Благая весть для пиарщиков, маркетологов, программистов, банковских служащих и агрономов: спрос на эти специальности растет, в связи с чем некоторые эксперты прогнозируют на осень восстановление рынка труда в объемах двухлетней давности. Другая новость похуже: роста зарплат работодатели не обещают. Но если уж на рынке оживление, самые талантливые соискатели точно найдут способ подзаработать.
У каршерингового стартапа Darenta, основанного непосредственно перед кризисом в 2014 году, был большой штат сотрудников — от маркетологов до верстальщиков и программистов. В кризис доходы резко упали, и основатель компании Олег Грибанов пошел по обычному на тот момент пути сокращения издержек: бухгалтерию перевел на аутсорсинг, а отдел PR и маркетинга уволил в полном составе. Прошло чуть больше года, и Грибанов понял, что экономия выходит для бизнеса боком: "Однажды мы с партнером пришли на рабочую встречу и поняли, что из-за такой экономии упускаем деньги и заказы. Дальше так жить было нельзя — конкуренты с отделами маркетинга и PR все делали быстрее". А еще выяснилось, что бухгалтерия на аутсорсинге допускает много ошибок, а это значит штрафы, пени и прочие проблемы с налоговиками. В настоящее время компания ищет пиарщиков, маркетологов, верстальщиков, дизайнеров, иллюстраторов и программистов. Требования, конечно, строгие — от пиарщика, например, ждут "владения кальяном на уровне сборной России по футболу", но обещают опцион на 5% акций компании и белую зарплату, которой хватит "на туфли Jimmy Choo и умные часы швейцарской компании Swatch, как у премьера"".
"То программистов не хватает, то менеджеров! — негодует гендиректор агентства Digital.Tools Алексей Волков.— Вот сейчас опять надо пять вакансий закрывать!" Эта компания основана шесть лет назад, занимается поисковой оптимизацией и в кризис сокращений вообще не проводила. Весь последний год тем не менее набирает сотрудников — принимает в большинстве случаев совсем новичков и обучает их в своем корпоративном университете. На доли в компании, большие доходы и красивый офис новым сотрудникам Digital.Tools рассчитывать не приходится: зарплаты небольшие, многим предлагают удаленную работу на позициях начального уровня. Зато обещают быстрый карьерный рост и возможность уже через год перейти в большую компанию на хороший оклад.
Больше работы к осени
О росте числа вакансий и фактическом восстановлении рынка труда до докризисного уровня рекрутеры осторожно говорили еще весной, но тогда речь шла скорее о сезонном росте. Сейчас понятно, что имеет место устойчивый тренд — рынок труда растет уже полгода.
Руководитель службы исследований HeadHunter Мария Игнатова рассказывает, что компании нанимают уволенных в кризис специалистов, иногда заново восстанавливают отделы. "В июне в первый раз за два года мы увидели, что количество вакансий достигло уровня 2014 года. На протяжении последних шести месяцев ситуация улучшалась, и к осени мы сможем наконец этот уровень превысить",— говорит Игнатова. В Москве, по данным компании, открыта 81 тыс. позиций, то есть столичный рынок труда уже вышел на докризисный уровень.
Массовые увольнения 2014 года были связаны с тем, что работодатели надеялись, что кризис будет недолгим и без некоторых подразделений можно будет некоторое время обойтись. "Менеджеры, помня 2008 год, действовали по тому же сценарию: сильно резали косты, намереваясь как-то перетерпеть. Вместо этого получили протяженный кризис, и сейчас людей приходится нанимать",— замечает глава компании JungleJobs Евгения Дворская.
Одна сельскохозяйственная корпорация в Черноземье очень сильно испугалась кризиса и в 2014 году сократила до 70% штата в одном из своих подразделений. Директора доить коров, конечно, не вышли, но если раньше здесь были отдельные специалисты по каждой культуре и агрономы, курирующие отдельные хозяйства, то в связи с кризисом оставили только одного главного агронома и избавились от большинства менеджеров. Прессе сокращения были представлены как оптимизация — ликвидировались якобы только дублирующие должности. На самом же деле эффект от этой "оптимизации" оказался негативным. Продавать продукцию стало некому, а немногочисленные аграрные спецы не успевали реагировать на внештатные ситуации в полях, которых всегда много: сюрпризы погоды, нашествия вредителей, болезни... Теперь компания намерена восстановить все ликвидированные кадровые позиции.
Как всегда, по данным HeadHunter, быстро растет сфера IT — вакансий в этом году стало больше на 30%. Еще заметнее рост предложений в консалтинге (плюс 87%), особенно в специализации "антикризисный менеджмент". Хорошая ситуация и в транспортно-логистической сфере — там прибавка в вакансиях 30%, притом что отчетливый рост начался только в этом году. На 20% увеличилось количество свободных позиций менеджеров по продажам, на 45% — вакансий в индустрии красоты.
Прекрасно себя чувствуют агробизнес и совсем еще юная отрасль робототехники. Основатель рекрутингового агентства Pruffi Алена Владимирская ожидает в этих областях дальнейшего увеличения спроса на персонал всех уровней.
Для агробизнеса экономическая конъюнктура благоприятна вдвойне: ориентированным на внутренний рынок производителям помогает эмбарго, экспортеров же радует ослабление рубля. Растут и набирают новых сотрудников, таким образом, и те и другие. В робототехнике нужны специалисты в связи с большим спросом на автоматизацию рабочих процессов — от касс в супермаркетах до управления производством. В Москве, например, крупными работодателями выступают LG, Huawei, АО "Медицинские инструменты", "СМП Роботикс". Все они в настоящее время ищут профильных программистов и инженеров-разработчиков.
Директор Центра трудовых исследований Высшей школы экономики Владимир Гимпельсон предсказывает увеличение найма также в военно-промышленном комплексе: "В оборону государство сейчас активно вкладывается, поэтому там есть рост и нужны новые специалисты".
Точки без роста
Эксперты, впрочем, предупреждают, что прыгать от радости в связи с ростом экономики пока не стоит — большинства отраслей кадровый позитив не затронет. Сайты поиска работы фиксируют прежде всего запросы крупных и успешных компаний, тогда как средний и малый бизнес людей по-прежнему не нанимает. По словам Владимира Гимпельсона, небольшие предприятия стараются заменить уволенных сотрудников фрилансерами. Например, очень распространенным явлением стала бухгалтерия на аутсорсинге. Гендиректор центра развития бизнеса и карьеры "Перспектива" Наталья Сторожева отмечает, что предприятия продолжают это практиковать, несмотря на то что количество недовольных внешними бухгалтерами весьма велико. Владелец регионального интернет-магазина (предпочел остаться неназванным) рассказал, что бухгалтер-фрилансер его устраивал только до первой проверки налоговой — выяснилось, что половина документов оформлена неверно, а каких-то бумаг и вовсе не хватает. В результате — штрафы, пени, нервы. Теперь у его компании есть штатный бухгалтер, хотя и на полставки.
Противоречивая картина в финансовой сфере — здесь наблюдаются одновременно и сокращения, и массовый наем. Тинькофф-банк, например, сообщает о наличии 15 тыс. вакансий. В начале кризиса банк избавился от некоторого количества сотрудников, потом увеличил штат на 20%. Банк "Хоум Кредит" в кризис уволил сразу 11,5 тыс. человек, а сейчас, по данным HeadHunter, готов нанять 680. ОТП-банк намерен принять на работу 502 специалиста.
Отрицательную динамику в кадрах показали ресторанный, гостиничный бизнес, а также некоммерческие организации. В сфере услуг возможен рост вакансий, полагает Мария Игнатова, но не раньше чем через полгода. К слову, здесь работников стали меньше увольнять, однако ситуация сложная — работодатели с энтузиазмом урезают выплаты персоналу. Чаще всего это незаметно для внешних наблюдателей, но ощутимо для сотрудников. Например, режут премии, которые часто составляют солидную долю дохода трудящихся в этой сфере.
IT в шоколаде
Обычно когда количество вакансий растет, увеличиваются и зарплаты — рынок захватывает соискатель, ему и править бал. Однако руководитель проекта HeadHunter "Банк данных заработных плат" Наталья Данина говорит, что российский рынок действительно становится опять рынком соискателя, но у компаний, испытывающих потребность в новых сотрудниках, нет денег.
Официальные долги по зарплате в этом году выросли на 15% и достигли 4 млрд руб., по данным Росстата. С начала кризиса количество работников, столкнувшихся с невыплатами, увеличилось вдвое — до 74 тыс., где уж тут говорить о повышениях. Чтобы предотвратить рост задолженности, были внесены поправки в Кодекс об административных правонарушениях, а также в Трудовой и Гражданский кодексы: за задержку больше 15 дней кратно выросли штрафы (уплачиваются государству) и пени (уплачиваются сотруднику).
Учитывая ситуацию в экономике, хорошо уже то, что зарплаты в стране перестали падать. По словам Натальи Даниной, в первую половину 2016 года было зафиксировано небольшое повышение номинальных зарплат: у персонала низшего и среднего уровня — примерно на 0,2%, у "топов" — на 2-3%. "Кроме IT, нигде существенного роста зарплаты нет, но и сфер, где оклады режут, почти не осталось",— констатирует она. Для сравнения, в прошлом году падение номинальной зарплаты составило 1%. При этом у руководителей оклады выросли на 10-20%, у рядовых сотрудников не выросли вообще, а начальный уровень потерял 4%. Хорошим "топам" приходится платить все больше, потому что в кризис решения, принимаемые руководителем, особенно важны для благополучия предприятия — цена ошибки сильно увеличивается. Ну а программистам повысили зарплату (на 8%), потому что их всегда не хватает.
Попытка сыграть на кризисе и сократить зарплаты в IT ни к чему не привела из-за большого спроса на продвинутые кадры. В кризис компания "Клеверенс", действующая в сфере автоматизации рабочих мест, избавилась от программистов с относительно низкой квалификацией, надеясь нанять за те же деньги профессионалов покруче. Низкоквалифицированные — это в понимании компании студенты и узкопрофильные спецы, которые не могут освоить смежные области и медленно работают.
Маневр не удался — пришлось даже увеличить расходы. "У нас были люди с зарплатой от 60 до 90 тыс. руб., а новые не идут меньше чем на 140. Старому персоналу тоже подняли зарплату до 120 и выше",— подводит итог эксперимента глава "Клеверенс" Сергей Баженов.
Впрочем, квалифицированный специалист в нынешней ситуации сможет добиться прибавки, даже если он трудится в сфере, отличной от IT. "Многие компании еще не готовы увеличивать ставки или размораживать индексацию, но для высокопрофессиональных кадров всегда готовы сделать исключения",— говорит партнер "Экопси консалтинг" Григорий Финкельштейн.
За прибавку, конечно, нужно будет побороться: добровольно ее почти никто из работодателей давать не собирается. По данным опроса работодателей, проведенного Superjob.ru, только 13% компаний планируют в этом году увеличивать зарплаты персоналу, да и то только тем, кто согласился взять на себя дополнительную работу, отметили в пресс-службе ресурса.
Новые вакансии офисных сотрудников действительно часто отличаются расширенными обязанностями. Например, в конце 2014 года, столкнувшись с падением доходов, система поиска тендеров FindTenders.ru полностью отказалась от отдела техподдержки, а тендерный перевела на сдельную оплату. Зимой этого года техподдержку решили восстановить, но нанимали уже людей, готовых работать на одну ставку еще и офис-менеджером. "Эти сотрудники теперь не только консультируют клиентов по техническим вопросам, но и принимают все входящие звонки, работают с общей почтой, готовят документы и закупают канцелярские товары",— рассказывает исполнительный директор FindTenders Владимир Ивлиев.
МНЕНИЯ:
Геннадий Коновалов, директор по управлению персоналом и безопасности АО "Лепсе":
– У нас на предприятии кризиса нет, мы работаем стабильно уже не один год, развиваемся и модернизируем производство из прибыли, без привлечения кредитных средств. Хотя в 2009 году и возникали проблемы, в основном связанные с прекращением платежей от потребителей гражданской продукции, таких как АвтоВАЗ, мы эти проблемы разрешили и довольно безболезненно вышли из сложной ситуации уже в первом полугодии, не прекратив работу ни по одной из социальных программ. Кризисной ситуацию на «ЛЕПСЕ» в 2014-2015 годах тоже сложно назвать: рабочие моменты решаем совместно со своими партнёрами и ни о каком сокращении речи не ведётся. На протяжении последних лет стабильно принимаем на работу молодых специалистов, в которых потребность не ослабевает в связи с разработкой и освоением новой наукоёмкой продукции, значительной модернизацией производственных мощностей и внедрением современных технологий. Потребность возникает, как правило, в инженерных кадрах и работниках со средне-специальным профессиональным образованием.
На сегодня есть вакансии инженерных кадров высокой квалификации, востребованы рабочие специальности: токари, фрезеровщики, слесари механосборочных работ, слесари-наладчики – также с хорошей подготовкой. Такая потребность связана не только с выполнением гособоронзаказа, но и с разработкой и освоением новых наукоёмких изделий для железных дорог и нефтедобычи. Здесь тоже нужны высококвалифицированные кадры.
Новые кадры в промышленности всегда необходимы, не ослабевает потребность в специалистах-электрониках, системотехниках, в сфере компьютерных технологий, инженерах, которые осваивают новую технику и прогрессивное оборудование, поэтому мы сегодня очень активно работаем на ниве подготовки молодых кадров совместно с нашими учебными заведениями.
Владимир Скобелкин, председатель правления "Первого Дортрансбанка":
- У нас не было ни вынужденных, ни иных производственных сокращений в этот период. Более того мы еще увеличили колличество персонала, в связи с приобретением и открытием нового офиса банка. Кроме того, в нашем банке «текучесть кадров» давно близкая к нулю. И мы этим гордимся и, в том числе поэтому, у нас нет вакансий. Хотя в целом рынок труда «сжимается» и в финансовом секторе. Кадровая оптимизация в ряде финансовых институтов даёт о себе знать: у нас увеличился приток резюме.
Восстановится ли рынок труда к осени? Скорее нет, хотя бы потому, что она (осень) начнется через 17 дней! Да и выпускники вузов и других учебных заведений «вливаются» в рынок труда. Хотя я традиционно оптимистично смотрю в будущее, и с надеждой на максимальную трудозанятость выпускников.