Почем "звезды"?
Можно ли в Кирове заработать на гастролях, должно ли государство контролировать этот рынок и почему промоутеры держат в строжайшем секрете фамилии «рейтинговых артистов»?
Эти и другие вопросы обсудили в программе «Разворот на бизнес»в эфире радиостанции «Эхо Москвы в Кирове» ведущие кировские промоутеры.
За чистоту рядов
Олег Прохоренко, главный редактор газеты «Бизнес Новости»: Мы сегодня обсуждаем такую тему: «Почем «звезды»? Можно ли в Кирове заработать на гастролях?» Мы взяли эту тему не только в преддверии концертного сезона. Политическая ситуация сыграла роль: артисты сегодня стали разменной монетой в политических играх.
Светлана Занько, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы в Кирове»: Ну и про кризис хотелось бы поговорить — то ли мы уже в рецессии, то ли в депрессии...
Олег Прохоренко: А билеты на концерт — это все же не так насущно. Приведу слова Михаила Шурыгина, хозяина компании NCA (специализируется на организации концертов западных звезд): «Полная неразбериха в билетном хозяйстве, плохо выстроенная концертная инфраструктура, разнобой в ценах — вот главные особенности звездного бизнеса. Система налогообложения подталкивает работать в серую. Стимула легализации своих доходов нет ни у промоутеров, ни у артистов». Сказано это было несколько лет назад. Изменилась ли ситуация? Что греха таить, рынок законодательно государством практически не регулируется, поэтому зайти в него может каждый, и наломать дров тоже может каждый.
Светлана Шулятьева, арт-директор компании «Арт-гастроли»: Сегодня действительно нет никаких фильтров.
Олег Прохоренко: А они нужны? Депутат от «Справедливой России» Алексей Митрофанов в прошлом году предлагал обязать концертных агентов иметь банковские гарантии на сумму 150 млн рублей.
Светлана Шулятьева: Это все обсуждаемо. И суммы должны быть, наверное, поменьше. Но какая-то гарантия у зрителя должна быть.
Руслан Мамедов, художественный руководитель КЦ«Аполло» при Центре культуры и туризма : Я могу сказать только одно: наша деятельность в гражданском законодательстве называется просто — предоставление услуг. И все давно придумано и нормативными актами отрегулировано. Как говорил Остап Бендер: надо чтить уголовный кодекс. В нашем случае, правда, гражданский. Мы в прошлом году столкнулись с такой ситуацией, когда люди банально с поддельными документами заходили в этот бизнес. Мы же, в свою очередь, боремся за чистоту рядов. И в Кирове в этом плане ситуация одна из самых благоприятных по стране. Здесь работает 5-6 высокопрофессиональных людей, которые занимаются этим делом уже несколько лет. Все артисты, приезжая в Киров, удивляются хорошему качеству звука и света. И по логистике Вятка на хорошем трафике. Поэтому сюда ездили и будут ездить артисты. Если бы при этом и у промоутеров, и у руководителей площадок, и у средств массовой информации повышался уровень корпоративной ответственности, если бы все придерживались некоего профессионального кодекса, в целом регулировать не надо было бы ничего. Все регулирует само дело. Даже если человек все соблюдает, не факт, что он, зайдя в бизнес, сразу получит дивиденды, успех и так далее.
Светлана Шулятьева: Совсем не факт. Люди считают, что в «звездном» бизнесе все легко, и деньги можно заработать быстро.
Светлана Занько: Сплошной праздник!
Светлана Шулятьева: А на самом деле нужен опыт, анализ рынка — все, как в любом бизнесе.
Руслан Мамедов: Люди думают так: договорился с артистом, заплатил ему две копейки, а билеты продал по сто рублей. И все. В 99% случаев мы мониторим эту ситуацию и понимаем: это изначально мертворожденный ребенок. Мы звоним медийным спонсорам, звоним руководителям площадок, предупреждаем, что заявленного концерта в итоге не будет, а на это нам отвечают: «Да какая нам разница!»
Олег Прохоренко: Руслан, ты сейчас подсказал возможную форму регулирования рынка. У строителей, проектировщиков, например, существуют саморегулируемые организации. Может быть это выход и для вашего бизнеса?
Светлана Шулятьева: Мы уже создали в Кирове независимую ассоциацию. В нее входят только люди, которые давно занимаются этим бизнесом, знают всю структуру, люди, которым можно доверять.
Руслан Мамедов: Инициатором создания этой ассоциации стал наш авторитетнейший товарищ Юрий Телегин.
«Стало совсем не интересно»
Светлана Занько: Мы как раз пытаемся дозвониться до Юрия Телегина. И звонок Сергею Орлову у нас сорвался. Но я могу озвучить позицию Сергея. Он сказал мне о бизнесе следующее: «Я занимаюсь сейчас только тем, что мне самому интересно. И занимаюсь этим ради удовольствия, а деньги зарабатываю на другом. Это вообще не бизнес, стало совсем не интересно, слишком велики риски и слишком мала прибыль. Вот это правда».
Руслан Мамедов: Абсолютно правильно. Что касается Сергея, то он сам музыкант, и он получает удовольствие от того, что привозит своих любимых артистов. Это неплохое хобби — делиться радостью как минимум с 70-80% зала.
Светлана Занько: Светлана, а для вас дело, которым вы занимаетесь — тоже хобби?
Светлана Шулятьева: Для меня — бизнес.
Светлана Занько: Устраивает ли вас сегодняшнее состояние бизнеса? Статистика, которую приводят специалисты в публичном пространстве говорит о том, что нормальный доход промоутера составляет 3-5% от общего вала. Действительно такая ситуация?
Светлана Шулятьева: Это зависит индивидуально от каждого мероприятия. И даже эти 3-5% можно не заработать, если соберется только половина зала.
Руслан Мамедов: Не забывайте, что у нас есть еще российское авторское право, налоги, реклама, нужно заплатить за аренду площадки, заплатить ребятам, которые поставили тебе свет и звук, артисту, РЖД или авиакомпании... Бизнес не такой прибыльный, как кажется. И зачем сюда люди, простите, ломятся, я даже не могу понять. Последние два-три года творится какой-то кошмар. При этом бизнес еще и сезонный. Творческий сезон начинается с сентября и заканчивается в мае. Из этих месяцев самые активные — конец октября, ноябрь (70% концертов в году), начало декабря, затем конец февраля, март и середина апреля.
Светлана Шулятьева: Хотя в Казани, например, и летом концерты проходят. Но в Кирове люди летом, видимо, занимаются другими делами.
Руслан Мамедов: Картошку мы сажаем.
Светлана Занько: А площадок в Кирове дотаточно?
Руслан Мамедов: Две самые активные площадки - ДК «Родина» и «Филармония». Здесь проходит 90% концертов.
Олег Прохоренко: А «Гауди»?
Руслан Мамедов: Клиент «Гауди Hall» очень молодой. Эта площадка заточена на диджейскую культуру, на роковую. Есть еще ряд площадок — ДК «Железнодорожников», Драмтеатр, Цирк. Но в том же Цирке 1600 мест. Сегодня на такое количество зрителей не рассчитывает никто.
Светлана Занько: То есть по площадкам в Кирове ничего нового не появилось и не предвидится. Разве что оперный театр построят?
Руслан Мамедов: Ёперный театр, я бы сказал. Кто будет руководить новыми площадками?
Олег Прохоренко: Менеджеров не хватает?
Руслан Мамедов: Их просто нет. Голод колоссальный.
Светлана Занько: Хочу зачитать СМС, которая пришла к нам. Она единственная, но очень выразительная: «Не ходим на концерты и подобные мероприятия. Неинтересно, будь то хоть Джексон, хоть самая зазвезда. Нет площадок, как раньше. А до вашего бизнеса нам дела нет». Подписался товарищ: граждане города Кирова.
Руслан Мамедов: Думаю, увидимся с вами на концертах, граждане города Кирова.
Никаких фамилий
Светлана Занько: Давайте поговорим об артистах. Уровень артистов, которых привозят в Киров — всегда дискутируем. Были и такие прецеденты (и многие тогда удивлялись), когда привозили, например, Юрия Шевчука.
Олег Прохоренко: Или «Машину времени».
Руслан Мамедов: А что удивительного? Что вы кокетничаете, товарищи, в эфире? Это группы, которые нравятся Никите Белых, Григорию Гусельникову... Люди собрали денег и привезли эти группы.
Светлана Занько: Хорошо, а какие артисты пользуются спросом в Кирове?
Светлана Шулятьева: Есть понятие «очень рейтинговый артист», но в Кирове мы не заработаем на нем ни рубля. Например, Филипп Киркоров...
Руслан Мамедов: Каждый год ездит дяденька. Или есть такой замечательный артист Валерий Меладзе, везде его очень сильно любят, а в Кирове как будто карма какая-то. Не любят грузинов, понимаете, здесь. Сосо Павлиашвили тоже зал не соберет. Но люди, которые придут на концерт, будут в гуманитарном шоке, потому что это артисты высочайшего уровня, они делают уникальное шоу.
Светлана Шулятьева: Или вот нас спрашивают: что вы возите сплошные антрепризы и комедии. А на что-то серьезное люди не идут. Проект «Театр Маяковского» я продавала полгода!
Светлана Занько: А на кого идут без проблем?
Светлана Шулятьева: Пусть это нашим секретом останется.
Светлана Занько: Мы наконец связались с Юрием Телегиным, самым опытным человеком в этом бизнесе. Здравствуйте, Юрий Валентинович. Вы знаете, коллеги ваши не признаются мне, не озвучивают хотя бы пару фамилий, которые гарантированно соберут зал.
Юрий Телегин: Они правильно делают. Этот бизнес очень рискованный. Я бы тоже не называл никаких фамилий.
Светлана Занько: Я знаю, что у вас был запланирован приезд Дианы Арбениной. В свете той шумихи, которая поднялась вокруг нескольких артистов, в том числе Дианы, не сорвется ли концерт и приедет ли она?
Юрий Телегин: Думаю, что концерт должен состояться. Шумиха сейчас идет не вокруг имени Арбениной, а в основном вокруг имени Андрея Вадимовича Макаревича.
Светлана Занько: А к высказыванию Сергея Орлова («Это не бизнес, стало совсем не интересно. Слишком велики риски, слишком мала доля прибыли») как относитесь?
Юрий Телегин: Я совершенно согласен. Бизнес, если его так можно называть, в нашем городе, да и во всей стране, довольно рискованный. Есть такая поговорка: знать бы прикуп, быть бы в дамках.
Культурные люди
Руслан Мамедов: У нашей деятельности, слава Богу, есть еще и гуманитарная сторона. Как ни крути, это не только бизнес, это формирование культурного пространства, потому что мы не пирожками торгуем, мы привозим артистов. И работают в этом деле, в первую очередь, не бизнесмены, а культурные и образованные люди. И мне отрадно, что мы впятером-вшестером формируем здесь культурную среду.
Светлана Занько: Так может от того, что не бизнесмены работают, этот бизнес и не выглядит, как бизнес?
Руслан Мамедов: Я видел людей, которые занимались этим делом исключительно ради денег, и по ним плачет 159-я статья (мошенничество).
Светлана Занько: Дмитрий Шиляев, директор Центра современного искусства «Галерея Прогресса» у нас на связи. Дмитрий, ты тоже привозишь артистов. Является ли это бизнесом для тебя?
Дмитрий Шиляев: Бизнесом это, конечно, не является, но что радует - на площадках становится больше людей. Это уже успех. Мы сейчас привозим музыкантов мирового уровня. И люди идут, и благодарят нас. И с каждым разом людей становится больше. К нам идет молодежь, им интересно то, что мы делаем, и у нас получается взаимодействовать с инициативными группами. Я считаю, что в нашем веке очень важно, чтобы была возможность взаимодействовать с бизнесом, властью и инициативными группами, только так возможно достичь успеха. У нас каким-то образом это получилось и это прекрасно. В целом же «Галерея» - дотационный проект. И бизнес пока не готов поддерживать культурные проекты. Мне проще, потому что я сам — директор рекламного агентства, и сам с собой я всегда договорюсь.
Светлана Занько: Спасибо, Дмитрий. У меня еще такой вопрос к нашим гостям: а были ли такие ситуации, когда вы хотели привезти артиста, или спектакль, а в силу тех или иных причин властьимущие не давали вам привезти этого артиста.
Руслан Мамедов: Никогда в жизни. Потому что никакая власть не контролирует свободный рынок. Сегодня культурное пространство — свободное, цензуры нет. Так и должно быть.
Олег Прохоренко: Традиционный итоговый вопрос: можно ли заработать на гастролях?
Светлана Шулятьева: Мы бы не занимались этим, если бы не зарабатывали.
Руслан Мамедов: Для достойной жизни заработать можно достаточно, но риски очень большие.
Подготовила Мария Петухова
petuhova.mv@gmail.com