"Некогда отдыхать"

22.07.2019 10:18:00 1687 0

Награды и ордена, изготовленные его руками, вручают первые лица государства. Он один из ведущих граверов России и заслуженный ювелир международного класса, один из 10 в мире полных кавалеров ордена Карла Фаберже, академик и профессор ведущих научных институтов по всему  миру. Сергей Квашнин — основатель и президент "Ювелирного дома Квашнин" и "Волго – Вятского монетного двора". Долгие годы живя в Кирове, он передает свой бесценный опыт ученикам разных континентов. И знает, в чем сила государства.

- Сергей Иванович, кратко расскажите о направлениях работы созданных вами предприятий?
 
- Основное направление – изготовление вип-подарков, корпоративных сувениров, предметов интерьера, исполненных в драгоценном металле. Как правило, их заказывают для первых лиц компаний. Многие нас просили сделать ювелирные изделия такого же высокого качества, в результате появится ювелирный дом. Производим награды, ордена, нагрудные знаки для субъектов РФ, федеральных ведомств, в том числе госнаграды, которые вручает президент России.
 
Первую такую работу делали к тысячелетию русского монашества на Святой Горе Афон. Было заказано 40 медалей монетного типа, каждая весом по 150 г. Владимир Владимирович вручал их президенту, премьер-министру и монахам Греции. Оставшиеся медали были освещены на Святой Горе, сейчас хранятся как ценные подарки в Гохране России.
 
Такие изделия запрещено тиражировать: от первых лиц подарков много не бывает. Подряды на такие работы разыгрываются на аукционах, их могут выполнять компании из ограниченного перечня. 
 
Изготавливаем госнаграды для других субъектов, к примеру, медаль Ахмата Кадырова (ред: первый президент Чеченской Республики) из золота 750 пробы с бриллиантами, изумрудами, сапфирами и рубинами. Много наших заказчиков среди госкорпораций и крупных госструктур, к примеру, выпускали памятные медали к запуску космодрома «Восточный». Работаем с Генеральным штабом, Минобороны РФ, ФСО, ФСБ, военной контрразведкой, ведомственными министерствами...
 
- У вас есть еще и монетный двор? 
 
- Как раз он и занимается изготовлением наград, медалей монетного типа. В простонародье их часто называют монетами, но монета — это изделие, которое является платежным средством какого-либо государства. Монеты Российской Федерации производят исключительно два государственных монетных двора — Московский и Санкт-Петербургский. Частные монетные дворы этим заниматься не могут, но мы можем чеканить монеты для других государств. Во многих нет своих монетных дворов, поэтому целевая аудитория монетного двора — иностранные центральные банки. Сейчас, к примеру, отчеканили золотую монету государства Камерун из чистого золота весом из 31,1 г.
 
- Почему создали бизнес именно в Кирове?
 
- Я сам нижегородский. Во время учебы в Павловском художественном училище меня, как одного из лучших студентов, готовили на «Московский монетный двор». Закончив училище с отличием, уехал не по распределению, а по собственной воле. Выбрал Киров (у меня старший брат работал на заводе «КРИН»). С той поры - уже 45 лет - живу и работаю здесь. Сначала 25 лет отработал на заводе «Лепсе», за это время освоил более 55 профессий. На основе полученных знаний, умений и опыта создал наши три предприятия. 
 
 
- У вас семейный бизнес?
 
- Мой сын Александр является гендиректором компаний. Очень хороший симбиоз: я занимаюсь творческой составляющей, сын — решает вопросы с точки зрения экономики производства. И он тоже творческий человек. В мае Зураб Константинович Церетели присвоил Александру звание член-корреспондента Российской академии художеств. Сыну 29 лет, он самый молодой член-корреспондент академии. Это мой помощник и наследник. Моя супруга с нами работает, супруга Александра. Да, это семейное дело.
 
- Киров не ювелирный город. Как и из кого формировали коллектив? 
 
- Я изначально понимал, насколько важно собрать единомышленников и научить их. На сегодняшний день команда создана – очень сильная, творческая. Кадры воспитывали сами -  практически с нуля обучали. У нас, в основном, молодежь. Есть и пенсионеры, их немного. Ювелирное дело требует хорошего зрения и оперативности. С возрастом у многих с первым возникают проблемы. К тому же молодым коллективом легче управлять. Они не имеют неправильного, с моей точки зрения, опыта, поэтому их легче научить работать так, как нужно нам. Я всю жизнь стремлюсь людям отдать лучшее из того, чем обладаю сам. По всему миру в разных сферах сегодня трудятся тысячи моих учеников (ред.: Сергей Иванович, в частности,  является академиком Российской академии художеств, Европейской академии естественных наук, итальянской академии современного искусства).
 
Я вывел свою формулу. В России около 40 млн пенсионеров, я – один из них. Условно говоря, 1/3 общества, не включая приезжих. У нас в штате трудятся 25 человек в штате (это не включая сотрудников различных фабрик и заводов, с которыми мы работаем по договорам). Я - отдельно взятый пенсионер, смог создать молодую команду, взять на себя ответственность за них и передать свои знания.
 
Если в России каждый пенсионер (или хотя бы каждый второй) возьмет на себя обязанность поделиться знаниями, умением и опытом хотя бы с одним-двумя-тремя молодыми людьми, в этом будет заключаться сила нашего государства.
 
Мы давно ведем творческую и информационную политику в этом направлении. «Под крыло» приняли большое количество людей в России и мире, которые понимают нас и следуют этим принципам. Все выигрывают от такой кооперации, творческого сотрудничества, и, главное, миролюбия, что очень важно в наше время.
 
Не секрет, что многие молодые талантливые люди, не найдя хорошей работы у езжа.т из Кировской области. Моя задача — остановить этот процесс и сохранить талантливых людей для города Кирова и области. 
 
 
- Что со стороны государства нужно сделать, чтобы вам помочь?
 
- Я бы поставил вопрос по-другому и сказал, чем мы можем помочь государству.  Во-первых, мы создали бизнес, который приносит доход и нам, и бюджету. Не секрет, что в Кировской области (это данные Росстата) малым и средним предприятиям дают срок жизни 2 года 7 месяцев. Я являюсь предпринимателем с 1993 года, уже 26 лет. При создании коллектива, организации производственного процесса подошел так, чтобы мои знания и опыт были направлены в правильное русло и дали результат. У нас сформирована хорошая творческая команда, которая при необходимости может выполнять другую продукцию.
 
Я сам 25 лет отработал на заводе «Лепсе», в совершенстве владею военным производством. Если, как говорят военные «труда запоет», наше производство (это тоже входит в нашу стратегию) можем мгновенно перестроить на выпуск определенной, в том числе военной, продукции. Это будет с нашей стороны, со стороны творческого коллектива, реальная помощь и Кирову, и области, и государству.
 
- Когда было сложнее заниматься бизнесом — в 90-е или сейчас?
 
- Времена были разные. Я, как творческий человек, во времена общего подъема-спада экономики, дефолтов, кризисов помимо заказов всегда делал авторские работы. Меня это всегда спасало в трудные времена. За свою жизнь изготовил более 65 тысяч изделий. Творческого потенциала запас еще очень большой. На сегодняшний день, как профессиональный художник, создал более 30 тысяч нереализованных проектов и наработок. Это пасхальные яйца, (ред: Сергей Иванович - монопольный автор проектов и создатель системы наград Капитула Мемориального фонда Фаберже, а «Ювелирный дом Квашнин» — единственный исполнитель орденских и почетных знаков Фонда), различные художественные, ювелирные изделия.
 
Если в месяц делать по шедевру, можно  не останавливаясь работать 2,5 тысячи лет. Это информационный творческий задел, который перейдет следующему поколению. 
 
- Вы когда-нибудь отдыхаете?
 
- Я тот редкий человек, который очень любит свою работу. Недавно исполнилось 50 лет моей творческой деятельности. С учетом того, что  работаю в две смены, а иногда и несколько суток подряд, 50 умножить на два — получается более 100 лет профессионального стажа. Некогда отдыхать.
 
- Как сегодня себя чувствует ювелирная отрасль?
 
- Идет падение. Во многом спад в отрасли связан с ростом цены на металл. Металл торгуется на Лондонской фондовой бирже в долларах. Когда курс нашей валюты очень сильно просел, цена изделий выросла, а покупательская способность не увеличилась. Сильно пострадал сегмент массового спроса. А некоторые компании, в том числе премиум-класса, выиграли.
 
Общая политика — финансовая, экономическая, политическая — создала условия капиталистического направления, при которых выживает сильнейший. Отдельно взятые мастера, которых раньше было очень много, сошли на «нет». Время одиночек безвозвратно ушло. Половина, если не больше, маленьких, средних и даже больших компаний прекратили свое существование. Выстроилась вертикаль, где ведущие места заняли сильные компании с мощным творческим, техническим и информационным потенциалом. Многие из них выходят на мировой рынок, хотя и в России очень большой объем работы. 
 
К слову, в кризисное время, которое до сих не заканчивается, мы дополнительно выстроили 400 кв. метров новых площадей, сделали 16 помещений, 7 ювелирных цехов и резко увеличили производительность труда. 
 
 
- Вы же производите и инструмент для ювелиров?
 
- Да. Мы начинали с изготовления штампов для производства ювелирных изделий. Сделать его — часто самое сложное, здесь как раз многое зависит от работы мастера. Практически сразу же начали производить и инструмент. За свою сознательную жизнь я создал более 350 инструментальных разработок — инструменты, приспособления, станки.
 
Сегодня у нас все оборудование высокотехнологичное. Мы в этом году готовим внедрение технологии дополненной реальности в наши изделия. В России недавно стали говорить о нанотехнологиях, а мы ими пользуемся уже не один десяток лет. Очень тщательно подходим к подбору оборудования. Вот, к примеру (ред.: показывает), станок, выпущенный в Кирове. Таких всего было изготовлено 7. Мне вдвойне повезло, потому что изобретатель этого станка работает у нас.
 
- Получаете ли патент на разработки и насколько это сложно сделать?
 
- Раньше было сложно, в среднем на изобретение уходило 2-3 года. Сейчас делается в течение 1-1,5 года. Когда был помоложе, мне была интересна тема защиты авторского права. В 90-е годы, когда государство развалилось, предприятия начали рушиться, «Роспатент» стал разбегаться по разным сторонам с чужими секретами, я эту тему для себя закрыл. Потому столкнулся с тем, что мои идеи стали направо и налево тиражировать. Любой разработкой, любым изделием я доказывал в первую очередь себе, что смогу это сделать. Доказывать что-то другим не вижу смысла.
 
- Где берете сырье?
 
- Металл в мерных слитках покупаем в коммерческих банках. Цены зависят от биржи, меняются ежедневно. Ювелирная деятельность лицензируется. На каждом изделии, которое мы выпускаем, ставится клеймо изготовителя. Изделие отправляется на экспертизу, после на нем ставит клеймо — так называемую пробу -  Государственная инспекция пробирного надзора, которая контролирует ювелирную отрасль. 
 
Вы знаете, что означает проба? Процентное соотношение чистого золота в изделии. Чем больше чистого золота, тем проба выше. Если на золотом изделии стоит 585 проба, это означает, что в нем 58,5% чистого золота, остальное — добавки. Цвет при этом может быть любым — от персикового или зеленого до черного. Крайне редко ювелирные изделия делают из чистого золота, потому что это очень мягкий металл — даже ногтем можно поцарапать. Из чистого, в основном, делаются монеты или монетные жетоны, которые хранятся в капсуле.
 
- Как инвестиционное вложение?
 
- Да, инвестиционные вложения. Монеты дарят на память. На вид напоминают монету в банке, но без номинала.
 
- То есть ими нельзя расплатиться?
 
- Нет смысла. К примеру, есть серебряная монета 31,1 грамма - Тройская унция. Ее номинал 3 рубля. 31,1 г серебра стоит 1200 рублей. Какой смысл расплачиваться?
 
- Сколько стоит слиток золота и что из него можно получить?
 
- С НДС - 3,5 млн рублей за кг. Слитки разные весом — от 5 грамм до 32 кг (это серебряные) и до 64 (золотые). Из слитка золота весом 1 кг 999 пробы получается 1,7 кг изделий 585 пробы.
 
- Как контролируется оборот золота?
 
- За оборотом металла жестко следит Пробирная госинспекция: сколько купили, сколько произвели изделий, соответствуют ли они заявленной пробе. У нас и у самих организован очень серьезный внутренний контроль. О каждой сделке свыше 600 тысяч мы отчитываемся в Росфинмониторинг, они тоже контролируют.
 
- Где берете драгоценные камни? 
 
- Покупаем под заказ. На этапе дизайна есть понимание, что будет в изделии - какие камни, какой огранки, сколько. Когда утвержден 3D-эскиз, можно заказывать. С камнями попроще – их не в банках покупают, а в частных компаниях.
 
 
- Сколько в среднем времени уходит на создание работы?
 
- По-разному. Мы же все делаем «от и до». Бывает за день-два, иногда месяц или больше. К примеру, делали комплект инвестиционных монетовидных медалей «Правители России от Рюриков до Путина», который включает 57 портретных композиций правителей. Ушло примерно полгода. Некоторые портреты мы по крупицам воссоздавали на основе обрывочных данных, полученных из самых разных источников.
 
- Пользуетесь кредитными ресурсами на расширение и модернизацию производства?
 
- Бывает, но это небольшая доля. В основном, все делаем за счет своего оборота.
 
- Банки берут в залог монеты?
 
- Нет, берут что-то более существенное: либо оборудование, либо недвижимость.
 
- Есть ли вероятность того, что Россия вместо валюты будет применять эквивалент в золоте?
 
- Думаю, роль золота будет увеличиваться. 29 марта 2019 года принят документ Базель 3, в котором четко говорится что все ЦБ должны существенно нарастить золотовалютные резервы. Это ведет к глобальному росту спроса на золото и конечно же к росту его стоимости на рынке. Мы это видим уже сейчас.
 
 
Досье:
Сергей Иванович Квашнин.
Дата и место рождения: 23 октября 1955 года в г. Шахунья (Нижегородская обл.).
Образование: высшее, художественное и педагогическое. 
Трудовая деятельность: 
1974 - 2000 гг. – гравер на заводе «Лепсе» (Киров) (1975 – 1977 гг. – служба в армии, во время которой по заданию командира работал для нужд дивизии на Чебаркульском металлургическом заводе). После 2000 занялся своим делом.
С 2016 года – основатель, президент  «Ювелирного дома Квашнин» и «Волго – Вятского монетного двора».
Женат, двое детей. 
 
 
Блиц:
Вы носите ювелирные изделия? Нет, сапожник без сапог.
Хобби? Работа и полезные дела для города, области, страны. 
Качества хорошего руководителя? Честный, порядочный, с высоким уровнем профессионализма, патриот. 
Что цените в сотрудниках? Честность, порядочность, исполнительность.
Жизненное кредо: Слова Владимира Кривичева, ставшие эпиграфом к одному из моих каталогов:
«Дерзай, на правду опершись, 
Секрет бессмертия разгадан:  
Живи, оправдывая жизнь, 
И жизнью будешь ты оправдан».
 
Анастасия Белова,
a.a.belova@mail.ru
VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте