Приручить рубль
По данным экспертов, из-за коррупции в сфере госзакупок бюджет страны теряет до 1 трлн рублей в год.
Изменить ситуацию должен принципиально новый законопроект, посвященный федеральной контрактной системе. «Все новое - хорошо забытое старое», видимо, подумали чиновники и включили в документ основные положения прежнего 94-ФЗ.
Революция с вариантами
Скорректировать систему госзаказа бывший президент Дмитрий Медведев поручил правительству в ноябре 2010 года. Однако проект с революционными идеями появился сейчас.
Федеральной контрактной системы прежде не существовало, было размещение заказов, а это лишь часть закупочного цикла, считает глава областного департамента госзакупок Елена Мальцева. Документ предполагает планирование, прогнозирование, размещение и исполнение контрактов. Важно, что предусмотрена процедура расторжения контрактов со стороны заказчика, отмечает и.о. руководителя областного управления антимонопольной службы Артем Молчанов. Например, если поставщик окажется недобросовестным, таким, как столичная «Компания «Гарантия-Строй», которая выиграла торги по обслуживанию дорог на 2012 год, не имея ни техники, ни людей. Контракт заключили с «Вятавтодором», а москвичи «испарились». Ничего оспаривать они не стали, говорит глава областного департамента дорожного хозяйства и транспорта Альберт Запольских.
Чтобы отлучить подобные фирмы от аукционов, разработчики решили усилить полномочия контролирующих органов. Например, усовершенствовали процедуру ведения реестра недобросовестных поставщиков. Ввели реестр недобросовестных заказчиков, что усложнит совершение злоупотреблений, полагает руководитель правовых проектов Центра антикоррупционных исследований «Трансперенси Интернешнл» Юлия Ткачева.
- Как это будет реализовано, говорить пока сложно. Нужно дождаться принятия документа, - считает Елена Мальцева.
По ее словам, кировчане тоже направили предложения в минэкономразвития. Например, по установлению зависимости между объемом заказов и количеством специалистов, которые их размещают. В Москве решили, что нужно создать специализированные контрактные службы, которые будут работать только с аукционами. На Вятке опасаются, что мера приведет к необоснованному росту госаппарата. Эту точку зрения разделяет также глава кировских антимонопольщиков Артем Молчанов.
Другая региональная поправка касалась практического применения статьи об антидемпинговых торгах. 94-ФЗ работает по принципу «у кого дешевле, тот и прав». За счет чего уменьшена стоимость работ, никто не объясняет. Все понимают - страдает качество. Новый законопроект более удобен. Если документ примут без изменений, поставщикам придется обосновывать резкое (более 25%) снижение цены, изначально предложенной заказчиком.
- Нельзя отрицать, что 94-ФЗ позволил сэкономить более 1,3 млрд бюджетных рублей и допустил к аукционам малый и средний бизнес, - добавляет позитива Молчанов.
Однако на том же вятскополянском кирпичном заводе признаются, что от госконтрактов отказались еще до кризиса. Они не выгодны предприятиям с крупным оборотом - деньги поступают постепенно и не всегда своевременно. А тратиться на энергоносители и топливо нужно постоянно.
Недостатки между строк
Теперь о противоречиях.
- Недавно главврач ЦРБ в Слободском приобрел картофель по цене в 1,5 раза выше средней по городу. Средняя стоимость килограмма условно 10 рублей. Стартовая цена лота, скажем, 50 рублей. Документов, которые бы регулировали методику определения начальной цены контракта нет. В итоге поставщик предложил 20 рублей за кило и победил в торгах, - рассказывает прокурор города Кирова Дмитрий Смоленцев.
По его словам, механизм мониторинга рынка тоже жестко не регламентируется. Как прописать? Какие ресурсы мониторить, чтобы результаты были объективными? Прокурор полагает, что ответить на эти вопросы хотя бы приблизительно поможет вводимый этап планирования госзакупок.
Кстати, о планировании. Здесь риски связаны с непрозрачностью принятия решений о закупках в целом, в том числе публичного обоснования необходимости конкретного контракта, считает Юлия Ткачева. Из ее наблюдений также следует, что вопрос приобретения предметов роскоши остался неурегулированным.
Немало споров вызывает введение общественного контроля за циклом госзакупок.
Юлия Ткачева убеждена, что общественники могут стимулировать чиновников более качественно контролировать процесс. К слову сказать, на Вятке нечто подобное существует с 2009 года, когда была создана комиссия по рассмотрению проектов технических заданий, в которую вошли депутаты областного Заксобрания, члены Вятской ТПП и Общественной палаты.
Сейчас среди противников вмешательства в торги людей с улицы оказались главный экономист НИИ «Средства вычислительной техники» Владислав Хохлов и глава департамента дорожного хозяйства Альберт Запольских. Аргумент, который они приводят, связан, в первую очередь, с отсутствием специализированных знаний у проверяющих. Например, как могут члены «Союза автомобилистов» с линейками указать сотрудникам, которые исследуют асфальтовое полотно перед ремонтом, что замеры сделаны неверно или площадь ямы занижена?
- Проблемы, о которых говорят критики 94-ФЗ, чаще всего связаны с неграмотным применением закона или нежеланием его применять, - защищает существующий документ Артем Молчанов.
Однако, надо признать, система сама подталкивает должностных лиц к нарушениям: чиновники, опасаясь возвращения неизрасходованных бюджетных средств, поступивших к концу года, подписывают акт приемки выполненных работ, которые на самом деле будут завершены через месяц, а то и позже. По словам Смоленцева, в регионе таких случаев предостаточно.
Кроме всего прочего, 94-ФЗ затягивает процедуру размещения заказа. Например, департамент дорожного хозяйства начал формировать документы по конкурсу на ремонт дорог еще в январе, однако по данным на 10 мая ни один объект не был выставлен на торги, возмущается Альберт Запольских.
Поможет ли новый документ кардинально изменить ситуацию - никто не знает. Некоторые контрактники и вовсе считают, будто для нормальной работы им достаточно, чтобы условия размещения заказов оставались стабильными хотя бы несколько лет. Такого мнения придерживается, например, директор филиала № 2 «Концерна ПВО «Алмаз-Антей» Эдуард Носков.
Пока ясно одно - эффективность/неэффективность нового документа проявится в эпоху правления «нового» президента Путина, который, надеемся, сделает все, чтобы результаты были если не сногсшибательными, то хотя бы эффектными.
Надежда Курнакова
kurnakova_1985@mail.ru