Полетели
Россияне, похоже, привыкли к экономической ситуации и вспомнили о заграничных курортах и пляжах. Популярные пляжные направления показали взрывной рост, например, Тунису удалось увеличить число российских отдыхающих более чем в три раза. А впереди — новогодние каникулы. Куда полетим?
На Кипр или в Абхазию
Темпы падения рынка выездного туризма замедлились более чем в три раза: по итогам девяти месяцев 2016 года он потерял лишь 6% поездок, свидетельствует официальная статистика. Ряд популярных пляжных направлений показывает просто взрывной рост. Например, Тунису удалось увеличить число российских отдыхающих более чем в три раза.
Об этом сообщает «Ъ» со ссылкой на данные Росстата за январь—сентябрь 2016 года. По информации ведомства, за этот период россияне совершили 25,78 млн туристических поездок, что на 6,1% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. За первые девять месяцев 2015 года тот же показатель сократился на 20,4% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года (с 34,48 млн до 27,45 млн).
По версии Росстата, в число наиболее популярных туристических направлений для россиян вошли приграничные республики бывшего СССР, в частности, Казахстан и Украина, а также Абхазия. Впрочем, поездки туда не всегда носят классические туристические цели. Кроме них, в десятке наиболее востребованных российскими путешественниками направлений оказались Китай, популярность которого выросла на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, Эстония (рост на 1,1%), Греция (20,1%) и Кипр (43,3%). Максимальный рост турпотока в январе—сентябре 2016 года показал Тунис: число туристических поездок в эту страну выросло на 158%, до 568 тыс. Популярность Болгарии увеличилась на 31% (до 518 тыс. поездок), Таиланда — на 28% (до 562 тыс.), Грузии — на 18% (до 595 тыс.), Испании — на 12% (до 665 тыс.), Италии — на 4% (до 557 тыс.).
Эти данные сходятся с озвученными ранее расчетами Ассоциации туроператоров России (АТОР), согласно которым наиболее востребованным направлением на организованном рынке по итогам девяти месяцев стала Испания. Турпоток в Испанию вырос на 3,3% по сравнению с уровнем прошлого года, на втором месте Таиланд, прибавивший 21,6%, на третьем — Кипр (44,5%). В то же время Росавиация, ссылаясь на оперативные данные, сообщила, что российские авиакомпании увеличили пассажирские перевозки в ноябре этого года на 15,1% (до 6,5 млн человек) по сравнению с тем же периодом 2015 года.
Представитель Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина объясняет, что с 2014 году Росстат рассчитывает число туристических поездок по методике Всемирной туристской организации (UNWTO). «По этой методике туристами считаются не только те, кто декларирует соответствующую цель поездки, но и выезжающие по частному приглашению, по делам, на лечение, в соседнюю страну за продуктами или другими товарами»,— объясняет она. Госпожа Тюрина предлагает ориентироваться на данные пограничной службы ФСБ. По ее словам, по этим расчетам общий выезд из России за рубеж за девять месяцев сократился на 11,5% до 25,9 млн, количество турпоездок снизилось на 24,4% до 7,6 млн.
Какие изменились к концу года туристические настроения кировчан? В Кирове пока не наблюдается заметного роста числа желающих отдохнуть, сохраняются тенденции начала 2016-го. Как заявил «Бизнес Новостям» представитель одного турагентства, о росте благосостояния населения Кировской области и желании тратить средства на отдых будет известно, пожалуй, только в начале 2017 года, когда туроператорами будет активно запущено «раннее бронирование» на лето.
Праздник к нам приходит...
Между тем, 2017-ый уже не за горами. Стоит ли ожидать роста туристической активности россиян на самых длинных каникулах в году? Продажи организованных туров за рубеж на новогодние праздники в этом году могут сократиться на 15%, рассказала «Ъ» исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе. Пока это предварительные прогнозы, общая картина за декабрь еще может измениться, отметила она. Вместе с привычным падением спроса меняется структура продаж туроператоров. По данным Ломидзе, за этот год заметно выросла доля дальнемагистральных направлений: если год назад на период новогодних праздников на них приходилось 20% продаж, то теперь это 30-35%.
Подсчеты турагентств подтверждают это. По оценкам объединенной сети «Горячие туры», самым популярным новогодним направлением сейчас остается Таиланд: на его долю приходится 23% продаж, 10% занимает Индия. В десятку наиболее востребованных стран входят также Вьетнам и Доминиканская Республика. К слову, в министерстве туризма Таиланда, как сообщают федеральные СМИ, заявили: с начала 2016 года число россиян, отдохнувших в этой стране, выросло на 23%.
Впрочем, говоря о новогоднем отдыхе наших сограждан, не стоит забывать, что для россиян это прежде всего праздник семейный. Об этом свидетельствуют и данные опроса, проведенного kommersant.ru. Почти 70% его участников на вопрос «Где вы встречаете Новый год?» ответили: «Дома». Заграничные поездки в этот праздник предпочли лишь 5% проголосовавших, путешествия по России — 2%. Но туризм внутренний — это уже другая история.
Александр Грислис
grislis@mail.ru
Елена Фетисова, замдиректора турагентства «Южный берег»:
- Тунис в этом году отвоевал пальму первенства выездного туризма среди недорогого пляжного отдыха. Этому способствовало закрытие продаж туров в Турцию и Египет, короткий перелет, отсутствие виз, система питания «все включено».
На втором месте по спросу туры на Кипр — альтернатива дорогому отдыху в Европе, без виз. Также в этом году (осенне-зимний период) отмечается рост турпотока в направлении Таиланда, Вьетнама, Индии (Гоа).
Еще в сезоне 2016 у кировских туристов вызвала интерес Иордания, она явилась альтернативой египетскому отдыху на полюбившемся Красном море.
Ну и, конечно, в этом сезоне случился небывалый всплеск спроса на отечественные курорты (Краснодарский край, Крым, Абхазия).
Что касается новогодних туров, как всегда на первом месте у кировчан встреча Нового года в Казани. Также большой спрос на туры в Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Москву, Великий Устюг, туры по Золотому кольцу.
Из зарубежных направлений кировчане предпочитают встретить Новый год в Таиланде, ОАЭ и на Гоа.
Александр Буртин, коммерческий директор Тез Тур (TezTour):
- Очевидно, что в ближайшие 2 года туризм не вернется в докризисное состояние и эпоху под названием «сытые времена». У нас во главе угла - строжайшая рентабельность и задача «не потерять». Да, мы ужимаемся, обрезаем нерентабельные хвосты, но это нормальные бизнес-процессы, которые не увеличивают кассовый разрыв и не позволяют нам уходить «в минус». Компания тратит ровно столько денег, сколько есть. И готовиться, наверное, надо к худшему, но все наверняка будет лучше. После любого падения, неизменно следует рост.
За 20 лет наши граждане из закрытой страны превратились в одних из самых желанных и «рентабельных» гостей в любом уголке мира. На поддержку и продвижение своих стран в России министерства туризма тратят немалые деньги. Отельеры тоже верят в силу русского рынка, те же китайцы активно путешествующие сейчас, - очень специфичная аудитория и клиентура. Они предпочитают самое дешевое размещение.
Люди не перестанут путешествовать. Все-таки мы уже привыкли ездить, увидели мир и нам хочется быть его частью.
(trn-news.ru)