Эксперты БН оценили муниципальную «дорожную» программу на 2014-2020 годы и поставили городу диагноз...

Программа бездорожья?

21.04.2014 00:08:00 2125 0
Эксперты БН оценили муниципальную «дорожную» программу на 2014-2020 годы и поставили городу диагноз: неизлечимое недофинансирование. По каким дорогам мы будем ездить в ближайшие 7 лет, учитывая, что средства со следующего года предусмотрены только на содержание и ремонт улично-дорожной сети, а в графе «строительство» пока (в программу могут внести изменения) — одни «нули»?
4,5 млрд «дорожных» рублей
 
Асфальт растаял в марте. И это нормально. К весеннему таянию асфальта все давно привыкли. Пробкам в «часы пик» в сравнительно небольшом городе тоже уже мало кто удивляется. Будет ли лучше? - задались вопросом эксперты газеты «Бизнес Новости», вглядываясь в цифры, прописанные в принятой недавно муниципальной программе развития транспортной инфраструктуры.
 
- Итак, что обещает нам программа: в 2014-2020 годы на дороги и транспорт потратят почти 4,5 млрд рублей. В частности, в текущем году сумма финансирования составляет 960,2 млн, но уже с 2015 года расходы сокращаются почти вдвое: в 2015 году — 551,7 млн, в 2016-м — 549,6, к 2020 году сумма вырастет до 627,7... - депутат Заксобрания области Дмитрий Русских внимательно изучает таблицу «Объемы и источники финансирования».
 
Вступительную часть программы с целями, задачами и перечнем мероприятий Русских пропускает, его интересуют, в основном, цифры. А между тем, чиновники пишут много занятного. Например, что 82% автодорог местного значения не соответствует нормативам, что значительная часть дорог построена в 40-60-е годы XX века и практически исчерпала свою пропускную способность. Разработчики программы говорят про «низкий уровень обеспеченности дорог сетью ливневой канализации», недостаток парковок, необходимость объездной дороги, высокую аварийность (хотя тенденция к снижению количества ДТП наблюдается) и про то, что транспортная ситуация в городе с каждым годом усложняется. Впрочем, мероприятия, предусмотренные программой, «позволят не допустить дальнейшего ухудшения состояния улично-дорожной сети», - говорится в документе.
 
На мероприятиях следует остановиться подробнее. Программа предусматривает: содержание и ремонт улично-дорожной сети (ямочный ремонт, обследование технического состояния дорог, мостов и т. д.), капитальный ремонт дорог, ремонт грунтовых дорог, сети городской ливневой канализации, строительство улично-дорожной сети (впрочем, финансирование отделу строительства предусмотрено только в 2014 году в размере 393 млн рублей, далее до 2020 года в графе «финансирование» - нули), подземных пешеходных переходов, устройство новых светофоров, приобретение новых автобусов (25 штук во втором квартале этого года), внедрение системы спутникового контроля ГЛОНАСС и другие мероприятия.
 
Программа «чтобы было»
 
- Все, что они здесь пишут про строительство дорог и миллиардные вложения — это прекрасно. Только эта программа — чистой воды декларирование. Чиновники как бы говорят нам: вы не переживайте, мы же видим проблемы, мы даже не поленились программу целую написать, и мы тоже хотим, чтобы дороги были лучше. Когда-нибудь, к 2020 году... - рассуждает Русских, просматривая на планшетном компьютере таблицы, приведенные в программе (ее, кстати, можно посмотреть на сайте администрации города). - Но даже по программе видно, что ситуация будет только ухудшаться. В 2015-м и во все последующие годы они планируют тратить чуть ли не в два раза меньше, чем в этом году. А мы видим состояние города в апреле 2014 года. Я живу в Кирове 40 лет и такого ужаса не помню.
 
Эксперт Поволжской логистической ассоциации, профессор ВятГГУ, д.э.н Александр Носов в свою очередь также отмечает, что предусмотренное финансирование на серьезное строительство дорожной инфраструктуры не рассчитано.
 
- На 7 лет - 4500 млн рублей, то есть практически по 600 млн в год... В программе предусмотрено только восстановление того, что портится при использовании, ну и немножко технических средств по управлению и контролю, - говорит Носов.- Меня программа разочаровала своей бессистемностью и отсутствием перспектив на улучшение транспортной ситуации. Если только чинить то, что ломается, то в конечном итоге появятся новые проблемы, которые приведут нас к полной стагнации.
 
Впрочем, по мнению Дмитрия Русских, и указанные 4,5 млрд вложений — маловероятная сумма:
 
- Мы входим в экономически тяжелые годы — 2014-2015 и 2016. Денег у города нет и взять их неоткуда: все городское имущество уже продано по дешевке, - говорит Русских. - И если в этом году область выделила 200 млн городу на дороги, то в следующем году выборной кампании уже не будет... Так что люди, которые пишут программы — фантазеры. Но даже если учесть, что деньги действительно будут, то судя по программе, при вложенных 4,5 млрд к 2020 году мы получаем практически те же показатели, которые имеем сейчас. В разделе «ожидаемые итоги реализации программы» нам пишут: площадь содержания дорог практически не меняется, доля дорог, не отвечающих нормативам, за 7 лет сократится на 7%, аварии на дорогах как были, так и будут (12110 ДТП в 20-м году против 12180 в 2013-м). Причем чиновники даже знают, сколько в 2020 году будет пострадавших в ДТП — 815. Откуда эти цифры? Кто пишет эти программы? Что можно сказать: маразм крепчает, а проблемы остаются проблемами.
 
- В ожидаемых итогах реализации программы есть только один показатель улучшения - доля транспортной работы, выполненной от установленного плана - 100%. Кстати в такой трактовке его можно выполнить и без программы, снизив план, - продолжает мысль Дмитрия Русских Александр Носов. У эксперта, кроме всего прочего, немало «технических» претензий к составителям программы: - Содержательный анализ текстовой части показал отсутствие четкой структуры программы. - Цели и задачи дублируют друг друга. Понятийный аппарат неоднозначен, разные термины могут обозначать одни понятия. Планирование расходов с точностью до десятых долей не имеет смысла - все равно будет не так. Дисконтирование затрат на перспективу не использовано. В п.3 и паспорте Программы цели изложены в разной последовательности. И так далее... Программа сделана «чтобы было», без системного взгляда на ситуацию и ее улучшение. Считаю, что при подготовке подобных программ необходимо проводить их научную экспертизу. Такая практика распространена, только, видимо, не в Кирове и не в Кировской области.
 
Дело техники
 
А тем временем руководитель «Дирекции дорожного хозяйства» Павел Кошкин призывает не драматизировать ситуацию.
 
- Эта программа - всего лишь технический документ, сопровождающий исполнение бюджета, проходной чиновничий документ, без которого гос. машина не вертится. В соответствии с действующим законодательством ни один бюджетный рубль не может быть израсходован без программного «прикрытия», - поясняет Кошкин. - Составитель программы стеснен рамками бюджетного баланса доходов и расходов и не может фантазировать на темы каких-либо циклопических проектов даже в перспективе следующего года. Прогнозы расходов вынужденно занижены. Мы не знаем, сколько дополнительно получит по межбюджету на следующий год город - отсюда «нули» в строке ремонта дорог за счет внешних бюджетов. Деньги эти обязательно будут, но их сумма станет известна в 1 квартале последующего года, т.е. она в принципе не прогнозируема сейчас. Так же и с суммами местного бюджета. Например сейчас в программе на 2014 год заложено лишь 63 млн рублей, а я уже размещаю заказы на 148 млн рублей. Изменения внести не успели.
 
Павел Кошкин подчеркивает, что процесс внесения изменений в программу максимально упрощен, для этого необходимо лишь постановление администрации.
 
- Реальный бюджетный процесс по поиску и распределению средств на ремонт лежит в другой плоскости, программа лишь пост-фактум фиксирует эти процессы, - говорит Кошкин. - То же самое и с развитием улично-дорожной сети. Нет реального прогноза средств - нет и мероприятий в программе. Между тем портфель проектов по развитию дорог обширен. Открывают его, когда деньги приходят извне. Сейчас ждут результата встречи Белых и Медведева по путепроводу в Чистые пруды. Даст федерация денег - появится строка в программе. То же самое касается объездной дороги (хотя ее скорее всего «вобьют» в областной бюджет), или, например, мероприятий к 650-летию города, где наши аппетиты в дорожных делах рассчитаны на 4 млрд.
 
При этот руководитель «Дирекции дорожного хозяйства отмечает», что комплексный документ, реалистично и продуманно отражающий среднесрочную перспективу развития дорог, городу нужен.
 
- Его разработку сдерживает как раз слово "реалистичный". Даже отчаянный фантазер на высоком посту не захочет быть смешным, прожектируя без гроша в кармане, - говорит Кошкин. - Я вообще все больше прихожу к мнению, что прорыв в расшивке дорожного "тупика" - не в бюджетных вливаниях, а в радикальных шагах иного рода - платный въезд в центр, парковки "по-московски" или что-то подобное. Правда, это не решает проблему качества дорог. Если не случится экономического чуда в России или не будет научного прорыва в области дорожных материалов, нам с такими дорогами жить долго. И тогда задача отрасли - хотя бы сохранить этот уровень качества. Вообще-то я по натуре пессимист, поэтому надеюсь, что ошибаюсь.
 
Помимо «экономического чуда», парковок «по-московски» и платного въезда в центр, есть и другие способы качественно изменить транспортную ситуацию, убеждены эксперты. Например, побороть пробки, по мнению Александра Носова, помогла бы продуманная строительная политика (точечная застройка серьезно преумножает пробки) и отмена платы за пользование городским общественным транспортом.
 
- Это радикальное решение. Но в некоторых странах такая система успешно действует. Возьмите для примера Таллин, Париж, Хельсинки, - говорит Носов. - С отменой платы за проезд резко уменьшится количество маршрутов, потому что они перестанут дублировать друг друга (до любого пункта можно будет добраться с пересадками), многие перестанут ездить на работу на своих машинах, то есть, улучшится экология. Кроме того, уменьшится количество чиновников, не нужно будет печатать проездные билеты, решать вопросы льготников, пенсионеров. Городу такая система будет обходиться даже дешевле. Бесплатный городской общественный транспорт — это единственное возможное решение, на все другие денег мы все равно не найдем, а латать дырки — бесполезно: одну залатали — другая появится.
Есть свой рецепт и у Дмитрий Русских: сменить команду, которая сегодня управляет городом. Но это уже совсем другая история.
 
Мария Петухова
petuhova.mv@gmail.com
VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте