"В ЖКХ не стоит гнаться за количеством"

18.08.2019 21:47:00 1109 0

Использование пластика в обиходе необходимо запретить и вернуться к бумажной упаковке советских времен. Стимулировать жильцов к раздельному сбору мусора целесообразно за счет снижения тарифа. Так считает руководитель УК «Лепсе-Быт» Лариса Шмырова. После 2000-х годов организация стала одной из первых частных управляющих компаний города, поэтому директор знает разницу в работе ЖКХ тогда и сейчас.

- Лариса Валерьевна, вы занимаетесь управлением и техническим обслуживанием многоквартирных домов. Как за последнее время изменилось их количество?

- Динамика стабильная. У нас на обслуживании сегодня около 90 домов, с большинством работаем долгие годы. За последнее время перешли три новых дома. Считаю, не всегда стоит гнаться за количеством, чтобы не страдало качество. Именно поэтому динамику роста количество домов на обслуживании не считаю каким-то ярким показателем работы управляющей компании. Нам иногда предлагают взять новые дома, за которые на рынке идет борьба между УК. Много раз перед принятием такого решения подумаю. Если дом, к примеру, на Дружбе или на ул. Комсомольской — откажусь: ни нам неудобно, ни самим жильцам (хотя бы потому, что им придется ездить для решения каких-то вопросов до Лепсе). Дома, расположенные вблизи нас, которые мы обслуживали раньше, берем. Мы очень давно на этом рынке, и лично я до сих пор не воспринимаю это как бизнес.

- Вы стали одной из первых частных УК на рынке Кирова. Когда было сложнее — в 2000-х или сейчас?

- Сравнивать нельзя: подходы совершенно разные. Раньше жилье было ведомственным (его начали передавать в муниципальную собственность или УЖХ в 2000-м). Организациям выделялись федеральные средства на содержание и ремонт домов. Мы с вами не платили 100% на содержание жилья, поэтому должников было меньше, а порядка больше.

Появляется ли сейчас у жителей чувство собственничества?

- В процессе формирования. Появляется у молодежи: она выросла в другой стране, в другое время, в других экономических условиях и понимает, что многое зависит от нас самих. Задает грамотные вопросы управляющим компаниям, чтобы разобраться в цифрах. При такой совместной работе и получается найти решения, как содержать дом в хорошем состоянии. Люди старшего поколения все-таки привыкли к социализму. Мы когда-то давно платили 20% от себестоимости содержания дома. У многих нет понимания: если приватизировал квартиру, то несешь ответственность не только за нее, но и за частичку общего имущества.

- Неоднократно слышала, что злостными должниками являются не бабушки и дедушки, а вполне состоятельные люди, которые не платят из принципа?

- У нас как раз бабушки и дедушки — в силу того, что прожили большую часть жизни при социализме, - самые законопослушные. Если квитанцию по каким-то причинам не получили вовремя - звонят: «Пенсия пришла, дайте побыстрее квитанцию, надо оплатить». Должники есть в неблагополучных семьях или на самом деле среди обеспеченных людей, которые не считают нужным заплатить или забывают. Мы напоминаем, они могут сразу оплатить долг за полгода и для них это не проблема. Однако нам, как управляющей, компании нужно ежемесячно оплачивать услуги ресурсникам, платить зарплату, налоги.

Есть грамотные собственники, которые манипулируют проблемами законодательства и не платят: законы у нас слабые. Недавний случай: должник специально не вступал в полной мере в наследство, чтобы с него ничего нельзя было взыскать. У некоторых долги по полмиллиона! Посмотришь по исполнительным производствам — еще масса долгов по кредитам, а имущество записано на родственниках.

- По факту их долги оплачивают другие жильцы?

- Нет, мы их не можем переложить с одной квартиры на другую. Если на содержание дома заложен тариф 18-20 рублей на кв. метр, больше денег начислитьне можем. Если кто-то не платит — это в целом сказывается на работах по содержанию и ремонту всего дома. Мы могли бы сделать дополнительные работы: подкрасить фасад, обновить цоколь, нанять подрядчика, а денег нет.

В тарифах на ЖКХ косвенно, может, и идет плата за других должников. Когда ресурсоснабжающая организация утверждает тарифы в Региональной службе по тарифам, в методике заложены риски: часть недополученного дохода закладывается в тариф. У нас по-другому. Рассчитали, сколько необходимо потратить на дом, сколько заплатить дворнику, электрику, уборщице, сантехнику, сколько необходимо на закупку материалов и проведение работ по текущему ремонту. Все затратысобрали — и разделили на квадратные метры дома в целом. Получился тариф с 1 кв.м. на содержание и ремонт дома.

- Возникали ли серьезные сложности при переходе на новую схему обращения с ТБО?

- Серьезных — из разряда неожиданного вывоза контейнеров с площадок или горы мусора на них — не было. У нас все достаточно чисто, есть своиподсобные рабочие, дворники, тракторы — все прибираем. Не вижу серьезных ни улучшений, ни ухудшений.

Наверное, проблема — объяснить людям разделение полномочий между регоператором и нами, возникшие после 1 января. Люди жалуются, в прокуратуру ходят. По факту мы убрали из тарифа «вывоз ТБО». Однако часть «мусорного» тарифа осталась — в содержании и ремонте общего имущества заложены аренда контейнеров исодержание контейнерной площадки. Такие странные у нас законы пишут. Считаю, чтобы не вводить людей в заблуждение, все действия, связанные с мусором, необходимо передать в одни руки. Логично же, если регоператор «Куприт» будет всем заниматься «от» и «до», заложит в свой тариф покупку контейнеров или их аренду (сейчас мы арендуем их у КДУ, естественно, включая расходы в тариф на содержание).

Если у нас своя контейнерная площадка - вопросов нет, прибираем все сами. Хотя в законе «место погрузки мусора» входит в тариф на вывоз, а «место накопления» содержит управляющая компания. Чем отличаются? Если отдали вывоз ТБО региональному оператору, на мой взгляд, он должен заниматься и приобретением, и арендой контейнеров, «местами сбора» и «местами накопления» - пусть все будет у «Куприта». Дайте все в одни руки и делайте реформу — чистую или мусорную. Включите это в тариф, для этого есть РСТ, которая проверяет каждую цифру. Зачем размазывать? Тогда будет четкое понимание, что с кого спрашивать. И тот же раздельный сбор мусора проще организовать.

- Кто, на ваш взгляд, должен заниматься темой раздельного сбора мусора?

- Региональный оператор. По нашим районам никаких предложений или инициатив пока не было. Раньше у некоторых домов стояли контейнеры для раздельного сбора мусора. Честно признаться, сортировали немногие. Хотя молодежь более продвинутая в этом вопросе и задумывается об экологии.

- Как простимулировать жильцов к раздельному сбору?

- Во-первых, за счет компенсации, к примеру, существенного снижения стоимости тарифа. Вторая мера — раздельный сбор сделать обязательным. Если человек понимает, что заплатит штраф за не сортированный мусор, вряд ли будет нарушать правила.

В Европе система обращения с мусором устроена совершенно по-другому. Кинешь окурок или жвачку — тебя оштрафуют. В Финляндии бытовые отходы можно выбросить только в свои контейнеры. В Швейцарии весь мусор «идет» до перерабатывающего завода под землей. Может, когда-то и мы к этому придем, но нужны инвестиции. Нужно не только завод или мусоросортировочную станцию построить. В первую очередь необходимо сам сбор организовать. Оборудование тех же контейнерных площадок, где можно мусор выбросить только в «свой» контейнер и раздельный — это уже серьезные инвестиции. Все упирается в правильность ума и финансы. Очереди из инвесторов пока у нас не стоит, это признают и сами чиновники.

- В последнее время много говорят от отказе от одноразовой посуды, при этом даже маленькие куски сыра, колбасы или булочки на полках магазинов — в отдельной упаковке. Большинство покупателей выходят с одним, а то и двумя-тремя купленными полиэтиленовыми пакетами. Ваше мнение по поводу ситуации?

- Все эти упаковки необходимо убирать, решая проблему экологии комплексно. Считаю, что все эти одноразовые упаковки необходимо запретить. Пусть будет, как в советские времена, когда продукты заворачивали в бумагу. По крайней мере, бумага в природе разлагается, а пластик губителен для природы, для экологии. Если ответственность за утилизацию этой упаковки переносить на производителей продуктов или вводить для них какой-то повышенный налог — это экономика, расходы заложат в себестоимость. Считаю, если проводить реформу по борьбе с пластиком, то за счет запрета на его использование. Оттягивать дальше некуда.

- Основные причины проблем с нехваткой кадров на рынке ЖКХ?

- Первая - относительно небольшие зарплаты. Мы их не можем сделать высокими, потому что ограничены тарифом. В Кировской области говорят о средней зарплате в размере больше 30 тысяч (ред: по данным Кировстата, в мае показатель составил 30, 267 тыс. руб.) Где она такая? У нас средняя 20 тысяч рублей. При этом все работы делаем своими силами. К подрядчикам обращается при необходимости выполнить крупные объемы (к примеру, в период летних ремонтов) или в форс-мажорных ситуациях (например, для очистки крыш во время сильных снегопадов).

Вторая причина — мало готовят специалистов для ЖКХ. Многие работающие у нас сотрудники - слесари, строители, электрики, инженеры — пришли сюда вместе со мной. Они опытные. Искать сотрудников с опытом через объявление — практически бесполезное дело. Если такие и есть, все упирается в первую проблему. Считаю, что вопросам подготовки и обучения кадром для отрасли необходимо уделять больше внимания.

- Каково это - женщине руководить предприятием в сфере ЖКХ?

- Легко никогда не бывает, и от пола мало что зависит. Лично я себя без этого уже представить не могу. Может, мужчины спокойнее относятся ко многим вещам. Женщины более эмоциональны, лично я переживаю за каждую мелочь, иногда спать не могу.

- Что, по вашему мнению, как руководителя, необходимо для эффективной работы предприятия?

-  первую очередь, дисциплина и ответственность. И часто говорю сотрудникам еще одну вещь: жильцы всегда правы, потому что именно они платят нам зарплату. Если следовать этим принципам — в приоритет ставить жильцов, все делать качественно и своевременно — все получится.

Досье:

Шмырова Лариса Валерьевна — директор ООО «Лепсе-Быт», ООО «Лепсе-Уют Плюс».

Дата и место рождения: 2 декабря 1961 года в Кирове.

Образование: высшее. Окончила Всероссийский заочный финансово-экономический институт (экономист).

Трудовая деятельность: с 16 лет работала воспитателем в детском саду. В 17 лет пришла на завод «Лепсе» распределителем в сборочном цехе, после окончания института — экономист в ЖКХ.

С 2004 года — директор УК.

Семейное положение: замужем. Воспитала двух сыновей, есть трое внуков.

Блиц:

- Что цените в людях?

- Честность.

- На что не жаль потратить деньги?

- На отдых, путешествия.

- Что для вас счастье?

- Когда близкие и окружающие здоровы.

- Жизненное кредо?

- Порядочность и порядок во всем.

- Какой вы руководитель?

- Строгая, отходчивая, всегда войду в положение сотрудника.

- Хобби?

- Дача.

- Какой невероятность способностью хотели бы обладать?

- Перемещаться во времени.

 

Анастасия Белова

a.a.belova@mail.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте