Поменялись местами
За 5 лет аграрная и перерабатывающая отрасли промышленности не досчитались 3 млн человек. Зато госаппарат прирос на 757 тыс. сотрудников.
Круглый стол
Участники:
Дмитрий Сергеев, директор строительной компании «Маяковская»
Владимир Филин, технический директор завода «Лесмаш»
Леонид Трушников, ректор Кировского института переподготовки и повышения квалификации кадров АПК
Павел Ануфриев, глава департамента развития предпринимательства и торговли Кировской области
Владимир Савиных, генеральный директор завода «Здрава»
Обрабатывающая отрасль – индикатор упадка экономики. К такому мнению пришли аналитики компании «Финэкспертиза». По их наблюденим, в течение прошедших 5 лет аграрная и перерабатывающая отрасли промышленности не досчитались 3 млн человек. Зато госаппарат прирос на 757 тыс. сотрудников. При этом Кремль рассчитывает, что к 2014 году вклад обрабатывающих производств в ВВП России вырастет с 14,9 до 15,5%. Возможно ли это и если да, то за счет каких ресурсов?
Незаметные перемещения
Леонид Трушников:
- Сегодня доля сельского хозяйства в валовом региональном продукте составляет 9,8%. Но трактовать цифры надо всегда осторожно. Был, скажем, колхоз. Он обанкротился. Юридического лица больше нет, но часть работников стали индивидуальными предпринимателями в том же сегменте рынка. Почему остаются не все? А кто сможет долго выдержать рабочий день с 4 утра до 10 вечера, да еще без выходных? Доярки только так и трудятся. Чтобы меньше увольнений было, нужно создавать условия. У нас элементарно отопления нет в деревнях. Люди по помещениям в валенках ходят. Усугубляет ситуацию дискриминация на правительственном уровне: власти предлагают дать учителям или медикам по миллиону, если те едут на село. А почему агроному сектору деньги не положены?
Павел Ануфриев:
- Высвобождение сотрудников не обязательно свидетельствует о деградации отрасли или отсутствии условий. Например, в случае внедрения современного оборудования может наблюдаться сокращение персонала.
Дмитрий Сергеев:
- Тоже думаю, что миграция работников из одной отрасли в другую - нормальное явление. Сфера услуг в стране недостаточно развита, есть возможность организовать собственное дело. Честно скажу: мы кадровые перемещения никак не почувствовали. Хотя увеличение числа чиновников говорит о том, что дело не в порядке...
Павел Ануфриев:
- В Кировской области существует «табу» на увеличение числа госслужащих. Единственная причина, по которой это может произойти, - передача полномочий с федерального уровня.
Владимир Савиных:
- Прямое влияние на экономику госаппарат оказывал в советское время. Сегодня задача власти – создавать условия для нормального функционирования предприятий. В идеале с развитием рыночных отношений количество чиновников должно уменьшаться. А у нас... Это выливается примерно в следующее: приходит запрос от какого-либо ведомства с просьбой обозначить в цифрах перспективу развития до 2020 года. В сегодняшних условиях такие расчеты можно более-менее объективно приводить на 3, максимум на 5 лет вперед. И то довольно приблизительно, потому что ситуация постоянно меняется. При планировании на более длительный период прогноз будет больше напоминать стратегию. А нас просят дать конкретику по численности сотрудников, по энергозатратам... Выходит, армия чиновников иногда занимается тем, что мало актуально в реальной экономике.
Владимир Филин:
- В нашей отрасли одна из причин кадровой проблемы - низкая рентабельность в размере 10-12%. Надо снизить НДС до 10%, как во всем мире, вернуть прежний размер ЕСН. У предприятий, особенно малых, из-за высоких налогов просто не остается оборотных средств для покупки материалов и расширения производства. Тот же опытный образец новой машины для демонстрации покупателям изготовить без серьезных вложений не получится.
Владимир Савиных:
- Недавно выступал министр финансов Антон Силуанов, который заверил, что государство не планирует увеличивать налоги. Но внутри системы возможны перераспределения ставок. Это часто приводит к увеличению нагрузки. Если последствия изменений плохо продуманы, то за просчеты будет платить именно бизнес. С другой стороны, не хочется всю ответственность перекладывать на государство. Думаю, предприятиям тоже нужно уметь работать в новых условиях. До сих пор многие не позаботились о модернизации производства, оптимизации затрат, повышении эффективности. Не секрет, что производительность труда на российских предприятиях в несколько раз ниже, чем на аналогичных за рубежом. Вот вам и уровень развития экономического потенциала. Хотя и мы, и они работаем на похожем оборудовании и используем сходное по цене и составу сырье.
Владимир Филин:
- Все упирается в инвестиции. Будут инвестиции - появятся новые машины и кадры. Надо привлекать в промышленность молодежь, повышать престиж инженерно-технического образования.
Отщипнем от военных
Дмитрий Сергеев:
- На мой взгляд, основной источник роста промышленности Кировской области - поддержка военно-промышленного комплекса. И этот рост должен повлечь качественное обновление всех производственных мощностей. Оборонная промышленность составляет львиную долю крупных товаропроизводителей в регионе. Заказы будут формироваться на долгосрочной основе, что позволит предприятиям планировать свою деятельность на более длительный период. Экономические процессы естественным образом начнут подталкивать руководителей к проведению технического перевооружения. Разумеется, обновление основных средств подразумевает реконструкцию зданий. Значит, будет работа у строителей. Они начнут активнее приобретать стройматериалы. Рубль, вложенный в реальный сектор производства, активизирует работу нескольких смежных отраслей.
Если государство будет реализовывать то, что наобещало, увеличение показателей в реальном секторе экономики в пределах 14–15,5% в течение ближайших трех лет вполне возможно.
Другое дело, конкретно по строительству бешеного развития не ожидаю. По объемам вводимых мощностей развитие будет стабильным, на уровне до 5% ежегодно. Показатели могут разово меняться с появлением новых проектов. Завершение незаконченных заводов, таких как завод по переливанию крови, могут давать скачки показателей до десятков процентов. Но общая тенденция на рынке строительного комплекса существенно не изменится.
Павел Ануфриев:
- Мы должны понимать, что российская промышленность – это не только «оборонка». У меня вызывает сомнение, что другие сферы промышленности, на которые не распространяется госзаказ, будут развиваться такими же высокими темпами.
Владимир Савиных:
- По поводу развития. На федеральном уровне заявлено, что реальный сектор экономики должен ежегодно расти в пределах 14–15,5%, в то время как в официальных прогнозах для сырьевых отраслей этот показатель ограничен 8,6–9,2%. Однако 15-16% с учетом инфляции - это минимум, необходимый для простого воспроизводства. Показатель же 8-9% означает, что страна собирается стоять на месте. Во многом причина такой постановки задач в том, что у страны нет внятной промышленной политики, что существует экономическая и политическая неопределенность. И связана она с незащищенностью бизнеса. Неопределенность усугубляет положение.
Павел Ануфриев:
- Среднероссийский показатель – это «средняя температура по больнице». Например, темпы развития кировской промышленности по итогам 2011 года выше этой «температуры» на 3,8%. Если мы говорим о сокращении численности занятых в промышленности, оно пришлось на 2008-2009 годы – разгар экономического кризиса. В 2010-2011 этот процесс замедлился. Одновременно наблюдается рост объемов производства промышленной продукции.
Владимир Филин:
- Рост промышленности в Кировской области в 2011 году обусловлен ростом таких показателей, как добыча полезных ископаемых, обрабатывающих производств. В целом по производству лесных машин объемы выросли в 2-2,5 раза. Причина этому - появление спроса на нашу лесную отечественную технику и запасные части.
Под одним брендом
Леонид Трушников:
- Для аграрного сектора 2011 год тоже был благоприятным. Лидируем в ПФО по продуктивности молочного скота, получили неплохой урожай зерновых культур. На фоне остальных российских регионов тоже неплохо выглядим. Почему? Когда сельским хозяйством занимались все подряд, показатели были «бледненькими». Сейчас остались в основном сильные предприятия, которые умело компенсируют отсутствие на рынке своих бывших конкурентов, ныне банкротов. Поэтому я бы остановился на более оптимистичном прогнозе. Выжившие хозяйства набирают обороты, приобретают качественную импортную технику, позволяющую обходиться 5 тракторами там, где раньше требовалось 60. Существенное влияние на рост аграрной промышленности окажет строительство крупного сырного завода в Стрижах. Если этот проект осуществится, то вслед за ним поднимется вся отрасль Кировской области. Раньше у нас было 80 тыс. коров, осталось менее 15, потому что некому продать молоко. А Стрижи потребуют 800 тыс. тонн молока в сутки. Без увеличения спроса планируй ни планируй - никакого прогресса не будет. А прогресс нужен, особенно на фоне вступления России в ВТО.
В одиночку в новых условиях сельхозпредприятия и фермеры не выживут. Зарубежный опыт показывает, что аграрный сектор конкурентноспособен только в составе агрофирм и кластеров. Поэтому кировские фермеры и сельхозпроизводители не должны конкурировать между собой за рынки сбыта. Правильнее было бы объединиться ради создания более дешевой продукции под единым вятским брендом. Тогда мы станем интересны федеральным торговым сетям, тогда же сможем быть уверены, что зарубежные товары существенно не повлияют на наши рыночные позиции. Инициатива должна исходить и от самих предпринимателей, и от администрации. Пока, к сожалению, ничего не происходит.
Владимир Савиных:
- Я бы не сказал, что вступление России в ВТО существенно скажется на темпах развития пищевой промышленности, потому что не только по масложировой, но и по многим другим отраслям наши покупатели привыкли, что отечественные продукты более качественные, чем зарубежные. Подводные камни, конечно, все равно остаются. Например, открытие рынка может привести к росту цен и усилению конкуренции, изменению конъюнктуры в целом. Выход один - думать о модернизации производства и повышении производительности. А государству - позаботиться о поддержке отдельных отраслей. В частности, упорядочить меры технического регулирования. Сегодня они должны быть направлены на сохранение и развитие отечественной промышленности. Пока же от вступления в ВТО больше всего выигрывают сырьевые отрасли: те же нефтедобыча и металлургия. А для внутреннего потребления особых плюсов я не вижу.
Павел Ануфриев:
- К сожалению, сегодня российская экономика носит сырьевую направленность. От цен на российскую нефть и газ напрямую зависит наполняемость бюджета и, как следствие, реализация всех социальных программ, программ по модернизации экономики, уровень доходов населения, величина потребительского спроса и другие макро- и микроэкономические показатели. На мой взгляд, темпы роста большинства отраслей промышленности будут находиться на уровне темпов роста сырьевого сектора, либо ниже его.
Дмитрий Сергеев:
- Мне кажется, что вступление России в ВТО не повлечет резких изменений. Я думаю, это влияние мы почувствуем через 3-5 лет, когда ускорится процесс исчезновения неэффективных предприятий во всех отраслях, но возрастет потребность в некоторых видах продукции, на пути которой сейчас существуют искусственные преграды. Пока у нас есть время подготовиться.
Павел Ануфриев:
- Относительно вступления России в ВТО никогда не было и, наверное, не будет единого мнения. На мой взгляд, основной удар придется по промышленному производству, машиностроению, ориентированному на внутрироссийский рынок. К сожалению, большинство отечественных производств неконкурентноспособны по параметру «цена-качество». Серьезно может пострадать сфера сельского хозяйства, банковский сектор, сфера страховых услуг. У нас еще есть переходный период от 1 года до 7 лет в зависимости от различных товарных групп. Главное – разумно распорядиться имеющимся временем.
Надежда Курнакова
kurnakova_1985@mail.ru