Разговор о наболевшем
02.06.2019 12:00:00
1110
0
Что мешает бизнесу, как изменить ситуацию, чем предприниматели и чиновники могут помочь друг другу. Ответы на эти вопросы искали участники «живого диалога», прошедшего в рамках форума «Предпринимательство на Вятке». По одним вопросам мнения разошлись, по другим — появилось понимание.
Сколько стоит касса?
Бизнес подсчитал: на установку онлайн-кассы потребуется до 65 тысяч рублей. Налоговики с подсчетами категорически не согласны. Во время мероприятия они озвучили свои подсчеты.
- С 1 июля 2019 года большинство предприятий и ИП, применяющих контрольно-кассовую технику, будут обязаны передавать фискальные данные в налоговые органы через онлайн-кассы, - зачитал вопрос от предпринимательского сообщества ведущий «живого диалога». - В среднем расходы на организацию онлайн-кассы составляют от 30 до 65 тысяч рублей, что значительно ударяет по карману. Особенно пострадают мелкие предприниматели, работающие в селах и небольших городах. Что делать в этой ситуации, и как правительство может поддержать бизнес?
Ответ держал руководитель УФНС по Кировской области Денис Смехов.
- Поддержка есть. Те ИП, которые работают на патенте или на ЕНВД, могут заявить вычет, он составляет 18 тысяч рублей. Налоговый вычет будет действовать до вступления в силу закона — до 1 июля 2019 года, - напомнил Смехов.
И озвучил подсчеты:
- По имеющейся у нас информации от производителей ККТ, минимальная цена контрольно-кассового аппарата стоит 13 тысяч 800 рублей. Если мы будем говорить о программном обеспечении, которое необходимо для установки на эту ККТ, подключение, интернет - средняя цена кассы получается порядка 20 тысяч рублей.
Он дополнил, что стоимость оборудования для предпринимателя, работающих в сельской местности, и ритейла разная:
- Здесь не говорится о ритейле, крупных торговых сетях - для них контрольно-кассовая техника стоит в разы больше, чем аппараты, которые необходимо применять в сельской местности.
- Я так понял, мы цену вопроса с 65 тысяч рублей одним 5-минутным ответом сократили до 2 тысяч рублей (ред: с учетом налогового вычета), которые должен найти предприниматель. Но это необходимо сделать до 1 июля, - резюмировал ведущий.
Вэлком
Один из вопросов касался доступа малого бизнеса к участию в торгах.
- Могут ли субъекты малого и среднего предпринимательства, в том числе самозанятые, принимать участие в тендерах по благоустройству территории нашего города? – поинтересовался предприниматель Ярослав Шулаков, добавив, что сейчас лоты укрупнены.
Чиновники заверили – могут. И не только в торгах, но и проектах, финансируемых за счет внебюджета.
- Есть 44-ФЗ, который дает возможность малому бизнесу участвовать во всех конкурсах и процедурах, которые проводятся в городе, - прокомментировала глава города Елена Ковалева. - Есть ряд конкурсов, которые по своему объему мелкие и не привлекательны для крупного бизнеса. Мы всегда призываем предпринимателей участвовать в проектах по местным инициативам, в городских конкурсах, «Комфортной городской среде».
По поводу укрупнения лотов добавила: у подрядчиков по таким лотам есть обязанность привлекать на субподряд малый бизнес.
Сити-менеджер Илья Шульгин напомнил о проектах, появляющихся в рамках «Урбан форума» и «Киров меняется», где малый и средний бизнес может найти применение. Они финансируются за счет внебюджета.
- Поле деятельности в нашем городе на самом деле огромное. Следующий «Урбан форум» пройдет в конце октября. К этому сроку готовим ряд проектов в нашем городе, которые могут быть реализованы руками жителей, - анонсировал Илья Шульгин.
Прорывной показатель
Блогер Лев Саламатов предложил для развития предпринимательства использовать механизм нацпроектов и пересмотреть параметры региональных паспортов к ним. Заложенные показатели назвал скромными и не прорывными (напомним, к 2024 году число СМСБ в регионе планируется увеличить с 50 до 54 тысяч, количество вовлеченных в предпринимательство - с учетом ИП – с 181 тысячи до 220 тыс. человек).
- Показатели скромные, вряд ли их можно назвать прорывными. Давайте попробуем изменить заложенные в паспорте целевые показатели до 300 тысяч к 2024 году, - предложил Саламатов. - Это прорывной показатель, который заставит правительство и профильные министерства работать в полную силу и поможет снять угрозы в плане отрицательной демографии и поддержки малого бизнеса.
Лев Саламатов предложил рассмотреть предложение на ближайшем заседании правительства. Васильев инициативу поддержал, но с корректировкой – «на одном из ближайших заседаний». На него пообещал пригласить представителей бизнес-объединений, общественников и сам бизнес, поскольку «нельзя аквариум без рыб рассматривать». Там и обсудят реалистичность цифр.
И напомнил о другой статистике:
- У нас 180 тысяч людей заняты в малом и среднем бизнесе, а еще 180 тысяч населения трудоспособного возраста нигде не работают. Это при уровне безработицы, который ниже среднего по ПФО. Надо по-другому ставить задачу, чтобы легализовать эту сферу. Давайте здесь цифру поставим, в том числе и с представителями малого бизнеса.
«Сколково» или Белая?
Основатель киберспортивной организации Павел Шапкин коснулся темы миграции бизнеса. Прозрачная схема работы компаний — это налоги, социальные отчисления. А бизнес всегда ищет, где выгоднее.
- Когда планирую, сколько налогов мы заплатим в следующем году, перед нами встают варианты. Наши заграничные партнеры говорят: «Зачем делаете это в Кирове? Вы можете открыть компанию вне юрисдикции России и платить меньше налогов». Российские партнеры говорят: «Станьте резидентом «Сколково». Там, например, социальные отчисления — 14 процентов вместо 30. Мы всем сердцем любим Киров, строим компанию здесь и хотим остаться, но когда планирую следующий год, встаю перед искушением уехать: любой бизнес ищет сокращения расходов. Какие варианты у нас есть, чтобы остаться здесь? - задал прямой вопрос предприниматель.
- Не надо ехать в «Сколково». Можно поехать в Белую Холуницу и получить те же самые льготы, зарегистрировавшись на территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Или в Вятских Полянах, - предложил альтернативу председатель правительства Александр Чурин и добавил: Насчет того, что вы будете меньше налогов платить за рубежом, я поспорю. На самом деле до сих пор налоги в Российской Федерации являются одними из самых низких.
- Надо понимать, что это не налоговый рай, не офшорная зона. Вы должны стать резидентом, - добавил Игорь Васильев.
Когда стартуют конкурсы
Один из вопросов, озвученных ведущим, касался лесной сферы. Лесозаготовителей интересует — когда в области стартуют лесные конкурсы и как будут формироваться участки для их проведения?
- Работа уже ведется, - заверил региональный министр лесного хозяйства Алексей Шургин. - В министерство поступило 19 заявок на проведение аукционов на 12 - на проведение конкурсов. Нам пришлось дать отказ по разным причинам: где-то заявки поступали на обремененные участки (они сейчас в аренде), где-то были недостаточно качественно подготовлены. Министерство эту работу ведет, мы начинаем консультировать заявителей, чтобы они быстрее дошли до логического финала. Думаю, до конца года ряд конкурсов уже проведем.
Доступ к информации
Предприниматель Эдуард Сюткин оказался не единственным, кого интересует тема информподдержки бизнеса.
- Принимаются ли в регионе меры централизованной информационной поддержки. Происходит очень много изменений, о которых мы, предприниматели, часто не знаем, - спросил предприниматель.
Сейчас для этого используются все возможные инструменты, заверили чиновники. Скоро появится и дом для предпринимателей «Мой бизнес». С местом уже определились.
- Рядом с площадями, где находится Кировский областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства. В рамках организации дома предпринимательства будет организовано информационное сопровождение всей деятельности. Касается не только вопросов поддержки бизнеса, но и доведения информации по отраслевым направлениям — по лесу, по сельскому хозяйству. Мы надеемся, что нашему дому предпринимательства «Мой бизнес» удастся консолидировать все отраслевые органы исполнительной власти, которые так или иначе работают с субъектом предпринимательской деятельности».
Мнения
Сергей Крекнин, основатель «Делового клуба»:
Мы ходим на такие форумы из года в год обсуждаем вопросы тактические. Спрашиваем то, что выясняется нажатием клавиши в Гугле. Но Карл фон Клаузевиц говорил, что тактические успехи нивелируются провалами стратегическими. У нас есть система поддержки предпринимательства, а не нужна ли нам система развития предпринимательства? Сейчас, когда госудрство встает на сторону бизнеса, выделяются огромные деньги (прозвучало, что нам выделили больше 300 млн на этот год). Это шанс, возможность сделать что-то по-другому. Нам нужна стратегия. Пока мы не поймем цель, критерии, по которым будем измерять результат, каким образом будет достигать показателей, мы будем заниматься тактикой. Она, возможно, ведет не туда, куда нам надо.
Никита Семиларский, руководитель сети кофе-баров «Coffee Like Киров»:
Любой форум — это контакты. Во время таких нетворкингов приобретаешь полезные связи, которые потом могут помочь по любым вопросам. На форуме был интересный вопрос по поводу информационной поддержки предпринимателей, что они сами мало интересуются. По моему мнению, настоящий предприниматель должен быть всегда занят, у него нет времени что-то где-то читать, изучать документы. Мне гораздо проще и интереснее, если есть вопрос, найти эксперта и задать вопрос напрямую. Такие мероприятия важны для знакомств, чтобы знать, кто, в какой сфере и чем занимается. Сидел целый зал предпринимателей, это все люди, которые строят экономику. Чем мы больше будем общаться, тем сильнее станет город и сам бизнес оптимистичнее.
Юлия Усинская
mail@bnkirov.ru