Генеральный директор "Белохолуницкого машиностроительного завода" Сергей Лобовиков.

Против течения

23.03.2015 15:06:00 2327 0

«Белохолуницкий машиностроительный завод» рассматривает возможность выхода на новые рынки. 

Удивительное дело: многие недавно еще успешные и процветающие предприятия области объявляют о резком сокращении персонала в связи со спадом заказов, а «Белохолуницкий машиностроительный завод», который последнюю пятилетку жил «с хлеба на воду», не только не сокращается, но рассматривает возможность выхода на новые рынки. При условии, что банки все-таки пойдут навстречу, прокредитуют и тем самым дадут возможность брать заказы с постоплатой. Тогда и цена контрактов будет иной, и производство можно будет загрузить по полной. О том, как стоявший  у грани банкротства «Белохолуницкий машиностроительный завод» не только выживает, но и развивает на своих площадях промпарк, мы поговорили с генеральным директором Сергеем Лобовиковым.
 
Без кредитов
– Нам сложно пожаловаться на невнимание со стороны органов власти или средств массовой информации, – такими словами встречает нас Сергей Михайлович. – Хотя эту весну мы начали не очень радостно. Понятно, что по стране идет волна неплатежей. Поэтому мы, как любое другое предприятие, тоже испытываем определенные трудности. Но подходим к ним как к временному явлению, прекрасно понимая, что это преходящее. И верим, что ближе к лету наши планы и проекты начнут воплощаться в жизнь, как мы и предполагали в начале года.
 
– Проблемы, как и у многих, с заемными средствами?
– Да. Мы уже два года добиваемся открытия кредитной линии. Это позволило бы ускорить все производственные процессы и увеличить портфель заказов завода. Но почему-то наши банкиры считают, что предприятие должно быть абсолютно без долгов и без проблем. Они готовы дать деньги, если мы объясним и докажем, что нам эти деньги не нужны. Такой подход нездоровый, ростовщический. Поэтому два последних года мы живем без кредитов и пытаемся как-то выезжать на оборотных средствах. И к этому кризису не сильно много жирка скопили.
 
– Получается, что работаете только на условиях предоплаты?
– Да, работаем по предоплате, однако в меру возможностей ведем и постоплатные проекты, чтобы загрузить мощности и коллектив работой. На нашем рынке очень жесткая конкуренция, и одним из тендерных условий, к сожалению, является именно постоплата.
 
– Кто ваши основные заказчики?
– В основном промышленные предприятия: горно-обогатительные комбинаты, предприятия химической промышленности. Причем как на территории России, так и в странах ближнего зарубежья. В советские времена продукция завода процентов на 70 шла на экспорт. Но с 2010-го по 2012 годы у нас экспорт сошел практически на нет. И лишь последние два года мы начали восстанавливать это экспортное направление.
 
– С чем был связан экспортный «провал»?
– Скорее всего, с субъективным фактором. Менеджмент завода в то время был ориентирован на внутренний рынок.
 
– У меня представление, что с существовавшим до декабря прошлого года курсом рубля к доллару работать на экспорт было нерентабельно.
– Да, конечно, но у нас была и остается определенная ниша – производства на территории республики Казахстан, в Белоруссии. Здесь наша продукция могла конкурировать с китайскими и европейскими аналогами конвейерного оборудования. Так что спад экспортного производства был вызван, скорее всего, субъективными факторами, а не рыночным уровнем рубля по отношению к валютам.
 
– Сейчас вы снова пытаетесь на эти рынки выйти?
– Именно так. Скажем, за прошлый год мы произвели для республики Казахстан продукции примерно на 80 млн рублей. Для Белоруссии поменьше – около 10 млн рублей. В настоящий момент коммерческий директор находится на переговорах в Узбекистане, и мы намерены сформировать пакет заказов и по этой республике.
 
Дорого яичко во Христов день
– Сейчас модно говорить об импортозамещении. Есть ли на самом деле какие-то подвижки в поддержке отечественного производства?
– Если говорить о санкциях, то они коснулись нас в вопросе закупки комплектующих. Часть из них была импортными, и из-за начавшихся задержек с поставками мы вынуждены были перейти на отечественные аналоги. Не так давно у нас успешно прошли переговоры с отечественными производителями той же самой продукции, и я думаю, в ближайшее время мы будем отказывать от импортной, хотя и очень качественной, но дорогой и проблемной по срокам доставки продукции.
 
– Кирскабель на днях сообщил о предстоящем сокращении на предприятии 300 человек в связи со снижением спроса на продукцию. Какова ситуация у вас?
– Мы тоже внимательно следим за этой ситуацией. И за тем, что происходит, к примеру, на «Машзаводе 1 мая». Им тоже приходится думать о сокращении персонала. Но у них это все связано с тем, что не подписываются контракты, нет перспектив в работе. У нас же, на мой взгляд, ситуация другая – более оптимистичная. У нас-то как раз контракты есть. Есть куда двигаться и что приобретать. Перед нами никоим образом не стоит сейчас такой распространенный экономический рычаг выживания в кризис, как сокращение. Потому что, сократив людей, мы просто не нарастим производство. Это возможно при наличии оборотных средств. Но сколько бы мы ни бились по вопросу о кредитовании, к сожалению, нам не удалось убедить банкиров в перспективности поддержки производителя, машзавода, который имеет 250-летнюю историю. Но мы от своего не отступимся, будем стараться убеждать.
 
– Банкиры дают сейчас ставку под 20 с лишним процентов, которую реальным производством сложно отбить.
– Знаете пословицу: дорого яичко во Христов день? У нас в настоящий момент на выходе достаточно проектов. Для их завершения нужно совсем немного. Мы же из-за отсутствия оборотных средств вынуждены направлять предоплату от будущих заказов на закрытие предыдущих контрактов. Мы прекрасно понимаем, что это все нелогично. Но вынуждены как-то выживать в сложившихся условиях. Да, у нас есть незначительная задержка по заработной плате и сокращенная рабочая неделя. Но мы стараемся выходить из этой ситуации, разговариваем с людьми.
 
– А область могла бы помочь госгарантиями? Или проведением переговоров напрямую с банками, чтобы те были сговорчивее?
– Неоднократные наши встречи в правительстве и с губернатором говорят о том, что области небезразлична судьба градообразующего предприятия. Но, к сожалению, пока эти встречи не увенчались каким-то конкретным результатом – какой-то конкретной гарантией или поручительством. Однако работа ведется, диалог с властью есть. Мы ежедневно созваниваемся с главой района... И на самом деле мы от власти многого и не ждем. Это частный бизнес, где имеют место быть предпринимательские риски.
 
Правильно припарковаться
– Сейчас Белая Холуница попала в федеральную программу развития моногородов. Знаю, что вы отдали свои площади под создание промпарка. Насколько это для завода интересно? И насколько успешно развивается, на ваш взгляд, этот проект промпарка?
– Мы действительно попали в инвестиционную программу поддержки моногородов. В соответствии с условиями этой программы было необходимо наличие нескольких инвестпроектов. Один из них, в частности, был создан на базе действующего производства Белохолуницкого машстройзавода. Промпарк будет организован на части высвободившихся площадей завода, туда уже заходят резиденты. Интерес завода в том, что будут созданы новые организации, которые могут одновременно удовлетворять наши потребности, а с другой стороны, зарабатывать на сторонних заказах.
 
– Что это за производства?
– Во-первых, это Белохолуницкий литейный завод, у которого сейчас пока всего процентов 30 сторонних заказов. Однако этот процент увеличивается. И мы намерены добиться состояния, когда литейка была минимально зависима от основного производства завода. Даже сейчас, когда у завода есть определенные сложности, литейка уже застрахована сторонними заказами.
Во-вторых, у нас выведено в отдельное предприятие производство тары. Пока оно работает непосредственно на завод, обеспечивает тарой отгружаемое нами оборудование. Но мы предполагаем, что на этой территории промпарка будут развиваться какие-то дополнительные направления, связанные с лесопереработкой. Кроме того, рассматривается вопрос перспектив производства европоддонов на тех же площадях. Планируем развивать это направление.
 
– А спрос есть?
– Конечно, есть тендеры и есть потребности. Но пока это только в стадии перспективных проектов.
 
– Каково третье направление?
– Это организация «Строймастер», которая производит строительно-ремонтные работы как на территории предприятия, так и в городе и районе.
 
– Где вы готовите кадры? С рабочими даже в Кирове проблема, не говоря уже о Белой Холунице.
– На самом деле у нас на территории города есть профучилище, но оно готовит пока только кулинаров, поваров, швей. Нашему же заводу нужны слесари, токари, сварщики. Рабочая профессия сошла на нет. Мы прекрасно понимаем, что нужно возобновлять это направление.
 
– А сейчас в училище, наверное, уже и технической базы для подготовки не осталось?
– Не осталось. Но у нас есть оборудование – пусть и не самое современное – которое мы не используем в производстве и могли бы задействовать в обучении. Поэтому в настоящий момент ведутся переговоры с подключением к этому вопросу главы района о возобновлении обучения техническим специальностям. Пока же вынуждены даже возить людей из Кирова собственным автотранспортом. Кроме того, мы трудоустроили и обеспечили жильем несколько семей с территории юго-восточной Украины.
 
– Сколько человек в настоящее время работает на предприятии? И каков средний размер заработной платы?
– У нас сейчас есть группа компаний – это то, что раньше было единым заводом. Непосредственно на производстве работает порядка 240 человек. Мы стараемся никого не сокращать. Заработная же плата за последний год выросла почти на 30% – с 14,5 до почти 19 тыс. рублей. Мы прекрасно понимаем, что из-за длительного неповышения зарплат люди начинают бежать с завода. Поэтому приложили все усилия, чтобы ее нарастить. К тому же у нас довольно сильный профсоюз и в конце марта планируется принятие очередного коллективного договора. Мы сохраняем небольшие социальные гарантии – материальную помощь на те или иные мероприятия – пусть не с таким размахом, как было в советские времена, но есть.
 
Для справки: Сергей Михайлович Лобовиков в 2013 году, когда предприятие практически не работало (по его словам, «было в болоте»), работал в должности главного бухгалтера, и когда уже решил искать лучшую долю, сообщил о своем намерении уволиться акционерам. Те, недолго думая, предложили Сергею возглавить завод и попытаться вдохнуть в него новую жизнь. Он подумал и согласился. Но лишь после того, как дали согласие идти вместе с ним люди, которые стали впоследствии его командой.
 
Беседовал Вадим Набоких 
VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте