Расцеловать Обаму?
Чем обернулось для нашей страны присоединение Крыма?
Прошло ровно полгода с того исторического момента, когда Крым стал снова нашим (Референдум по его присоединению состоялся 17 марта). За это время во внешней и внутренней политике России изменилось столько, сколько не происходило, наверное, за последние 10 лет: введение экономических санкций против нас, война в братской Украине, огромные бюджетные проблемы.... А наши эксперты тем временем в один голос говорят о патриотизме и сильной России, которая показала себя миру.
1. Чем обернулось для нашей страны присоединение Крыма? На ваш взгляд, в нем больше положительных сторон или отрицательных (прежде всего, с экономической точки зрения)?
2. Для всего цивилизованного мира Россия стала изгоем. По-вашему, двигаемся ли мы в сторону «железного занавеса» и отвернемся ли окончательно от Запада? Как и когда это может произойти?
3. Как будут строиться отношения центра с регионами в том плане, что огромные средства сейчас уходят в Крым? Не повлечет ли это за собой сепаратистских настроений?
4. Какой стала посткрымская Россия, если охарактеризовать ее одним словом?
Владимир Журавлев, генеральный директор завода «Киби».
1. Все, что ни делается, все к лучшему. Но Крым однозначно в разы прибавил проблем для нашей страны, особенно на внешнеполитическом уровне. Нам стали оказывать сопротивление, но вы же знаете, что оно придало нашему обществу и нашему правительству совершенно другие импульсы. За тот факт, что США ввели против нас санкции, я бы расцеловал Обаму. Он показал три слабых элемента в нашей экономике, и мы все приступили к действиям в этом направлении. Ситуация по Украине дала четкое руководство к действию нашему обществу — о том, что делать с нашими олигархами. Я не говорю про нормальных бизнесменов: тех, кто сам заработал свое состояние. Но большинство из них в нашей стране искусственные: те, кто при несправедливой приватизации получил мощные куски российской экономики. Таким же образом прошла приватизация на Украине. Поэтому сейчас государство вернется во многие отрасли российской жизни и начнет больше внимания уделять социальным вопросам. В экономике произойдут большие изменения.
2. Занавес будет, если мы хотим, чтобы Россия была сильным государством. Надо выстоять, и это будет непросто. Но в этом будет и плюс, потому что мы за это время сможем улучшить свою внутреннюю экономику. Это сопротивление Западу как раз и даст нам возможность мобилизоваться и перестроиться.
3. Настроений сепаратистских не будет. Нам надо это пережить. Крым — это действительно та патриотическая тема, которая объединила население всей России. В дальнейшей перспективе, конечно, можно ожидать обид от регионов. Так, в только что прошедших выборах есть слабость: все главы выиграли из-за авторитета Путина. Он мало того, что поддержал их, но еще и пообещал федеральное финансирование многих проектов. Наш Никита Юрьевич на этом же построил свою предвыборную политику. Однако из-за того, что федеральный бюджет будет нести расходы на Крым, на оборону, на беженцев, нам много денег не достанется. Уже сегодня бюджет нашей области дырявый. А федеральная помощь будет сокращена, и текущие проблемы останутся. Здесь бы неплохо сориентироваться на развитие собственной экономики, потому что за пять лет не было сделано ничего: «Росплазма» как стояла, так и не сдвинулась с места, аэропорт как начали делать в 2009 году, так все и осталось. Вот примеры хотя бы двух проектов. Я уже не говорю про сельское хозяйство и промышленность.
4. Страна объединилась. У власти сегодня есть 2-3 года в качестве аванса. Если через это время не будет сдвигов, то мы получим обратный социальный взрыв. Нужны решения именно во внутренней экономике.
Николай Липатников, президент Вятской торгово-промышленной палаты.
1. Россия сейчас вернула себе кусочек земли, который кровью был отвоеван нашими предками. В экономике, конечно, будут проблемы. Наивно полагать, что, взяв сегодня такую территорию, мы не будем отвечать за нее. Туда двадцать с лишним лет ничего не вкладывали, вся инфраструктура запущена. Но сейчас все зависит от того, ради чего мы будем ее поднимать. Конечно, здесь играет роль не только патриотизм. Но, я полагаю, что эти затраты будут вполне оправданы. Думаю, через пять лет изменения окажутся ощутимыми. Сейчас очень важно восстановление транспортного потока и авиационного сообщения. В Крыму все есть: и огромные сады, и земля для возделывания разных культур, и условия для развития туризма. Конечно, это обернется для нашей страны новыми расходами. Но, может быть, когда-нибудь у нас закончится процесс обогащения одних за счет других, и мы начнем направлять деньги в производственные процессы: в инфраструктуру, дорожное строительство, аграрный сектор.
2. Я только что вернулся из Болгарии. Там недовольны действиями своего президента, потому что у них на Россию завязаны многие сферы: строительная, туристическая. Плохо будет, если нам перестанут поставлять то технологическое оборудование, которое мы не делаем. И ругать себя за то, что мы не его делаем, тоже нелепо, потому что мир сегодня интегрирован так, что глупо делать все самим. Поэтому сегодня тот железный занавес, который был раньше, будет выглядеть комедийно. Мир будет смеяться над нами и Украиной. Я очень надеюсь на разум наших политиков.
3. Я тоже беспокоюсь за то, что могут появиться сепаратистские настроения. Более того, я уверен, что они будут подогреваться определенными людьми. Подобное же случилось и в Киеве. И в Крыму есть митинги, и обязательно будут по всей России. Но пользы от них никогда не было. Нам надо в эти сложные для России времена сплотиться. Сейчас требуется жесткий системный анализ по всем направлениям. Надо находить профессиональных идеологов, которые будут разъяснять те процессы, которые происходят в нашей стране.
4. После похмелья мужик просыпается и говорит: «Жизнь-то хороша». И нам надо бы объединяться в одном: «Жила бы страна родная».
Василий Митюков, исполнительный директор «Подосиновского фанерного комбината».
1. С моей точки зрения, в присоединении больше положительных моментов. Но это касается в основном исторической справедливости: все-таки Крым населяют в основном русскоязычные люди. Я общался с теми, кто побывал этим летом в Крыму и все они говорят, что попали в Советский Союз, потому что за то время, пока Крым был в составе Украины, никакого развития там не было. Это уже говорит о том, что территория нуждается в материальных и моральных инвестициях. Моральные - жители Крыма получили в полном объеме, а материальные, надеюсь, скоро получат. Но любое действие несет за собой определенный риск. Мы рискуем, конечно, тем, что другие регионы чего-то недополучат, но если говорить о перспективах нашей экономики, то думаю, что все это оправдано.
2. Все это тревожит. Но я думаю, что железного занавеса в том виде, каким он был раньше, не будет, потому что все-таки экономика сегодня имеет очень важное значение для всего мира, а Россия сильно интегрирована в Западную Европу. Мы видим достаточно прочные взаимосвязи с Китаем, Индией, поэтому взаимодействие с внешним миром у нас в любом случае останется. Ликвидировать его сегодня практически невозможно. Наше производство работает на европейском оборудовании – пока мы не ощущаем никаких проблем. Отношения с поставщиками нормальные: как мы приобретали комплектующие из Европы, так и работаем.
3. Регионы сегодня в принципе чувствуют себя более устойчиво, чем раньше: они прочно стоят на ногах, развиваются. Поэтому не думаю, что они будут испытывать некоторую зависть или ревность по отношению к Крыму.
4. Статус-кво. Сегодня Россия приобретает свои исторические границы, историческое прошлое, она становится той страной, с которой вынуждены считаться. Она снова мировая держава.
Андрей Маури, председатель КРО «Деловая Россия»
1. Прежде всего, стоит сказать о большом патриотическом подъеме. Как мы видим, экономика и политика, как нитка с иголкой, не могут одна без другой. На мой взгляд, это однозначно положительное событие. Для кого-то появилась возможность недорогого отдыха, кому-то открылись новые рынки сбыта, кто-то «откусит» очередной кусок бюджетного пирога.
2. Не надо иллюзий. Россия всегда была страной, которую недолюбливали, но делали вид, что дружили, пока мы были слабыми. Железный занавес они себе сами строят. Мы-то ни от кого не отворачиваемся. Сегодня у нас много других угроз: американцы рождают новые государства-агрессоры, типа Исламского государства, европейцы борются за права сексуальных меньшинств, забывая, что все больше одиноких стариков уныло созерцают в матушке Европе приезжих из Африки.
3. Отношения с регионами, как строились, так и будут строиться, с учетом геополитического значения территории и политического веса губернатора. То есть, у нас в области я положительных сдвигов не прогнозирую.
4. Россия стала более патриотичной, с чувством собственного достоинства. Это и поможет пережить любые санкции.