Пенсия: до и после
О ком позаботится новая Стратегия развития пенсионной системы страны до 2030 года?
«Жить сегодняшним днем» - таков зачастую девиз наших государственных деятелей. Удивительно, как смогла целых десять лет проработать принятая в 2002 году новая пенсионная реформа. Но вот, как только первые «подопытные» дошли до кульминационного действа и на себе оценили результаты новой «сыворотки», «научные деятели» нашего огромного института во главе с главным «профессором» вспомнили о том, что на всех ее не хватит и решили снова перемешать все составляющие.
Забота о «сегодня»
Первые пенсионные выплаты по системе 2002 года начали выдаваться, кстати, только 1 июля этого года. А месяцем позже чиновники заговорили уже о создании новой стратегии. Не доели один пирог, принялись за второй. Зачем?
Со времен Советского Союза, напомним, население нашей страны привыкло к распределительной пенсионной системе, когда те, кто работают содержат тех, кто на пенсии. Казалось бы, куда логичнее. Однако сейчас количество работающего населения существенно сокращается, а пенсионеров — растет. К 2050 году первых должно стать 42 млн человек вместо 47, а вторых 52 вместо 36. Очевидно, что одни других не прокормят.
Власти впервые об этом задумались в 2002 году. Тогда, напомним, пенсия была поделена на три части: базовую, страховую и накопительную. Теоретически каждый работающий мог самостоятельно инвестировать в свою пенсию (для этого и была придумана накопительная часть) и с этими запасами ничего не делалось. Сегодня 22% от зарплаты каждого работника уходит в Пенсионный фонд России: 16 из них идет на распределительную часть пенсии, а 6 — на накопительную (система видоизменилась в 2008 году). Именно вокруг этих 6% (по всей стране накоплена сумма порядка 2 трлн рублей) и возникла дискуссия: часть из накоплений предлагается тоже направлять на пенсии сегодняшние. Дело в том, что дефицит ПФР достиг своей кульминационной точки. Если сейчас он составляет 1,8 млрд рублей, то уже в 2020 году, если ничего не изменится, он будет равен 2,3 млрд рублей. А «заботливые» власти, конечно, же не могут бросить пенсионеров на попечение судьбы.
Копите сами
Первое, что пришло в голову чиновникам, — заткнуть дыру из имеющейся накопительной части, которую они изначально обещали у будущих пенсионеров не забирать. Минтруд предоставил президенту Владимиру Путину новый проект Стратегии развития пенсионной системы до 2030 года. Реформа предполагает переход введенных ранее 4% из 6% накопительной части в распределительную. Судьбу оставшихся 2% граждане могут решить сами: либо отложить их на накопительный счет, либо отправить все на выдачу нынешних пенсий.
За тех, кто промолчит, конечно же, решит «мудрое» государство. Текущие накопления, как отметил глава Пенсионного фонда Антон Дроздов, никуда не исчезнут.
Тем, кто желает сам себе обеспечить достойную старость, предлагается воспользоваться услугами корпоративных или частных пенсионных систем. Если работник будет соблюдать все правила новой «игры», то в итоге он получит пенсию в размере до 60% от утраченного заработка: государственная часть пенсии — 40%, корпоративная часть — 15%, личные накопления — 5%. Но государственная часть пенсии будет доступна только при условии, что человек отработает стаж в 40 лет.
Позже, услышав возмущения общественности этой цифрой (получается, что работать на стаж надо начинать чуть ли не со студенческой скамьи), Владимир Путин волевым решением снизил этот порог до 35 лет. В итоге при нынешних возрастных пенсионных рамках, женщине нужно начинать работать как минимум с 20 лет, мужчине - с 25. Сейчас, кстати, средний размер пенсии составляет 9,7 тыс. рублей, или 36,8% средней зарплаты, а обязательный стаж, который необходим для ее получения, равен 5 годам. Для сравнения, в развитых странах коэффициент замещения равен примерно 60%.
Конечной формулы новой системы пока еще у Минтруда нет, но логично предположить. что отныне меньший стаж будет означать меньшую пенсию и этот факт должен стимулировать людей выходить на пенсию позже. Предполагается также, что увеличение стажа будет происходить постепенно и начнется с 30 лет.
Однако с учетом того, что в стране сегодня средняя продолжительность жизни у мужчин, к примеру, равна всего 64,3 года, подобные намерения кажутся утопичными. Росстат, конечно, прогнозирует повышение этого показателя (см. диаграмму), но за годы реформы опять же у мужчин продолжительность жизни повысится в среднем только на 4 года. Зато дефицит ПФР, по планам чиновников, снизится с 2 до 0,8% ВВП. А именно это — задача номер один.
Время еще есть
«Пострадают» от новой реформы также самозанятое население (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы и главы фермерских хозяйств и т.д.) и работники вредных и опасных производств. Так, предлагается ввести единый для всех тариф страховых взносов. Если сегодня самозанятое население платит в ПФР ежегодно один минимальный размер труда, который составляет 14,3 тыс. рублей, то размер страхового взноса обычного работника достигает 112 тыс. в год. Предлагается уравнять их в этих обязанностях: устанавливается единый для всех категорий страхователей тариф. По прогнозам ПФР: 32,5 тыс рублей в год будет платиться с человека в 2013 году, 40,6 – в 2014 году, 48,7 – в 2015 году.
Работодателей, имеющих вредные и опасные производства, тоже ждет сюрприз — для них ставки страховых взносов на каждого работника повысятся — на несколько процентов по каждому списку (см. таблицу).
Ради экономии власти продумали все возможные методы. Помимо всего прочего будет увеличен так называемый период дожития — среднее количество лет жизни пенсионера. Если сейчас он составляет 18 лет, то в 2013 году он будет увеличен до 19 лет, в 2014 — до 20 лет, в 2015 году — до 21 года. Соответственно, все имеющиеся накопления будут растянуты на эти годы.
Официально общество, конечно, может повлиять на готовящуюся реформу: недавно началось ее общественное обсуждение. Но Владимир Путин потребовал от правительства уже к 15 декабря этого года внести в Госдуму первые законопроекты, касающиеся новой стратегии. Успеют ли к этому времени власти учесть мнения и широкой общественности и экспертов? Они, конечно будут очень стараться.
Подготовила Елена Окатьева
lena.okatieva@yandex.ru
Мнения
Алексей Кудрин, экс-министр финансов России (в интервью РИА-новости):
Можно только сожалеть, что обязательные накопления граждан в размере около 2 триллионов рублей, в том числе 560 миллиардов рублей в НПФ, теряют перспективу и смысл. Это подрывает рынок НПФ до основания. Обязательную накопительную составляющую нельзя приносить в жертву ради краткосрочной цели небольшого уменьшения текущего дефицита Пенсионного фонда.
Сергей Алексашенко, экономист, директор по макроэкономическим исследованиям ГУ «Высшая школа экономики» (комментарий в ЖЖ):
Это не стратегия, а тактика затыкания бюджетных дыр, или пример латания тришкиного кафтана. Период планирования – до 2030 года – касается лишь тех, кто сейчас выходит на пенсию, ибо авторы стратегии предлагают увеличить ожидаемый период выплаты пенсий до 21 года к 2015 году. То есть, речь идет о том, как можно пообещать (условно) достойный образ жизни тем, кто будет выходить на пенсию… накануне следующего выборного цикла, т.е. в 2015-2017 гг. Все, действительно, стратегические вопросы, касающиеся того, а что будет после 2020, хотя порой и обозначены, но остались без ответа.
Валентин Пугач, ректор ВятГУ:
Без разницы, каким путем осуществляется расчет пенсионных выплат: с использованием накопительной части или без нее. Я считаю, что пенсия должна составлять определенную процентную часть от средней зарплаты в стране на момент ее получения. Он не должна опускаться ниже, я думаю, 40%. И даже эта цифра мала. Раньше пенсии было достаточно, чтобы и себя прокормить, и внукам помогать. В настоящий момент механизм формирования и расходования пенсионных средств непрозрачен, что порождает недоверие со стороны населения. Есть опасения, что не очень эффективно расходуются средства. С учетом средней продолжительности жизни, особенно у мужчин, которые часто до пенсии просто не доживают, я считаю, что денег в ПФР должно быть больше.
Владимир Николаев, коммерческий директор «Кировской коммерческой компании»:
Действия властей непоследовательны. В итоге мы вернемся к советской системе, когда все получают поровну несмотря на отчисляемые взносы. Зачем тогда белые зарплаты и разные взносы, если все равно все будет у всех одинаково? Я понимаю только одно — денег на сегодняшних пенсионеров нет, надо их где-то взять. Но о будущих пенсионерах никто не думает.