Под бодрый «Марш славянки»
Размышления о спектакле «Я (не) уеду из Кирова».
Нью-Йорк, Париж, Мексика, Санкт-Петербург: таковы лишь некоторые из направлений географических мечтаний кировских школьников. Пока нынешние выпускники уезжают только со сцены «Театра на Спасской». Зато почти все. Там на прошлой неделе состоялась долгожданная премьера спектакля-размышления на злобу дня «Я (не) уеду из Кирова».
Борис Павлович, художественный руководитель театра, сам только пять лет назад осел в Кирове. Приехал и все удивились: «Но вы же от нас скоро уедете?», - спрашивали его с намеком, что он все равно в итоге бросит провинциальный театр. Борис Дмитриевич никому обратное и не доказывал, потому что и сам для себя не знал ответа на этот вопрос. Он просто живет здесь, потому что ему нравится творить именно в этом театре. Сегодня нравится. А кто знает, что будет завтра.
А школьники из его нового спектакля (совершенно обычные люди, ставшие ненадолго актерами и сыгравшие самих себя), хотя и привязаны к городу, но желают уехать и искать что-то лучшее. Они, напомним, начиная с ноября прошлого года писали сочинения на тему эмиграции, из которых потом выбрали самые интересные. И их авторы отправились сначала в тренинговый лагерь, а потом и на сцену, чтобы рассказать зрителю, что сегодня творится в современных детских мыслях. Получилась своеобразная ностальгия по детству для взрослых и довольно сыроватая театральная работа самих детей-актеров. Это, конечно, и не был спектакль в классическом понимании этого слова, ставка в работе делалась не на профессионализм, а на искренность. Павлович угадал: верить захотелось.
И к тому же, когда мы последний раз что-то слышали о проблемах детского мира, кроме педофилии и детской преступности? А они вот же, рядом:
«Я недавно захожу в магазин, покупаю сок, а мужик в очереди передо мной покупает пиво. И я думаю, какой счастливый мужик! И мне тоже так хочется, чтобы все перестали от меня постоянно что-то требовать: сдать ЕГЭ, поступить в вуз».
«Недавно ко мне приехал друг из Питера, мы пошли в кино. А там все сидели и матерились. Он меня спрашивает – почему все матерятся? А я ему – ну, наверное, фильм такие эмоции вызывает. Выходим, значит, из кинотеатра. Он мне: «А почему эта женщина сматерилась, а почему тот мужчина матом говорит?». И я реально начинаю думать, что все вокруг матерятся. До этого для меня это все было просто фоном».
«Одна моя знакомая милая девочка, ей 13 лет, шла как-то поздно из школы, а у нее капюшон глаза закрывает и на плечах кофта с «Арией». На встречу ей ребята лет 18-20. И вдруг ей как прилетит кулаком в губу. Она упала, а они пошли дальше. И все из-за того, что на ней ботинки какие-то не такие».
Мысли, рассказы, мечты, и обязательная, несмотря ни на что, привязанность к Кирову: «А я недавно шла около центрального рынка. И вот там стоял старый дом. От него пахло деревом и настоящим дымом из печи, и я подумала, что наверное для меня этот запах – это и есть родина». Только этого слишком мало, чтобы ребята остались с ней навсегда. Они задают Кирову вопросы: когда же у тебя появятся нормальные дороги и тротуары, почему кировчане такие злые, почему улицы такие грязные, почему ты так рано ложишься спать, когда ты станешь освещенным и безопасным, а мы для тебя что-нибудь значим. В безответном молчании дети уезжают под «Марш славянки» - в известном направлении. А ответа и нет, и патриотично они поступают или нет, тоже никто не скажет. Потому что и судей нет.
Елена Окатьева
lena_vuali@mail.ru