Партия дикоросов
06.09.2015 14:00:00
2680
0
Можно ли делать деньги на том, что растет в лесу?
Первая ассоциация, возникающая в голове при словосочетании «партия дикоросов» - очередная политическая тема. На самом деле все полностью наоборот: речь пойдет о дикорастущих ягодах, грибах, прочих природных радостях и о том, как сделать на них бизнес. И это, возможно, единственная сегодня тема, которую политика никак не задела.
Олег Прохоренко, главный редактор газеты «Бизнес Новости»:
- Тема сегодняшней программы: «Можно ли делать деньги на том, что растет в лесу». Сейчас сезон сбора ягод и грибов в самом разгаре.
Светлана Занько, главный редактор радио «Эхо Москвы в Кирове»:
- Кроме того, Павел Ануфриев, заместитель министра развития предпринимательства и торговли дал распоряжение Облпотребсоюзу предоставить данные о том, кто и чем торгует в нашем регионе. Но что же такое дикоросы?
Олег Прохоренко:
- И что может предоставить Кировская область в этой отрасли на рынок?
Андрей Селезнев, директор компании «Вятские дикоросы»:
- Я прошел большой путь в этом деле и могу сказать, что Кировская область – благодатный край. Мы сейчас сконцентрировались только на грибах и ягодах, а если этот спектр расширить, то и экономика наша будет мощнее. К дикоросам мы можем отнести еще и чаи, или, например, цвет еловой шишки. Они крайне витаминизированы. Как только начинает зеленеть трава, идут песты - растение типа хвоща, только полевой, заливной щавель, потом появляются первые ягоды, летние грибы, дальше осенние грибы и ягоды – брусника, клюква, морошка, рябина. Кроме того в этот же спектр предприятий надо привлекать охотников. Тогда сюда еще добавится и пушнина.
Олег Прохоренко:
- Михаил, как появилась идея с иван-чаем. Это был традиционный напиток на Руси, потом он исчез, а сейчас вы его возрождаете. Зачем?
Михаил Метелев, основатель компании потребительское общество «Русь»:
- Все начиналось с клуба по интересам в пушкинской библиотеке. Мы собирались, готовили интересные выступления, и один из докладов был по иван-чаю. Как водится, поговорили, обсудили и забыли. А я потом начал заготавливать этот чай у себя в деревне. Сами пили, угощали гостей. Вскоре знакомый предложил делать на чае бизнес. Съездили на производство в Городец Нижегородской области. Нам все показали, мы сами почитали информацию и начали все развивать. Закупили небольшие мясорубки в Белоруссии. Заняли денег. Сбыта изначально не было. Как раз все происходило летом 2010 года в жару. Для нас это была благодать, потому что мы ничего тогда еще не имели кроме мясорубок и навесов. Работали я, жена и мой отец. Получилась первая тонна чая. Я наладил сбыт через интернет. В прошлом году получил и патент.
Олег Прохоренко:
- Для этого бизнеса нужная какая-то строгая сертификация, соответствие ГОСТу?
Михаил Метелев:
- Да, есть ряд бумаг, которые необходимо оформить. Сейчас мы делаем 12-15 тонн чая в год.
Светлана Занько:
- Что-то изменилось с тех пор в производстве?
Михаил Метелев:
- Многое – мы закупили новое оборудование, начали менять упаковку, сейчас собираемся еще и дикоросами заняться. У нас бригады в каждом районе области, свои цеха.
Светлана Занько:
- Сейчас вашу продукцию можно найти на полках кировских магазинов?
Михаил Метелев:
- С Кировом мы мало работаем – это маленький город. Оказалось проще пробить рынок в Москве и Санкт-Петербурге. Наши магазины смотрят на столицы – если там продают, то и они берут. В Кирове мы пытались войти в «Глобус», «Магнит», но нас проигнорировали. Все дело в неинформированности нашего населения: большинство об иван-чае просто не знает. Но сейчас уже в каждом регионе и каждом крае по 1-2 производителя иван-чая.
Светлана Занько:
- Андрей Геннадьевич, а с чего вы начали?
Андрей Селезнев:
- Мы начали с ошибки – основной нашей культурой были грибы, поэтому экономическая деятельность в виду сезонности была ограничена. Чтобы произвести качественный продукт, нужно создать хорошие первичные заготовительные пункты. Срок хранения гриба отсутствует – он должен сразу из корзинки лечь на стол и подвергнуться обработке, сортировке и т.д.
Олег Прохоренко:
- То есть в этом бизнесе логистика играет первейшую роль.
Андрей Селезнев:
- Да, и первая же проблема, которая возникает - это первичные сборщики и их недобросовестное отношение к делу. Для того, чтобы работать с дикоросами, человеку нужна внутренняя культура. У нас в Кировской области есть районы, где это хорошо понимают: Лузский и Подосиновский, например (но оттуда продукция, как правило, уходит на север), в Омутнинске и Мурашах, в Котельниче великолепно работает Ежиха.
Играет роль еще и сезонность: непонятно, что делать с людьми, которые проработали у нас пару месяцев – выгонять их на целый год или платить им зарплату просто так?
Олег Прохоренко:
- У нас на связи Андрей Олин. Скажите какое количество населения вашего района занимается сбором грибов, ягод и другого подножного корма?
Андрей Олин, глава Верхнекамского района:
- Все 30 тысяч человек нашего населения занимаются дикоросами. Зарабатывают по-разному. Кто-то берет отпуска на весь период. Собрав ягоды и грибы, их сдают в приемные пункты. Как правило, это частные организации, которые не зарегистрированы и не платят налоги. Приходят машины, все собранное загружается и увозится.
Олег Прохоренко:
- Вы рассматриваете это направление как перспективу для пополнения своего бюджета?
Андрей Олин:
- Для этого надо сначала узаконить этот процесс. Нужно принять законодательный акт на уровне региона. Может быть, должно организоваться муниципальное предприятие, которое бы было единым оператором.
Светлана Занько:
- А вы узнавали, по справедливым ли ценам закупают у населения грибы и ягоды?
Андрей Олин:
- Деньги платят неплохие.
Андрей Селезнев:
- Я считаю, что этим должны заниматься только частные организации, потому что этот бизнес требует гибкости, а государство – это некая косность.
Светлана Занько:
- Для вас, Василий Николаевич, не было неожиданностью то, что министерство вдруг озаботилось дикоросами?
Василий Ямбарышев, заместитель председателя «Облпотребсоюза» по заготовкам:
- Нет, мы работаем давно и тесно и всей информацией всегда делимся. Мы сами пытаемся активизировать этот процесс, но вопросы продвижения этой продукции сейчас тормозятся. Приняты и новые законы, например, о декларировании продукции: если продукт продается в магазине, он должен иметь декларацию о качестве. Но каким образом мы должны проверять каждое отдельное ведро ягод, например, непонятно.
Светлана Занько:
- А что вы просите от правительства? И чувствуете ли поддержку?
Василий Ямбарышев:
- Сейчас мы не попадаем ни в какие программы по поддержке малого бизнеса, потому что мы – обычный бизнес. А нам хотелось бы.
Олег Прохоренко:
- В 2013 году в республике Коми была написана целая программа по развитию дикоросов. Сейчас узнаем у бывшего министра по сельскому хозяйству этой республики, насколько они продвинулись в этом вопросе.
Сергей Чечеткин, министр сельского хозяйства и продовольствия республики Коми (с 2006 по 2014 годы):
- Главной нашей целью было снабдить пункты приема дикоросов оборудованием, которое помогало бы их хранить, а, возможно, перебирать и фасовать. Кроме того, мы хотели, чтобы предприниматели начали заниматься и переработкой дикоросов. Этого, однако, не получилось, потому что маленький цех по переработке сегодня просто нерентабелен. Поэтому всю продукцию сейчас перепродают в центральную Россию, а потом она возвращается в фасованном виде к нам.
Олег Прохоренко:
- Есть ли какая-то отдача для бюджета?
Сергей Чечеткин:
- Конечно, есть. Если предприниматели с помощью нового оборудования смогли увеличить свои объемы в 5-10 раз, то и мы от этого выигрываем. Сейчас программа продолжается, и одно из предприятий также заявляется на новое оборудование.
Андрей Селезнев:
- Есть заготовители, а есть пункты первичной приемки. Я бы на месте нашего правительства разработал такую же как в Коми программу и направил бы ее на предпринимателей, которые работают в сфере первичной закупки и переработки. И лучшим вариантом, я считаю, было бы предоставление оборудования в лизинг. Есть такая пословица: «Голодному не нужно давать рыбу, ему нужно дать удочку». В нашем случае это морозильники, сушилки, веялки, оборудование для варки и т.д. Этот бы вопрос и решил проблему декларирования.
Михаил Метелев:
- Согласен, и нам бы подошла такая программа, потому что мы тоже регулярно покупаем новое оборудование.
Светлана Занько:
- Вы говорили, что вам нужна еще и земля, для чего?
Михаил Метелев:
- Собранный на поле иван-чай потом долго восстанавливается, и на том же месте его собирать снова нельзя. У нас была идея культивировать это растение: мы можем использовать зарастающие поля, чередуя на них в просеках иван-чай с кустарниками. Но сейчас для этого нам не хватает техники, специалистов и земли по льготным ценам.
Татьяна Игошина, заведующая отделом экологии и ресурсоведения ВНИИОЗ им. Житкова:
- У нас сейчас есть посадки в Оричевском районе – там растут клюква, брусника, княженика. На этой территории мы высаживаем их уже пять лет. Сейчас большого интереса к ним никто не проявляет, и мы поддерживаем все на собственном энтузиазме. Дело в том, что дикоросы начинают давать отдачу через пять лет – это слишком большие сроки для бизнеса. Но в целом, я считаю, в Кировской области на этот бизнес смотрят свысока. Да, он хлопотный, но при этом и высокорентабельный. Ежегодный прирост черники, например, в сто раз превосходит ежегодный прирост древесины. А рентабельность переработки дикоросов может составлять 70-80%.
Михаил Метелев:
- Да, лес растет сто лет: за это время мы соберем сто урожаев черники.
Василий Ямбарышев:
- Однако все равно пока одна маленькая Финляндия перерабатывает больше ягод, чем великая Россия.