Превосходим ожидания
За последние годы интерес к Кирову как к туристическому городу сильно возрос — наши гости нас хвалят. Особенно можно отметить развитие семейного туризма. Об этом в интервью «Бизнес Новостям» рассказала директор центра активного отдыха «Летучий корабль» Ольга Лобастова.
- Ольга Анатольевна, мы беседовали с вами в 2012 году. Тогда ваша компания еще была в начале пути. Что представляет из себя сегодня «Заповедник сказок» и «Летучий корабль»?
— Мы живем, растем, развиваемся. Этой зимой у нас произошло серьезное обновление: построили новый дом Кикиморы Вятской, в котором теперь достойно можно принимать иногородние группы. Поставили Сказочную версту, указывающую расстояние до других сказочных персонажей, обустроили входную группу, получившую название Богатырской, оформили домик Снегурочки. А еще, как говорится, «не было бы счастья, да несчастье помогло». Осенью у нас случился пожар: сгорело помещение для чаепитий. Мы были вынуждены всего за один месяц (так как у нас уже заранее забронированы группы на весь декабрь) построить новое. Сейчас очень довольны тем, что есть новая чайная: с высокими потолками, панорамными окнами, просторная и удобная для гостей.
- А почему произошел пожар?
— Короткое замыкание. Нашей вины нет, но это стало своеобразным экзаменом для нас. Ситуация казалась патовой. Удалось найти по-хорошему «сумасшедших» партнеров, которые согласились по новым технологиям построить для нас совершенно новый дом за этот невероятный срок.
- Сколько у вас сегодня сотрудников?
— 23 штатных. Кроме того, многих мы приглашаем на проектную работу: это аниматоры, гиды, инструкторы водных походов.
- На аниматоров у нас никто не учит: вы их сами для себя готовите?
— Да, сами. Осенью, перед сезоном проводим школу аниматоров, куда приглашаем молодых ребят, смотрим, насколько они артистичны, общительны, проводим с ними занятия по технике речи, актерскому мастерству, по медицине и безопасности. Лучшие из них остаются с нами на проектах. У нас даже есть своя градация: от новичков до «богов анимации».
- А спектр вашей деятельности за это время расширился?
— Мы не брали пока совершенно новых направлений — их у нас пять: детский, активный, корпоративный, экскурсионный туризм и транспортные услуги. И это немало. В каждом из них вводим новинки, а транспортный цех расширился до пяти автобусов.
- В стране кризис, этого никто не отрицает. И потребительский спрос на все виды услуг падает. В вашей сфере это прослеживается?
— В разных направлениях и разных сезонах ощущается по-разному. Например, снизилась потребность в весенних масленичных программах, на том же уровне держатся выпускные. Хорошо растет въездной туризм, увеличивается количество корпоративов. Большая часть корпоративных клиентов у нас постоянные. Например, есть фирма, которая каждое лето заказывает у нас корпоративы.
- Откуда к вам приезжают туристы?
— Из Нижнего Новгорода, Йошкар-Олы, Ижевска, Перми, Глазова, Котласа. И совершенно неожиданно очень много групп приезжает из Архангельска, хотя им приходится добираться до нас целые сутки и с пересадкой. Думаю, это происходит потому, что мы много средств вкладываем в продвижение нашей деятельности по России: ездим на выставки, участвуем в воркшопах, делаем много интересных презентаций. Это все работает. Кроме того, устраиваем разные событийные мероприятия, благодаря которым интересны в том числе и федеральным СМИ. В это воскресенье (17 марта — прим. «БН»), например, одна из радиостанций пять минут рассказывала про Кикимору Вятскую. Разные телеканалы обращаются за помощью в подготовке сюжетов про нас, в «Вечернем Урганте» также был «Острый репортаж» о «Заповеднике». Это работает на узнаваемость: люди в одном месте услышали что-то, в другом, а потом, когда им предлагают к нам приехать, уже знают, о чем идет речь.
Кроме того, в последнее время в Кирове появилось столько объектов для семейного туризма, о которых в других городах даже не мечтали. У нас есть и «Юркин-парк», и «Заповедник сказок», и Детский космический центр, и Палеонтологический музей, и фабрика игрушек «Весна» — это все очень интересно детям. Зимой у нас были поставлены рекорды: самый продолжительный тур — мы принимали группу детей на целые шесть дней – и самый массовый тур: туристический поезд численностью 700 человек. Очень приятно слышать после всех этих экскурсий: «Мы от Кирова такого не ожидали». То есть мы превосходим ожидания и перспективы у нас огромные. Хотя, конечно, без ложки дегтя в бочке меда не обойтись.
- Что вы имеете в виду?
— В России стало очень сложно организовать детские туристические группы. Действует много запретов, сложностей, связанных с перевозками как по железным дорогам, так и автобусами. Иногда школы просто никуда не отпускают детей, чтобы не нести за них ответственности. На недавней конференции по детскому туризму прозвучала такая информация: в 2018 году в России было всего 0,7 организованных поездок на одного ребенка, включая внутригородские: в театры и музеи. Это значит, что у нас огромное количество детей за год ни разу никуда не выехало. Административные барьеры делают детский туризм практически невозможным. У нас работает диспетчер по транспорту, который, практически не поднимая головы, целыми днями занимается согласованиями разных перевозок. При этом очень трудно объяснить родителям, почему детская путевка стоит дороже взрослой. А все дело в огромных затратах.
- Стало ли в Кирове больше фирм, которые занимаются внутренним туризмом?
— Я бы так не сказала. В музеях нам говорят, что группы туристов к ним привозим только мы. В этой сфере заслужить имя и доверие очень непросто.
- Я правильно понимаю, что за последнее время сам Киров стал более узнаваемым?
— Да. Ситуация в корне изменилась. Когда 12 лет назад мы приезжали на выставки и раздавали там презентации со своими маршрутами, никто ничего не знал о нашем городе. А сейчас нас узнают. Правда, не все знают, где находится сам Киров (свой Киров есть в Мурманской, и Калужской областях, есть Кировоград и т.д.). Поэтому я всегда выступала за возвращение нашему городу исторического названия Вятка. С ним у людей сразу возникают знакомые ассоциации. Вятка одна, и она уникальна.
- Недавно на заседании Общественной палаты обсуждался вопрос о том, что в Заречном парке вами застроена территория особо-охраняемой зоны. Почему к вам возникли такие претензии?
— Их нам предъявил краевед-эколог, который когда-то создал проект экологической тропы в Заречном парке. В реальности востребованной оказалась только та часть экотропы, которая проходила по сухим местам далеко за пределами территории «Заповедника сказок». А другая часть, требовавшая обустройства заболоченных мест, оказалась нереализованной.
Когда мы начали свою деятельность в Заречном парке, на нашей территории никаких признаков тропы не было. Мы никому не помешали, ничего не перекрыли. Сейчас экологическая тропа существует, она обновлена, на ней может побывать любой желающий.
Территория, на которой находится «Заповедник сказок», относится к рекреационной зоне, в которой разрешены наши виды деятельности, возможно возведение тех сооружений, которые у нас имеются. В этом нас поддерживает и министерство охраны окружающей среды Кировской области.
- А на каких основаниях вы располагаетесь на этом земельном участке?
— У нас заключено соглашение с администрацией города о сотрудничестве при проведении культурно-массовых мероприятий, по которому мы несем обязательства по содержанию Заречного парка в целом. Обслуживаем не только территорию «Заповедника сказок», но и другие места отдыха Заречного парка: проводим обработку от клеща, собираем мусор, окашиваем тропы, оплачиваем работы по созданию мелиоративных противопожарных полос. Эти немалые расходы находятся на наших плечах. Многие отмечают, что в Заречном парке стало больше порядка. По дальнейшему развитию парка мы ведем переговоры с администрацией.
- Вы имеете в виду концессию?
— Взять в концессию весь парк для нас нереально. Сейчас вместе с администрацией подбираем вариант, который бы устроил всех. Что касается концессий, то удачного опыта в этом вопросе по паркам в России мало. Мы недавно ездили на форум парковой ассоциации, где пообщались с коллегами из разных городов. Например, в Казани обсуждался подобный вариант, но инвестор отказался принять предлагаемые условия.
Конечно, в каждом регионе могут быть свои правила и условия, однако федеральный закон о концессиях не очень гибкий. Мы же не можем гарантировать свой доход — а если количество посетителей вдруг окажется в разы меньше? Кроме того, строить в парке инфраструктуру, которая могла бы приносить прибыль (например, кафе) нельзя по экологическим ограничениям. Непредсказуемая ситуация с половодьями делает бизнес очень рискованным. А концессия предполагает огромное количество расходов: арендную и концессионную плату, страхование, обслуживание парка и т.д.
- Если вдруг по каким-то причинам не получится дальше развиваться на этой территории, вы готовы это делать где-то в другом месте?
— Это очень сложный вопрос, и об этом не хочется даже думать. Скажу, что приглашения к нам поступали. Нам предлагали открыть свой филиал в Суздале. Мы рассматривали вопрос сезонного проекта в Крыму. Также поступало предложение запустить совместный проект в Москве. Но мы, конечно, пока делаем акцент на дальнейшее развитие своего парка в Кирове.
- Какая-то поддержка со стороны властей сейчас у вас есть?
— В этом вопросе бывали и лучшие времена. Когда-то мы и субсидии получали, и с точки зрения имиджа нас поддерживали. Сейчас даже областной центр развития туризма и его туристско-информационный центр — наши конкуренты, которые организовывают свои туры и экскурсии, продавая их по меньшей цене. Они работают за счет бюджетных средств, не платя аренду и налоги. Об этом не раз поднимался вопрос на всероссийских выставках. Конечно, такое не в каждом городе. Есть ТИЦы, которые работают на коммерческой основе, так же, как и другой бизнес. Но наш ТИЦ — бюджетный.
- Как изменилась за последнее время городская инфраструктура?
— На самом деле все не так плохо. Гостиниц у нас достаточно, и нам их хватает. Наши туристы всегда ими довольны. Хорошие отношения у нас сложились с заведениями общепита. Стало легче найти большие комфортабельные автобусы. С железнодорожным вокзалом очень хорошие отношения: их персонал всегда готов к приему наших туристических групп. Кировские музеи продумывают каждую экскурсию до мелочей. Настолько все организовано, что все наши туристы Киров очень хвалят. А сравнивая, например, с Великим Устюгом, заявляют: по уровню сервиса мы на порядок выше.
Архитекторы, которые к нам приезжают, говорят, что старый центр нашего города отлично сохранился, что большая редкость. Туристы только отмечают с грустью, что в Кирове плохо с освещением и с тем, что жизнь у нас замирает уже в девять часов вечера.
- Какой вы видите вашу компанию через несколько лет?
— Как говорится, «хочешь насмешить Бога, расскажи ему о своих планах». В нынешних обстоятельствах я повременю говорить об этом. У нас есть планы, с коллективом они обсуждаются, но озвучивать их я пока не буду.
Досье
Ольга Лобастова, совладелец и директор центра активного отдыха «Летучий корабль».
Дата и место рождения: 16 апреля 1961 года, Архангельская область.
Образование: Высшее. В 1983 году окончила географический факультет Архангельского государственного педагогического института имени Ломоносова.
Карьера:
1983 — 1984 гг.— учитель географии в Кодинской средней школе;
1984 — 1986 гг.— завотделом учащейся молодежи Онежского горкома комсомола;
1987 - 1988 гг.— работала в Доме пионеров в Кирове;
1988 — 1996 гг.— учитель географии в школе № 25;
1997 — 2002 гг.— методист Городского центра детского туризма и экскурсий;
2003 год гг.— директор туристско-экскурсионного центра учебно-тренингового центра «Открытый мир»;
с 2007 г. — совладелец и директор Центра активного отдыха «Летучий корабль».
Увлечения: путешествия.
Любимое место: Кий-остров на Белом море (недалеко от моей родины).
Любимая книга: «Бизнес в стиле фанк», Кьелл А. Нордстрем, Йонас Риддерстрале.
Любимая музыка: туристские песни у костра.
Девиз: К черту все – берись и делай!
Елена Окатьева
lena.okatieva@yandex.ru