Отдать швартовы!
В начале августа, в ходе «прямой линии» врио губернатора Кировской области Игорь Васильев заявил о планах региональной власти возобновить судоходство на реке Вятке. Предприниматели и чиновники на прошлой неделе собрались и обсудили: насколько реально вновь сделать главную водную артерию области судоходной и какая польза от этого бизнесу.
Организатором конференции «Река Вятка. Ее роль в экологии и экономике региона», которая состоялась на теплоходе «Флагман», выступила Вятская ТПП. Открывая встречу, президент Союза «Вятская ТПП» Николай Липатников отметил: «Возможностей у реки много, но надо, чтобы люди ей помогли». Готовы ли кировские предприниматели помогать в этом вопросе?
Река-поилица
Павел Горченко, начальник управления водных ресурсов министерства охраны окружающей среды, сообщил: на входе и на выходе из Кировской области качество воды в Вятке одинаковое. Относится к 3-му классу загрязнения — «слабо загрязненное».
- По данным Гидромета последние лет 5 водность реки Вятки — выше средних многолетних значений, - сказал Горченко. - Хотя все мы видим, что река становится мелководной. Дело в том, что судовой ход в прошлом веке постоянно чистили речники.
Также он сообщил: река Вятка является источником питьевого водоснабжения 40% населения Кировской области (города Киров, Кирс и пос. Восточный Омутнинского района).
К глобальным проблемам чиновник отнес сброс ливневых сточных вод без очистки и крайне низкое бюджетное финансирование очистных сооружений на сточных водах.
Рушатся берега
«Река мелеет, зарастает травой, появляются песчаные отмели и косы», - рассказала в своем выступлении Тамара Каземирчик, начальник отдела гидрологии ФГБУ «Верхне-Волжского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды». Она указал ряд участков, где наблюдаются размыв и разрушение берегов Вятки, отметила «удручающее состояние» притоков и ряда природоохранных прибрежных зон.
- Для обеспечения судоходства на реке Вятке необходимы не разовые мероприятия по углублению судоходного хода, а постоянное наблюдение наносов и биологических характеристик в наиболее сложных участках русла, - подытожила Каземирчик. - Для очистки русла нужно иметь специальную технику, возобновить работу «Вятского технического участка». Необходимо разработать научно-практическую программу «Судоходная Вятка» с привлечением средств федерального и областного бюджетов.
Лес — баржами
— В советское время, в 80-е годы, объем грузоперевозок по реке Вятке превышал 10 млн тонн что составляло 3 процента от общего объема Минречфлота, пассажирские перевозки составляли ежегодно до полутора миллионов человек, - напомнил в своем выступлении Александр Васенин, председатель Ассоциации судовладельцев Кировской области. - Это были высокие результаты. Что касается развития реки — нужно подходить комплексно. Нужно делать не только углубление русла, но и ставить дамбы, запруды, укреплять берега... Сегодня рекой занимаемся, в принципе, только мы, энтузиасты. Уже в течение 10 лет работаем на реке, вкладываем свои средства в развитие. Другим пока это не интересно.
По словам Васенина, судовладельцы Вятки пытаются разрабатывать планы развития.
- В ближайших планах — развитие грузоперевозок, - поделился Васенин. - Речь идет о доставке баржами леса из Нагорского района в Киров. Благодаря этому, разгрузятся дороги. Предприятие получит сырье, в котором нуждается в весенний период, когда дороги закрыты. Также мы собираемся развивать грузоперевозки до Вятских Полян и дальше. В советские годы грузы по воде от нас уходили вплоть до Астрахани. Кроме того, в наших планах и развитие пассажирских перевозок. Будут ходить от нас такие же теплоходы, как «Василий Чапаев». Но это все пока, к сожалению, только наши планы. Все, что можем — мы делаем. Если со стороны правительства будет оказана какая-то помощь в развитии судоходства, мы будем ее только приветствовать. И сами рады всегда помочь.
Штрафы не пугают
Ильдус Гизатуллин, руководитель Управления Росприроднадзора по Кировской области, отметил, что в Управлении всего 4 инспектора, которые обслуживают весь регион в части использования водных объектов.
В 2016 году мы провели 34 рейдовых осмотра, большая часть из них — на реке Вятке, в этом году уже 18 рейдов, - сообщил он. - В 2016-м выявлено 31 место несанкционированного размещения отходов, свалок мусора общей площадью около 2 гектаров.
Гизатуллин продемонстрировал фотографии свалок — строительный мусор, бытовые отходы. Все они ликвидированы.
- Отмечу, что больших загрязнений, как, например, в Нижегородской, Ульяновской областях, в Татарстане, самовольного захвата земель прибрежной зоны — у нас нет, - подчеркнул чиновник. - Конечно, нужно приводить Вятку в нормальное состояние, проводить берегоукрепительные работы. Не стоит забывать, что случае открытия крупного судоходства загрязнение реки на порядок возрастет.
Ильдус Гизатуллин заявил, что необходимо менять законодательство об административном судопроизводстве.
В КоАП нужно внести такие изменения, которые не позволили бы гражданам мусорить на берегу рек, - подчеркнул он. - К примеру, статья 8.42, касающаяся использования прибрежной защитной полосы водного объекта с нарушением ведения хозяйственной деятельности, влечет штраф на граждан всего от 3 до 4 тысяч рублей. А на предприятия — от 200 до 400 тысяч! А кто у нас чаще оставляет мусор, отдохнув на берегу реки? Население. Считаю, что для граждан-нарушителей можно штраф повысить, хотя бы до 10-20 тысяч. И если предупреждающие аншлаги будут стоять в местах отдыха граждан, наверное, каждый задумается: убрать за собой мусор или заплатить штраф в 10 тысяч.
Гизатуллин также заявил о необходимости создания экологического фонда в Кировской области, чтобы суммы взысканных с нарушителей штрафов, которые сегодня «неокрашенные» (идут на социальные, иные нужды) тратились конкретно на решение экологических проблем.
Дешевый вид транспорта
Глава Нагорского района Владимир Булычев понастольгировал о временах, когда река Вятка была добрым подспорьем «лесникам».
- В нашем районе в советское время было три леспромхоза, одно сплавное предприятие, - рассказал Булычев. - Ежегодно сплавляли 1,2 миллиона «кубов» леса. Люди были заняты работой. В те годы большинство леса шло в Киров и Слободской. Мне тема сплава леса знакома, я работал директором лемпромхоза. Поддерживаю всех, кто неравнодушен к реке Вятке, к лесным ресурсам, к теме возрождения судоходства.
Также Булычев поделился мнением о том, какого главу Кировской области запомнят и почему.
- Мы того губернатора запомним, который нам построит или целлюлозно-бумажный комбинат, или завод по переработке низкосортной древесины. Низкосортная древесина для нас — самая основная проблема, - продолжил он. - Сегодня мы с леса забираем только 30, максимум 40 процентов! 60-70 процентов — оставляем, это отходы. Почему я заговорил об этой проблеме? Потому что перевозить ее на машинах — нерентабельно. И водный транспорт, баржи или грузовой сплав — оптимальный вариант.
Представитель «Вятского фанерного комбината» Владимир Полищук, рассказал, что «Сегежа груп» (инвестор комбината) имеет опыт перевозки грузов по озеру Онега.
— Мы знаем, сколько это стоит, - отметил он. - Нужно понять, сколько это будет стоить здесь, в Кировской области, чтобы мы могли сопоставить. Автомобильный и железнодорожный виды транспорта имеют свои ограничения: либо весовые, либо сезонные. Идея хорошая, просто нужно ее теперь до конца проработать. Но есть еще один очень важный момент — это реанимирование инфраструктуры: пункт отгрузки, пункт приемки. Сегодня есть такое понятие как аутсорсинг. Важно понять: готовы ли речники предоставлять услуги комплексно (погрузить, отгрузить, привезти). Чтобы мы им показали точку — получили товар. Мы поддерживаем идею возрождения судоходства. Готовы принять посильное участие, если будет интересно — будем работать.
Береговой инфраструктуры нет
Игорь Сидоров, замначальника «Администрации Волжского бассейна внутренних водных путей», рассказал участникам конференции, что сегодня не все возможности Вятки используются для судоходства.
- В настоящее время река Вятка и ее притоки могут быть использованы для судоходства на протяжении 1587 километров, - отметил Сидоров. - А используется сегодня только 685 километров, от города Киров до устья. Вятский район водных путей и судоходства не растерял кадровый состав, есть техника, теплоходы. Есть технически исправный плавучий кран, который может быть использован на очистке русла реки. Но русло- и берегоочистка в настоящее время не финансируются государством. Поэтому если мы будем выполнять какие-то работы, обязательно необходимо решить вопрос с финансированием. Основная составляющая здесь, наверное, - местные бюджеты и заинтересованные частные организации.
Что касаемо круизных теплоходов. «Василий Чапаев», как было сказано, пришел по Вятке, но к берегу так и не подошел. Причина — у нас нет никакой береговой инфраструктуры. Капитаны подобных теплоходов просто не рискуют приставать к берегу. Для этого можно было бы использовать плавучий дебаркадер.
P.S.
Итак, бизнес двумя руками «за» возрождение судоходства на Вятке. Люди готовы помогать и делом, и, по мере возможностей, рублем. Есть у нас и специалисты, правда, с инфраструктурой проблемы. Осталось дело за политической волей и получением федерального финансирования. И тогда, возможно, круизные теплоходы с туристами начнут бороздить просторы Вятки, лесной комплекс получит рентабельный вид транспорта, а дороги в Кировской области станут дольше служить.
Александр Грислис
grislis@mail.ru
Мнения
Ольга Лобастова, директор Центра активного отдыха «Летучий корабль»:
- Постепенно популярность нашего региона растет, к нам туристы едут. Кировская область может привлечь туристов и оздоровительным туризмом в санаториях, и культурно-познавательным, и охотой. У нас много уникальных и интересных объектов. Мы можем занять и занимаем туристов на несколько дней. И, конечно, люди хотят отдыхать на воде. Отмечу, что мы на наших водных маршрутах в Кировской области уже вполне уверенно конкурируем, скажем, с Карелией, Пермским краем. Да, у нас нет «спортивных» рек с категорийными походами, но к нам едут семейные туристы, туристы-новички. Какие есть проблемы? Дороги к рекам у нас не идеальны. Кроме того, очень много подъездов к реке в окрестностях Кирова перегорожены шлагбаумами, поставленными, наверное, незаконно.
Михаил Скворцов, генеральный директор компании «Алмис»:
- Возрождение судоходства на Вятке должно помочь бизнесу. Для лесного комплекса это было огромное подспорье, когда колоссальное количество грузов транспортировалось рекой. В этом процессе было занято огромное количество людей, была огромнейшая экономия транспортных расходов. Во все времена и во всех странах транспортировка водным путем — самая дешевая. Недавно я посетил несколько предприятий в Финляндии и Швеции. Там все крупные лесопильные и деревообрабатывающие заводы — на своих причалах. И это сегодня одно из главнейших конкурентных преимуществ перед нами. Нам, в России, довезти свою продукцию до потребителя, во-первых, очень далеко, а во-вторых, очень дорого, потому что мы используем железную дорогу и автотранспорт — дорогие виды транспортировки.
Сегодня, чтобы победить конкурентов - а они у нас в Германии, странах Скандинавии - тема судоходства для бизнеса очень актуальная.