«Театр на Спасской» уже который раз вызывает зрителя на диалог: на этот раз предлагается окунуться в древнегреческий мир и сравнить его с днем сегодняшним.

Послание от Диониса

12.02.2017 17:26:00 1406 0

На прошлой неделе в Театре на Спасской прошла пятая «лекция на лестнице» - часть проекта, который стартовал еще в прошлом году. Говорили о начале театра – об античности. Вопрос о том, что даст Дионисий современности, остался открытым.

Весьма увлекательную лекцию (даже для тех, кто уже был когда-то, в пору учебы, погружен в античность) провели Екатерина Рябова, театральный критик, историк театра, кандидат искусствоведения, и Степан Пектеев, режиссер «Театра на Спасской».
Лекция призвана подготовить зрителя к новому спектаклю – «Проект 80: Midea», премьера которого состоится 26 февраля. Он станет продолжением работы, созданной в ноябре прошлого года к юбилею театра. Как и в прошлый раз это будет не то чтобы спектакль, а высказывание. В качестве основы режиссер Степан Пектеев выбрал древнегреческие пьесы «Вакханки» и «Медею». Почему?

Екатерина: Античность – это время зарождения театральных текстов, представлений. Конечно, они отличались от того, что мы видим сегодня. Кроме того, менялось и наше представление о том, как выглядело античное театральное искусство.
Для древнегреческого театра принципиальны несколько вещей. Это общественное предприятие – форма некой гражданской повинности. Не пойти в театр было бы также странно, как не пойти, например, служить в армию или на выборы. Сами театры были устроены по принципу стадиона: при этом акустика там была прекрасной. Актеры же сначала выступали в масках.

Степан: В античности был праздник – «Великие дионисии», к которым приурочивали состязания драматургов. Автор своей пьесы, как правило, и играл главную роль. Обычные зрители выбирали победителей.
В древнегреческом театре было два начала: аполлоническое – начало гармоничной и рациональной красоты, созидающее, и дионисийское – начало безумия, пляски, захлестывающей энергии. Из них и возник сам театр.

Сама театральная трагедия воспринималась иначе. Она не должна была заставлять публику плакать. Зритель должен был испытывать ужас, а потом катарсис, чтобы очиститься от этого ужаса. Также лекторы рассказали о том, что у главного героя античной трагедии уже изначально присутствовало чувство вины, что за ним почти всегда следует злой рок, а за проступок  человек всегда будет наказан, даже если тот был совершен по воле богов. В связи с этим у гостей лекции возник вопрос: готовящийся спектакль создается для того, чтобы «поиграть» в античный театр или его режиссер чувствует некие сотрясения сегодняшнего дня, которые могут чему-то предшествовать.

– Пьеса «Вакханки» фиксирует некую перемену, - ответил Степан Пектеев. - Царь Пенфей чтит богов, но при этом ему приходится как-то договариваться с социумом. Он выступает в роли менеджера или управленца, желающего, чтобы все нормально функционировало. Потом приходит Дионис и говорит, что мы сейчас все сожжем и будет по-другому.  К слову, 26 февраля – это чуть ли не начало февральской революции. Конечно, можно говорить, что и сейчас в мире происходит что-то важное. Но это присуще каждому времени – ощущение того, что мы доживаем последние дни, что скоро наступит конец света. Наш спектакль будет не просто игрой, а неким посланием. Не уверен, что театр может предложить внятную альтернативу реальности кроме своей иллюзорности. Но время, проведенное здесь, может спровоцировать какие-то изменения у вас.
Предлагая подобный спектакль зрителю, «Театр на Спасской» заявляет, что таким образом он ведет поиск актуального театрального языка, такого, который бы помог вовлечь  современного человека в диалог. Так, в «Вакханках» рушится идеальный мир главного героя, на его смену приходит война и разрушение старых представлений об идеалах. Как это соотносится с нашим временем? Этот вопрос театр оставляет открытым. И судя по всему, он потребует от зрителя очень серьезной рефлексии.

Елена Окатьева
Lena.okatieva@yandex.ru
VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте