Просвещение по-вятски

19.10.2014 20:23:00 1674 0

Вятские учителя боролись за грамотность речи, а школьники играли в шашки на переменах. Чем жила советская школа в середине 1930-х годов, какими были ее учителя и ученики?

Школьные будни
Вот как проходил обычный день в образцовой школе в Уржуме. Занятия начинались в 8:30. В классе детей встречал классный руководитель, и каждый ученик должен был отчитаться о выполнении домашнего задания: как он готов к уроку, что выполнено, а с чем возникли сложности. После этого, по сигналу все ребята шли на утреннюю зарядку, и только после нее в 9 часов, начинались учебные занятия. Уроки продолжались до 14 часов. В перемены ребята играли в шашки или на пианино, младшие школьники могли приносить в школу мячи. Перед тем, как уйти домой, дети снова подходили на индивидуальную беседу к классному руководителю, который напоминал школьнику о том, как он должен себя вести, что должен сделать дома, на что обратить особое внимание. Детей приучали к аккуратности. «Взять последние два года, - рассказывала учительница из этой школы, - мы не имеем ни одного случая, чтобы у нас школьник истрепал тетрадь, дневник или сделал большую помарку».
Учителя следили не только за чистотой школьных тетрадей, но и за условиями жизни ребенка дома.
 
Учительница Шустова из Советского района рассказывала: 
«Когда проводили культпоход, обследовали крестьянские дома. У большинства школьников свои уголки, кровати, даже полотенца и зубные щетки. Дети в школу являются чистыми, может из холста платьице сшито, но чистое, если заплачено, то заплатки очень аккуратно пришиты».
За дисциплиной в школе следили и сами школьники. Пионерская организация в эти годы была уже достаточно крепкой. Учительница Бабинцева из Глазовской школы, имевшая еще дореволюционный стаж, отмечала плюсы пионерии: «В школе два пионерских отряда краснознаменных имени Кирова. Я старая просвещенка, работала в царской школе, и теперь чувствую, какая большая помощь от хорошо налаженной пионерской работы. У них задача – воспитание и успеваемость. Когда придешь в класс, то ребята, хоть бедненько одеты, но нарядные сидят и так ласково. Я была рада, когда ребята получили галстуки».
 
Сталинская забота об учителе
В Государственном архиве социально-политической истории Кировской области хранится стенограмма первого краевого совещания учителей-передовиков Кировского края. Совещание это проходило в феврале 1936 года.
Идеолог большевизма, Владимир Ильич Ленин говорил: «Народный учитель должен у нас быть поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял и не стоит и не может стоять в буржуазном обществе». Сравнивать жизнь советскую и жизнь западную в те годы было делом обычным. Выступая на совещании, товарищ Смердин, учитель из Унинской школы, говорил: «Нигде не окружены такой заботой и таким вниманием учителя как в нашей стране, нигде роль учителя не является столь почетной как в нашей стране и в частности в нашем крае. Мне лично приходилось беседовать с учителями Германии и Англии, и вот я очень хорошо узнал положение учителей в капиталистических странах, то положение, что учитель постоянно испытывает страх быть выброшенным, остаться без работы присуще капиталистическим странам. Такого страха совершенно чужды наши советские учителя» Педагог привел доказательства почета советского учителя: «В этом году на район отпустили 6 тысяч рублей на приобретение коров, сейчас у нас 85% учителей имеют коров. Кроме того, в этом году было предоставлено восемь курортов и десять домов отдыха. Построена школа в размере 73 тысяч рублей – это в тот момент, когда в капиталистических странах финансирование образования сокращается».
 
Действительно, к середине 1930-х годов жизнь советского учителя была уже не такой безрадостной, как в первое десятилетие советской власти. Сталинский лозунг «Кадры решают все» претворялся в жизнь. К учителю стали относится с уважением.
Товарищ Шустова, приехавшая на совещание из Советского района, была тронута организацией мероприятия: «Товарищи, я проехала двести километров и сегодня плохо чувствую себя, думала, что свалюсь, не выдержу. Сто сорок километров я проехала на лошади в пургу, и от Котельнича ехала на поезде. Когда я ехала, то думала, что поезд приедет рано, куда мне деваться, знакомых нет никого. Но когда поезд подошел, то встречают: «Вы делегат съезда?» «Да». «Вот садитесь на автомобиль». Понравилось мне это, и до слез я была тронута – какое уважение к учителю, на каждом шагу чувствуется сталинская забота о живом человеке, который может действительно творить чудеса».
 
Борьба за культуру
Но не все было радужно. На этом же совещании обсуждались и сложности с которыми сталкивались педагоги. Не хватало тетрадей и бумаги, в огромном дефиците была детская литература.
Не всегда идеальными были и сами учителя. Бывали случаи, когда учителя нарушали дисциплину: пропускали занятия без уважительной причины, сокращали учебные дни, начали занятия «по солнцу». Известно, что были учителя, которые давали прозвища ученикам, некоторые даже били детей.
Советское правительство боролось за нравственность учителя. В отчете по итогам обследования работы Зуевского отдела народного образования делался вывод, что борьба за культуру, за быт учителя очень слаба. В качестве примера там приводился случай о Слуцкой школе, в которой учитель жил с ученицей: «При ближайшем ознакомлении с этим фактом выяснилось, чрезвычайно низкий уровень развития местного населения, и на почве бытовых условий, население в вышеуказанном факте не видело ничего предосудительного. Потребовалась большая работа со стороны Райкома и РОНО, чтобы дать населению разъяснение происшедшего».
Далеко не каждый просвещенец мог похвастаться культурной речью. Этот вопрос обсуждался не только на местном совещании, но и на республиканском уровне. «Мы получили большие указания, когда были на республиканском совещании. – рассказывала одна вятская учительница. – Мы знаем, какие теперь стоят задачи, мы знаем насколько учительство должно быть культурно в речи. Был доклад профессора, который сказал, что наша речь, речь учителей засорена, она имеет массу паразитизма».
 
Екатерина Горбушина
eka-gorbushina@mail.ru
VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте