От Петра I до ВДВ
В Кировском Музее воинской славы открылась выставка «Юность в сапогах», посвященная призыву граждан на военную службу. Как она представлена на «гражданке», что интересного можно узнать о русской армии и кому небезразлична судьба молодых призывников, узнали «БН».
Музей воинской славы Кирова, открытый 2,5 года назад — в 2014 году, живет своей особой мирной жизнью. 23 сентября к его постоянной экспозиции «Страницы ратной доблести» добавилась на время — до 15 ноября — новая небольшая выставка под названием «Юность в сапогах». Она раскрывает подробности призыва и военной службы для молодого поколения и вносит своеобразный акцент в тематику выставочного комплекса.
По словам организаторов, тематика призыва задумывалась для того, чтобы создать некую связь с военной темой молодого поколения, ведь до этого в музее больше говорилось о ветеранах войны и опыте прошлого. Это попытка взглянуть на жизнь современного солдата, в первую очередь новобранца.
Что же вошло в предметы экспозиции? Акцент составители выставки сделали на быте и обмундировании призывников — от старины до нашего времени. Вниманию представлены снаряжение, набор личных вещей, рацион солдат. Военный комиссариат предоставил различную форму одежды — для военно-морского флота, для сухопутных войск, для служб МВД. Советское время представлено призывными документами, дембельскими альбомами отслуживших. Можно увидеть дембельскую «парадку» моряка Северного флота — «настоящий шедевр швейного искусства», с гордостью делится экскурсовод Денис Гришин. Вещи для выставки предоставили также ветераны Афганистана, что-то сами музейщики из дома принесли — так весь музей создавался, рассказывают на открытии.
Интересна страничка истории российской армии дореволюционного времени. Денис рассказывает: регулярный призыв начался в XVIII веке с Петра Великого. Тогда срок службы был пожизненным. Солдат мог освободиться от службы только в двух случаях: либо получив тяжелое ранение, то есть став инвалидом, либо погибнув. Возвращались домой солдаты глубокими стариками. Поэтому очень часто при монастырях существовали обители — для отставных солдат, идти им было больше некуда, никто их в родной деревне уже не помнил. Получается, молодой парень не успевал даже обзавестись семьей и всю жизнь посвящал военной службе. Уже потом срок службы стал сокращаться — сначала до двадцати пяти лет, в советское время — до двух-четырех лет в зависимости от вида войск, сейчас — уже год.
На витрине можно увидеть копию настоящего агитплаката XIX века: это две картинки рядом, на одной изображен старик — солдат, вернувшийся со службы, у которого только и есть, что заплечный мешок, на другой — сильный мужчина с большой семьей и хозяйством. В середине XIX века была военная реформа — рекрут. Предполагалось, что призывники тут же увидят преимущества службы в 25 лет по сравнению с пожизненным сроком — и запишутся в армию.
Кстати, можно сравнить и денежно-бытовой эквивалент солдатской службы в разное время. До революции солдату в день полагалось: хлеба — 800 г, мяса — 400 г, крупы — 450 г, соль, а также в небольших количествах — пиво и вино. В вещмешке обязательно были трубка и кисет с табаком — тоже примета времен Петра I. В начале XX века каждый новобранец обходился казне в 120 рублей.
Сейчас рацион солдата расширился: сухой паёк включает две упаковки дорожной каши, две пачки печенья, две банки мясных консервов, сладкое и даже жевательную резинку, однако спиртных напитков в нем не предполагается. Обмундирование и несессер с личными вещами современного служащего армии обходится государству в 14.900 рублей.
Молодое поколение на открытии было представлено юными кадетами одной из кировских школ — пожалуй, более юными, чем можно было бы ожидать для диалога с заслуженными военными: дети спели песню о России и поделились достижениями в скорости сборки автоматов. Военные со своей стороны поделились теплыми воспоминания о службе и выразили надежду на подрастающее поколение. Впрочем, один из них в личной беседе заметил, что воспитание настоящего мужчины начинается все-таки, прежде всего, с семьи.
Анна Демчук
demchyk.ann@yandex.ru
Николай Малков, подполковник милиции в запасе:
Выставка всколыхнула душу. Пока готовился к ней, нашел своих фронтовых друзей, с которыми службу начинал и с которыми ее прошел — встречусь с ними по скайпу, поговорю. Большое спасибо организаторам.
В 1978 году я был призван. На службу тогда шли не как сейчас, с тревогой, а с чувством долга в душе. Родители меня перекрестили. Отец сказал, нужно служить, чтобы не стыдно было. В части, когда прибыли — нам выдали вначале форму 1943 года — вот это очень запомнилось. Потом, конечно, дали современную. Служба была интересная. Я попал в десантные войска. В 1979-м была война Китая и Вьетнама, мы 2,5 месяца были в Забайкалье. Потом — подготовка к Афгану, служба в Иваново. После срочной армии продолжил службу в МВД, в 2007 году демобилизовался в звании подполковника.
Вначале при выходе на пенсию было тяжело. Но потом влился в общественную работу: я участник организации ветеранов войны в Афганистане и Чечне. Мы проводим уроки мужества почти во всех школах Кирова. Я встречался также и со служащими МВД: про службу рассказывал, какие были трудности. У десантников есть такой девиз: «Никто, кроме нас», я добавляю: «А кто, кроме нас, может рассказать, поделиться опытом?».