Приказано: не сносить
Министр промышленности и торговли Денис Мантуров объявил о спасении ларьков. Для того, чтобы прекратить с ними войну, решено внести правки в закон «О торговле».
В Кирове же все еще реализуется городская схема размещения НТО (нестационарных торговых объектов): свой внешний вид с мэрией пока согласовали только сети; индивидуальные предприниматели пытаются вариться в собственном соку. Выстоят ли они до того, как будут приняты новые федеральные поправки?
«За» и «Против» НТО
Выступая в Курской области на совещании по развитию сельского хозяйства министр Мантуров сказал о том, что в российских регионах стали принудительно закрывать ларьки и палатки, торгующие продуктами питания. Под раздачу попали и мелкие торговые объекты, в которых можно было перекусить.
– В ряде регионов установилась практика принудительного сокращения численности торговых объектов, которая не объясняется никакими экономическими факторами, - сказал Мантуров. - Об этом свидетельствует многократно возросшее количество жалоб предпринимателей на произвол местных властей и ликвидацию их бизнеса. - Всего за каких-то пару лет, с 2011 по 2013 годы малый бизнес в регионах начал жаловаться на закрытие своих торговых точек в 3-4 раза чаще. Осуждают этот процесс и покупатели – за тот же срок жалоб от них поступило на 4,8 раза больше.
В Кирове, как мы знаем, своя история жалоб, судов и их скандальных решений. Так, снос неугодных мэрии ларьков начался в декабре 2012 года. Тогда Гордума утвердила схему размещения НТО, созданную специалистами, считающими, что нестационарные торговые объекты нарушают правила благоустройства города: они либо не там стоят, либо не так выглядят. Кроме того, в деятельности НТО были выявлены различные нарушения, в том числе была зафиксирована продажа запрещенной продукции. Поэтому при разработке новой схемы большое количество ларьков не было включено в проект. С их владельцами были расторгнуты договоры, а сами объекты начали демонтировать. Яркий пример этого можно было наблюдать на Преображенской, 41, когда для сноса ларька приехал кран, но на защиту объекта встал депутат Заксобрания Валерий Туруло. Технике пришлось отъехать, но ненадолго. Ларек все равно был снесен ночью. В апреле прошлого года уведомления о необходимости закрыть и перенести свои объекты пришли и в те компании, ларьки которых всегда считались под защитой мэрии – «Роспечать», «Ключ здоровья», павильоны и киоски, торгующие продуктами питания. Поднялся большой шум – на их защиту встал весь город. Тогда же весной Александр Седельников, начальник управления развития предпринимательства и потребительского рынка администрации Кирова объявил о том, что создана схема, в которую вошли 365 НТО и имеется дополнительно 53 свободных земельных участка. Схема НТО утверждена и подписана на год. Всего к весне судом были приняты решения о демонтаже 14 объектов и об отмене 17 решений о ликвидации ларьков.
А в феврале этого года Минпромторг разослал во все регионы страны информационные письма, в которых рекомендовал местным властям не сносить киоски при утверждении новых схем размещения НТО, а в случае ликвидации ларька предоставлять предпринимателям другие места для своего размещения. Кроме того, в Минпромторге негативно отнеслись и к случаям ликвидации торговых объектов. Кировская администрация в то же время отправила в адрес пресс-службы судебных приставов письмо с просьбой отложить демонтаж НТО.
Из ларька – в павильон
В июне этого года количество законных НТО в Кирове изменилось. Так, на рабочей коллегии в начале лета Седельников сказал, что из 497 НТО 281 попали в схему и заключили договор на право размещения до 2016 года (всего такое право имеют 296 НТО). Но при этом 134 предпринимателя, чьи дела находятся в суде или по ним уже вынесено судебное решение, могут заключить с Горадминистрацией мировые соглашения и попасть в схему (пока таких желающих только 95). 67 земельных участков являются свободными и выставлены на аукцион. Также у специалистов из мэрии возникли проблемы с 36 торговыми местами, выкупленными Ассоциацией защиты прав малого и среднего бизнеса Кировской области, так как заключать договоры о размещении возможно только непосредственно с предпринимателями, а Ассоциация является некоммерческой организацией.
Тогда же мэрия потребовала от предпринимателей привести свои ларьки в нормальный вид, однако не проиллюстрировала, какой именно вид она считает нормальным. Было решено отложить презентацию на месяц. Пока же предприниматели сами переделывают свои ларьки под павильоны: просто сносят одну стену, углубляют ее и получается, что ларек имеет вход под крышей. Как правило, это выглядит очень убого. Зато бизнес получает право торговать сигаретами. «БН» узнали изнутри принципы новой ларечной торговли.
– Наш владелец плохо говорит по-русски, - рассказала «БН» одна девушка-продавец, когда мы попросили телефон собственника ларька. – Но он намерен работать и дальше. Это у него не один ларек, он переделывает их под павильоны. Закрываться он не намерен.
В другом ларьке меня встретила еще более разговорчивая женщина-продавец и бездомная собака, которую та приютила на время поиска новых хозяев. Вот так, оказывается, ларьки выполняют еще и социальную функцию.
– Хозяйка не против, волонтеры принесли, и я оставила собаку здесь. - говорит продавец, тоже не давая номер телефона своей владелицы. – Думаю, скоро хозяйка закроет свой бизнес. У нее только один ларек, поэтому не страшно. Скоро будут требовать, чтобы все ларьки приняли общий вид. Для нас это будет накладно – новый ларек стоит около 400 тыс. рублей. Но в нем нельзя сейчас продавать ни сигареты, ни алкоголь, а это невыгодно. К тому же возле остановок нельзя находиться, поэтому скоро нас тут, видимо, не будет.
Постояв внаклонку пять минут, я узнала также, что зарплата у продавцов в среднем 700 рублей за смену, и им эта работа нравится. Но стало понятно, что стандартные ларьки, всегда продававшие пиво и сигареты, наводнившие нашу страну в 90-е, скоро в любом случае будут в дефиците. Сама мэрия, к слову, прямого влияния на их дальнейшую судьбу теперь не оказывает. Согласованием внешнего вида и заключением договоров занимаются теруправления. Так, по словам Алексея Вершинина, главы Ленинского района Кирова, административные органы не навязывают ларькам какой-то определенный внешний облик, а просто согласовывают их предложения. Так, уже согласовали свой вид компании «Ключ здоровья», «Роспечать» и владельцы некоторых ларьков, торгующих хлебобулочными изделиями. Хозяева ларьков, не продающих какую-то специфическую продукцию, а занимающиеся продажей соков, шоколада и т.д. в Ленинский район за согласованием еще не обращались.
– У всех есть право написать нам заявление и заключить договор, - рассказывает Вершинин. – Для этого мы должны быть уверены в том, что ларек будет иметь надлежащий вид, и что его обслуживание будет отвечать все санитарным нормам. Кроме того, нужно выплатить все долги по аренде, а таких должников у нас тоже немало. Мы, например, были возмущены тем, как предприниматель переделал ларек возле мэрии: сделал вход из поликарбоната. С нами этот процесс не был согласован, поэтому сейчас мы решаем с ним этот вопрос в индивидуальном порядке. Думаю, придем к соглашению о том, как должен выглядеть этот ларек. О том, что необходимо согласовать внешний вид своего объекта, оповещен каждый предприниматель – всем разосланы уведомления.
В 2012 году, когда началась ожесточенная борьба ларечников против власти, к делу была привлечена и служба УФАС. Тогда антимонопольщики признали факт нарушения администрацией города Кирова и терруправлением Ленинского района закона о защите конкуренции. Однако Арбитражный суд Кировской области встал на сторону мэрии. Последние же полгода, по словам Артема Молчанова, руководителя УФАС по Кировской области, не появилось ни одного письма от владельцев ларьков. «Жалобы были, когда была составлена первая схема размещения ларьков в городе. – говорит Молчанов. – Но потом схема была расширена и вопросов от предпринимателей стало меньше».
Помощь оставшимся
Самую выгодную позицию в этом вопросе заняло федеральное правительство: когда стандартных ларьков, торгующих пивом и сигаретами (в том числе и благодаря федеральным законам) уже почти не осталось, было официально объявлено, что ларьки будут защищаться. Так, Денис Мантуров все на той же встрече в Курской области объявил, что в его ведомстве сейчас разрабатывается законопроект, который внесет поправки, запрещающие снос ларьков, в закон «О торговле». «Однако с учетом сложившейся ситуации и срочности необходимо дать субъектам России поручение запретить произвольное сокращение количества торговых объектов, в контакте с предпринимательским сообществом проводить работу по увеличению количества объектов, реализующих продукты питания, прежде всего», - сказал Мантуров.
Новые постановления, к слову, могут поручить регионам заключать договоры с малым бизнесом и выдавать ему разрешения на установку НТО минимум на пять лет (сейчас в среднем договор заключается на год). А срок этот могут продлить тем предпринимателям, которые пожелают продолжить работу без проведения торгов.
По словам вице-президента общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Владислава Корочкина, процесс выдавливания с рынка НТО был связан с желанием крупного бизнеса консолидировать свой бизнес в регионах и увеличить объем продаж. По его мнению, именно малый бизнес поможет стране в решении продовольственной безопасности, потому что у него нет проблем с логистикой и местным производителям с ларьками легче договориться.
Тем временем, пока готовятся долгожданные для малого бизнеса изменения в закон «О торговле», принятая в Кирове схема НТО продолжает действовать. Есть такое выражение: «В России действует только один закон: «Ни один закон не имеет обратной силы». Поэтому те ларьки, которые уже ушли с поля битвы, вряд ли вернутся обратно из-за неожиданных извинений Минпромторга. Эту хитрую победу опять одержали власти.
Елена Окатьева
lena.okatieva@yandex.ru