Разбор полетов
Аэропорт «Победилово» получит из бюджета региона 250 млн рублей. Депутаты Заксобрания в минувший четверг большинством голосов утвердили поправки в бюджет сразу в двух чтениях, по сути, загнав область в «авиационную кабалу»...
Все 250 миллионов «Победилово» отдаст «Вятка-банку» и снова будет копить долги, а области предстоит субсидировать работу предприятия вплоть до 2020 года. В противном случае — «не полетим».
Планово-убыточный
Если прямо сейчас не выделить аэропорту 250 млн рублей, мы больше никогда никуда не полетим, предприятие встанет, а все его имущество заберут кредиторы - примерно такую перспективу на прошлой неделе обрисовали депутатам руководитель Аэропорта «Победилово» Андрей Жданов, первый зампред правительства области Сергей Щерчков и глава «дорожного» департамента Альберт Запольских. Особенно жарким обсуждение выдалось на комитете по бюджету и налогам в среду. Здесь собралось столько слушателей, что депутату Константину Мошуренко, например, пришлось даже постоять в дверях — не хватило места.
«Разбор полетов» начал Альберт Запольских.
- В 2007 году ОАО «Кировавиа» пережило банкротство и по сути начало жить с нового листа. Все это время предприятие осуществляло перевозки и наращивало долги, - представил краткий экскурс в историю Альберт Запольских. - Деятельность предприятия уже дважды субсидировалась. Мы выделили сумму в 299 млн рублей. На рентабельность аэропорт выйдет при 190 тыс. пассажиров в год (Ред. - прогноз на этот год — 47 тысяч пассажиров) - это порядка 400 пассажиров в день или два больших самолета типа боинга. Если у нас будет нормальная маршрутная сеть, это вполне достижимый уровень.
Правда Запольских тут же пояснил, что «нормальная маршрутная» сеть будет возможна лишь после завершения реконструкции взлетно-посадочной полосы, в которую федерация, как собственник, вложила уже 1 млрд 400 млн рублей. Подрядчик- московская компания Су-1 - обещает завершить работы осенью. Все возможные сроки сдачи объекта подрядчиком уже пропущены и ускорить процесс юридическими способами областные чиновники не могут, так как область не является субъектом исполнения контракта. Пока же региону непременно придется субсидировать деятельность аэропорта, если мы, конечно, желаем летать, подытожил Запольских.
Директор «Победилово» Андрей Жданов с готовностью подтвердил все вышесказанное, прибавил про «зарегламентированность авиационной отрасли» (что, разумеется, требует больших расходов) и огромные финансовые дыры, а затем подробно рассказал — на что, якобы, пойдут запрашиваемые 250 миллионов (См. Затраты аэропорта в 2013 году).
Впрочем, истина стала ясна после первого же вопроса к докладчику: на самом деле все 250 миллионов рублей необходимы для погашения банковского кредита, за счет которого финансировалась деятельность аэропорта в 2012 и начале 2013 года. Кредит был взят под 16,8% годовых. По словам Жданова, ни один банк не желал кредитовать убыточное предприятие под более низкий процент. Кроме того, в залоге (с коэффициентом 0,4-0,5%) все имущество аэропорта и часть имущества «Вятавтодора» (предприятие выступало поручителем по кредиту), и если до 15 июля не вернуть долг, банк просто все заберет. Более того, денег на текущую деятельность у аэропорта тоже нет, поэтому руководство снова намерено занимать в банке примерно такую же сумму.
- На конец 2013 года кредитный портфель сохранится в объеме 213 млн рублей, долг будет гаситься в течение последующих 5 лет — до 2019 года, - заявил Жданов. - На перспективу пятилетки мы планируем, что будем ежегодно обращаться к правительству, к депутатам, с просьбой оказать финансовую поддержку в форме субсидий для финансирования кассовых разрывов.
Крепостнов vs. Щерчков
Нужно ли рассказывать, с какими лицами депутаты слушали Жданова? «Я не понимаю, они что — бюджетное учреждение?», - вполголоса возмутилась глава департамента Финансов Елена Ковалева. Рядом с ней, уронив голову на руки, сидел задумчивый Михаил Лихачев. Дмитрий Русских, с трудом сдерживая негодование, призывал докладчиков вести диалог честно.
- Реальная потребность в ресурсах — 460-470 млн, - видимо, вняв совету Русских, доложил Жданов.
- Правильно ли я понял, что мы сейчас принимаем не только решение о выделении 250 миллионов, но и принимаем политическое решение гарантированно субсидировать вашу деятельность до 2020 года? - поинтересовался Валерий Туруло.
Удар принял на себя Сергей Щерчков: «По сути, Валерий Николаевич прав», - сказал он спокойно.
- У меня вопрос, - обратился к Щерчкову депутат Валерий Крепостнов. - Мы не так давно принимали бюджет на 2013 год. Мы могли и должны были говорить о суммах, необходимых аэропорту, могли и должны были предполагать, что 40 миллионов процентного сопровождения по кредитам — это неэффективное отношение к бюджетным деньгам. Почему этого не произошло? Мы только сегодня узнаем, что через месяц нам необходимо закрыть 250 млн долга. Более того, руководитель аэропорта говорит депутатскому корпусу о том, что он фактически уже принял решение в течение последующих пяти лет кредитоваться и как минимум миллион евро тратить на проценты, при том, что нам все равно придется субсидировать эту деятельность. Непонятно, почему такое решение принято. Требует пояснений также вопрос: за эффективность работы этого структурного подразделения кто-то несет ответственность в правительстве?
- Все-таки формированием бюджета занимается не Сергей Владимирович Щерчков, - ответил Щерчков Крепостнову. - Я делал заявку по поводу субсидии, но она не была учтена, поэтому в 2012 году предприятие было вынуждено кредитоваться. Выход-то какой — либо закрываться, либо кредитоваться. Я ответил?
- Сергей Владимирович, не просто не ответили... - вежливо парировал Крепостнов. - Мы, видимо, уже поднаторели отвечать витиевато: «...депутаты не нашли возможности услышать то, что я не произнес про деньги при формировании бюджета». Мы не видели ни вашего выступления, ни выступления Альберта Владимировича о том, что эти деньги позволят сэкономить бюджету как минимум 40 миллионов процентного сопровождения по кредиту.
Закончив прения с первым зампредом, Крепостнов обратился к депутатам с рекомендацией принять решение по субсидированию, но не в мае, а в июне, потому что пока вопросов больше, чем ответов.
Полетим!
Разумеется, не остался безучастным Дмитрий Русских. Он высказал мысль, что авиасообщение Кирову, безусловно, необходимо, но не любой ценой.
- Вся проблема в том, что 250 млн не решают ничего, - взял слово Русских. - Мы уже потратили громаднейшую сумму денег. По моим расчетам на 1 января 2013 года за три года из областного бюджета на Кировавиа было потрачено больше полумиллиарда рублей (с учетом доходной части самого аэропорта), а если прибавить еще и эти 250 миллионов, получается 750 миллионов. И нам при этом предлагают начать жить с «чистого листа», потому что на 13-15 годы на развитие аэропорта нужно еще 750 млн. Это полтора миллиарда! Ребят, мы что, Шерметьево-3 строим в мраморном исполнении? И стратегия, которую нам сегодня предлагают — путь в никуда. Сергей Владимирович, эту ситуацию завели в тупик вы. Можно было еще в 2011-2012 годах внести расходы по «Кировавиа» в бюджет. С кредитным портфелем это предприятие никогда не выживет.
По мнению Русских, необходимо с помощью бюджетных средств погасить кредит, а затем финансировать деятельность аэропорта из бюджета, «и запретить им вообще брать кредиты».
В своем «ответном слове» Сергей Щерчков указал Русских на то, что тот «слишком легко оперирует цифрами», причем цифрами неправильными, и заявил следующее: «Признаю ошибку — надо было чаще советоваться с депутатами. Но не признаю, что мы нечестно поступали. Мы поступали в рамках своих полномочий. У меня особого выбора нет. Если нет господдержки — где брать деньги? Мы вынуждены были кредитоваться, и если вы думаете, что у меня простые взаимоотношения с «Вятка-банком», так они не простые... Главное, что аэропорт работает — это наша общая с вами заслуга.
На следующий день на пленарном заседании Щерчков принес депутатам извинения за неэффективные решения бывшего руководства «Кировавиа» и за то, что не поставил «денежный» вопрос на обсуждение в прошлом году. Депутаты приняли поправки в бюджет в двух чтениях почти единогласно. Так что, вероятнее всего, «полетим». Правда, кого-то недолечим, что-то недостроим, недоремонтируем и не произведем.
Мария Петухова
petuhova.mv@gmail.com
Затраты Аэропорта в 2013 году (млн руб.)
110 млн руб. — операционная деятельность (плата за топливо, электроэнергию, текущий ремонт, выплата зарплаты, погашение налогов);
80 млн руб. — инвестиционная деятельность (техническое перевооружение, поддержание инфраструктуры, реконструкция аэровокзала);
40 млн руб. — выплаты процентов по существующему кредитному портфелю;
20 млн руб. — прочие финансовые обязательства.