитивные эмоции. Ведь говорить сейчас о новом бизнесе, который мог бы стать доходным, – сложно: к сожалению, ставка рефинансирования сегодня оставляет желать лучшего. Так что, как нам всем посоветовал министр экономического развития Алексей Улюкаев, – «самое время заняться семьей и духовным развитием».
Сергей Белоусов, сооснователь компании Rolsen и софтверных компаний Parallels и Acronis, а также венчурного фонда Runa Capital:
В рецессии большим преимуществом является наличие cash, а его отсутствие – серьезным риском. Тем, кто хорошо следит за своим наличным состоянием, в кризис обычно выпадают возможности недорого покупать другие бизнесы. А для тех, кто не уделяет этому внимания, есть риск быть, наоборот, купленным. Обеими возможностями надо быть готовым воспользоваться.