Поставка запчастей к импортному оборудованию до сих пор является для многих представителей бизнеса страшной проблемой. Об актуальности этого вопроса разгорелся горячий спор на совещании, проведенном на днях по инициативе главного федерального инспектора

Растаможенное счастье

01.07.2013 00:04:00 2148 0

Предприниматели отмечают серьезные сдвиги в оперативности и удобстве работы таможенной службы. Однако есть и проблемные точки. Так, поставка запчастей к импортному оборудованию, если верить экспертам, до сих пор является для многих представителей малого и среднего бизнеса страшной проблемой. В результате в стране развился серый рынок комплектующих. Об актуальности этого вопроса разгорелся горячий спор на совещании, проведенном на днях по инициативе главного федерального инспектора по Кировской области Фердауиса Юсупова.

Участники: 

Фердауис Юсупов, главный федеральный инспектор по Кировской области

Вениамин Васильев, начальник Нижегородской таможни

Леонид Перминов, старший вице-президент Вятской ТПП

Святослав Сарсон, гендиректор ОАО «Домостроитель» (IKEA)

Александр Иванов, генеральный директор комбината «Искож»
 
 
Товар с колес
 
Фердауис Юсупов: 
В настоящее время государство уделяет большое внимание развитию внешнеэкономической деятельности. Вы знаете о том, что правительство Российской Федерации учредило государственную программу «Развитие внешнеэкономической деятельности» на 2013-2018 гг. Она направлена на усиление позиции России в глобальной экономике, улучшение качественных параметров для внешнеэкономической деятельности, в решении практических задач по модернизации хозяйства. Общий объем финансирования за весь период действия госпрограммы составит 422 млрд рублей. Правительство страны также поставило задачу серьезным образом заниматься совершенствованием своего экономического и инвестиционного потенциала. Среди ожидаемых результатов реализации программы упоминается удвоение числа организаций-экспортеров. Для этого, в свою очередь, необходимо разработать комплекс мер, способствующих созданию и развитию данных предприятий.
 
Вениамин Васильев:
В Кировской области внешнеторговые операции осуществляют 229 участников внешнеэкономической деятельности. Их количество за последний год несколько уменьшилось, но на это есть объективные причины. Задача Кировского областного таможенного поста сопровождать все инвестиционные проекты, составлять «дорожные карты» с привлечением участников внешнеэкономической деятельности. И в эти «дорожные карты» обязательно должно быть заложено применение современных технологий организации таможенного контроля. Особое значение мы придаем мероприятиям, снижающим так называемые непроизводительные издержки. Это скорость совершения таможенных операций, правильное выстраивание логистики, применение технологий электронного декларирования. Должен констатировать, что на сегодняшний день 99,8% деклараций подается в электронном виде. Однако по сей день участники внешнеэкономической деятельности несут издержки при досмотрах, осмотрах, отборах проб и образцов. Здесь я жду от вас инициативы по включению участников в «Зеленый сектор», чтоб товар на предприятие поступал практически с колес.
 
Святослав Сарсон:
Компания ИКЕА, частью которой мы являемся, в настоящее время прорабатывает возможность через московскую структуру войти в «Зеленый сектор». Если опыт будет положительным, мы будем тиражировать его на другие компании. У нас по большому счету, проблем во взаимодействии по внешнеэкономической деятельности нет. Мы очень признательны за это таможенным органам. Надо отдавать себе отчет, что взаимодействие всегда состоит из двух частей. Я наблюдаю динамику развития этих отношений с 2009 года, когда проблемы были не только у таможенного органа. В целом профессионализм сотрудников был низок, не было понимания новых структур, понимания новых процедур. Когда же сотрудники компании начали осознавать, что нужно делать, и увидели поддержку со стороны таможенных органов, то процесс пошел в гору. И сейчас, по нашему мнению, наработана очень хорошая база. Конечно, есть процессы, которые можно улучшить, но, еще раз говорю, что мы оцениваем опыт взаимодействия как крайне позитивный.
 
Леонид Перминов:
Согласен с вами. Если вспомнить ситуацию в области 10 лет назад, тогда многие предприятия действительно уходили для растаможивания в другие регионы, потому что персонал кировской таможни, к сожалению, отличался большим негативом по отношению к поставщикам. Так, «Веста» до 70 процентов своих поставок растаможивала в черте Москвы. А сегодня, к счастью, ситуация нормализовалась, документооборот стал проще. Вчера мне пришлось говорить с Сергеем Штиным – руководителем кирпичного завода «Силворд-Стрижи». Так он с удовольствием рассказывал, как им за четыре часа удалось растаможить, конечно, предварительно заявленное по телефону новое оборудование. И у человека это было истинное счастье. Так вот, хотелось бы, чтобы это счастье было у каждого из нас и всегда.
 
Святослав Сарсон:
Проблема импорта оборудования является достаточно актуальной, потому что это связано с увеличением основного капитала, с эффективностью и скоростью реализации инвестиционных проектов. Как вы знаете, у нас идет рост импорта оборудования, связанный с расширением производства. Хочется отметить, что эта динамика развития «Домостроителя» связана с серьезным упрощением и оптимизацией таможенных процедур. Которые мы наблюдаем и которые оказывают положительный эффект на участников внешнеэкономической деятельности. Это совпало с развитием электронного декларирования, предварительного таможенного декларирования, сейчас мы активно работаем над удаленным выпуском.
 
Запчасти от фирмы «Рога и копыта»
 
Леонид Перминов:
Но, в то же время, есть один проблемный вопрос. Сегодня любое оборудование - это набор из компонентов. Что касается запасных частей, то пока на законодательном уровне проблема по таможне решена очень сложно. Жалуется и комбинат “Искож”, Александр Григорьевич не даст соврать...
 
Сергей Иванов:
Я сейчас добавлю.
 
Леонид Перминов:
…И с ОЦМ беседовали о том, что, если заказываешь запчасть - а это всегда срочно и быстро - то требуется очень длинная процедура по оформлению. Для производства этот процесс - очень болезненный. А запчасти - вещь оперативная. Их надо быстро. И хотелось бы совместно подготовить некую законодательную инициативу по изменению таможенного законодательства в плане упрощения поставки запасных частей.
 
Сергей Иванов:
Даже по сырью у нас сегодня вопросов как таковых нет. Хотя раньше было страшно. Но я бы добавил главный вопрос за всех. Нам в любом случае придется закупать оборудование. И практически все оно сегодня - импортное. Поэтому для нас сейчас самый главный вопрос – вопрос задержки денег и запчастей. Мы говорим о развитии малого и среднего бизнеса. Так вот, я вам скажу, малому и среднему бизнесу вообще запчасти из-за границы официально не получить. Вот, я вчера взял бумаги и посмотрел, где мы покупаем запчасти на импортное оборудование. За границей? Ничего подобного. Питер, Москва, Рязань и так далее. Это все фирмы-однодневки, фирмы «Рога и копыта», которые фактически эксплуатируют нас, законопослушных. Этим способом мы создали теневую экономику в стране. Ждешь месяцами! Особенно важно это бывает, когда берешь старое оборудование. И потом, надо понимать, что такое запчасть сегодня? Если раньше мы к «Жигулям» сами что-то вертели, то сегодня запчасти идут такого уровня, что их оценить ни один специалист не может, а уж тем более в таможне. Я вам могу смело сказать, что у вас таких специалистов фактически и не может быть.
 
Вениамин Васильев:
Вы ко мне приходите, я сведу вас. Давайте мы конструктивно об этом поговорим.
 
Сергей Иванов:
Позвольте, я договорю. С этим сталкиваются практически все. Как только оборудование отработало год, два, три - даже если вы немецкое возьмете - запчасти для него все равно потребуются. И возникает вопрос с подтверждением кодов оборудования на запчастях. Вот, купил я вулканизационный пресс - там есть гидравлика, электроника, электричество. У вас все коды разные, пошлины все разные... Электронщики, механики, все смотрят, но они истину вам не могут сказать. Потому что ноу-хау вам никто не скажет. Выход есть. Я считаю, к каждому приобретаемому за границей станку должен быть отдельный код, и все запчасти к нему должны идти по этому коду. По уведомительному, так сказать, варианту. Для вас это - копейки. Это не технологическое сырье на миллионы долларов. А эти копейки в конечном итоге создают для предприятия проблемы более серьезные, чем перебои с сырьем. Особенно для малого и среднего бизнеса, о котором мы много говорим. Повторюсь, по сырью у нас проблем с вами сегодня практически не возникает, а вот по этой проблеме мы все вместе должны найти решение, если мы хотим войти в двадцатку стран по инвестиционной привлекательности.
 
Вениамин Васильев:
Я никогда не признаю субъективную критику. В регионе деятельности Нижегородской таможни свою внешнеэкономическую деятельность осуществляют 2500 предприятий. Вы сами прекрасно понимаете, такие гиганты как Фольксваген, Дженерал Моторс, Мерседес и так далее, ввозят запасные части. В том числе к своему оборудованию. По определению кодов товаров этих запасных частей у нас проблем не возникает. Если вы говорите, уважаемый Александр Григорьевич, что на Нижегородской таможне нет специалистов по определению кода товаров, вы ошибаетесь. У нас специалисты есть. А во-вторых, никто не мешает использовать площадку торгово-промышленной палаты. И оценочную информацию они дадут - сколько товар стоит, и экспертизу могут провести. И этот документ мы принимаем для работы.
 
Сергей Иванов:
Вы меня не убедили. Я - инженер, меня убедить сложно. Запчасти - это то же, что если бы вам сердце нужно было поменять. Представьте, что вы будете оформлять его доставку два месяца. За это время вы умрете. И нет такого человека, который может дать оценку запчастям к оборудованию. Даже если его сегодня нобелевскому лауреату Жоресу Алферову дать, он и то не смог бы оценить запчасть. Потому что электроника, гидравлика и все остальное нынче на таком уровне, что дать им оценку просто невозможно. Вы капот своей машины тоже, наверное, не открываете.
 
Фердауис Юсупов:
Я предлагаю вам сформулировать предложения, и мы их доведем до соответствующих инстанций. У нас есть депутаты Законодательного собрания, которые могут выходить с законодательной инициативой, есть правительство. Если эта тема действительно является темой масштаба ПФО, давайте, будем передавать материалы, они будут формировать предложения, если таковые есть.
 
Вениамин Васильев:
Александр Григорьевич, вы на меня не обижайтесь, я всегда приветствую такие острые вопросы. Потому что, если острых вопросов нет, то любое заседание проходит формально. Если есть вопросы, и они так остро поставлены, надо по ним разобраться. А таможенная служба на сегодняшний день готова сотрудничать в любых областях.
 
Я тоже предлагаю вынести эту тему на уровень консультативного совета при Приволжском таможенном управлении. Обсудить ее сначала с представителями бизнеса и выработать консолидированную позицию. Может быть, только у «Искожа» такие проблемы, а у других их нет. Давайте, мы изучим этот вопрос.
 
Подготовил
Олег Прохоренко
oleg.prokh@gmail.com
VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте