Регулятор для тарифов
Потребитель всегда хочет платить меньше, а бизнес заинтересован в повышении тарифа и увеличении валовой выручки. Определить «золотую середину» между их интересами призваны службы регулирования тарифов. Как это происходит — в интервью «БН» рассказал руководитель региональной службы по тарифам Кировской области Максим Михайлов.
- Максим Владиславович, в каких конкретно сферах регулятором тарифов выступает РСТ?
- В сфере электроэнергетики, теплоэнергетики, газоснабжения, водоснабжения, водоотведения, услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Кроме этого, мы занимаемся регулированием предельных оптовых и розничных надбавок к ценам на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты, а также предельных оптовых надбавок на медицинские изделия, имплантируемые в организм человека. Еще одно из направлений – тарифы на перевозку пассажиров, ручной клади и багажа в автомобильном и электрифицированном транспорте городского и пригородного сообщения, тарифы на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, а также тарифы на перевозку пассажиров и багажа на переправах.
- Автоперевозчики периодически заявляют о необоснованно низком тарифе на свои услуги, вы эту позицию не поддерживаете. В итоге стоимость билета в общественном транспорте если повышается, то минимально, а в конце прошлого года принято решение на 2018 год тариф не менять. Почему? Претензии автоперевозчиков не обоснованы?
- Во-первых, как и при установлении тарифов в любой сфере, здесь большую роль играет социальная сторона вопроса. Мы же понимаем, что общественным транспортом пользуется большое количество людей, поэтому любое решение по пересмотру тарифа должно быть максимально продумано и обосновано, в том числе с точки зрения затрат компаний. При этом у населения и перевозчиков принципиально разные интересы.
Во-вторых, действительно, в конце 2017 года поступали тарифные заявки компаний, где фигурировали цены на билеты и 30, и 33 рубля, и выше. Мы проанализировали деятельность автоперевозчиков за период с 2014 по 2017 год. Выяснили, что пассажиропоток за это время сократился - где-то на 14-15%, но при этом объем работы транспорта (совокупные машиночасы работы, пробеги) не изменился. В итоге, учитывая социальную значимость, вопрос по пересмотру тарифов обсуждали совместно с Экспертным советом, с участием депутатов областного Заксобрания, представителей Общественной палаты. По результатам обсуждения было принято решение отложить вопрос об изменении стоимости проезда. Автоперевозчикам совместно с администрацией города нужно провести полный анализ путей повышения эффективности работы, в том числе по возможной оптимизации маршрутной сети и расписания движения.
Если приводить сравнение с другими городами ПФО (не берем в расчет миллионники) у нас тарифы примерно одинаковы, может, чуть выше. Хочу отметить, с моей точки зрения, одну важную деталь: мы говорим о существующей системе автоперевозок такого уровня качества, которая обеспечивается этим тарифом. Не как руководитель РСТ, а как просто житель Кирова, могу сказать: или мы при действующих тарифах согласны на существующее качество услуг, или мы хотим, чтобы качество за короткий срок стало принципиально более высоким – за счет обновления автопарка, замены коптящих ПАЗов и старых троллейбусов на современный городской транспорт, установки терминалов оплаты проезда и т. д. Так вот, если мы хотим сделать резкий шаг вперед в плане качества обслуживания, то, конечно, в этом случае рост тарифа - особенно при нашем не самом большом городском бюджете, - один из главных источников инвестиций в это обновление. Дополнительное качество стоит дополнительных денег.
- Каково участие РСТ в ситуации с выбором регоператора по обращению с твердыми коммунальными отходами? На ваш взгляд, политика властей в сфере обращения с отходами верная?
- Считаю, что верная. И последние события в Волоколамском районе (выброс газов на мусорном полигоне «Ядрово» - прим. «БН») еще раз подтвердили необходимость изменений в этом направлении. По закону, 1 января 2019 года - крайний срок, когда все регионы должны перейти на схему работы через регионального оператора. Непосредственно к его выбору мы отношения не имеем, поскольку регоператор определяется по итогам открытого конкурса, проводимого министерством энергетики и ЖКХ.
Наша работа начнется после того, как победитель конкурса предоставит нам тарифную заявку. До 20 декабря 2018 года мы должны утвердить для регионального оператора единый тариф на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами. Он зависит от многих параметров, начиная от собственных расходов оператора (на сбор и транспортировку отходов, заключение и обслуживание договоров), и заканчивая наличием защищенных и утвержденных министерством энергетики и ЖКХ инвестиционных программ организаций по захоронению, обработке отходов (строительство новых полигонов, мусоросортировочных заводов и станций и т.д.), которые будут заключать договоры с региональным оператором по обращению с ТКО.
В конечном итоге эта услуга перейдет в разряд коммунальной и станет полностью тарифицированной. Раньше тарифному регулированию подлежала только деятельность полигонов по захоронению отходов, а далее, с учетом транспортировки, формировалась некая договорная плата, входящая в стоимость содержания и ремонта жилого помещения (взималась с 1 кв.м площади). С момента начала работы регионального оператора эта услуга переходит в разряд коммунальной, регулируемой РСТ. Плата за содержание жилого помещения должна быть сокращена на ту величину, которую управляющие компании и иные организации, обслуживающие жилой фонд, предусматривали в своих расчетах на обращение с отходами.
- Ваша позиция в отношении регулирования тарифов в сфере энергетики. Помогаете найти компромисс между монополистами и бизнесом?
- Любой тариф должен обеспечивать баланс интересов между потребителем ресурсов и регулируемой, ресурсоснабжающей организацией. Конечно, потребитель всегда хочет платить меньше, а ресурсоснабжающая организация заинтересована в повышении тарифа и увеличении необходимой валовой выручки. Службы регулирования призваны определить в рамках законодательства между их интересами «золотую середину». Если тариф будет заниженным по сравнению с экономически обоснованным, пострадает ресурсоснабжающая организация (мы говорим о добросовестных энергокомпаниях, стремящихся выполнять свои производственные, ремонтные, инвестиционные программы, развивать энергетику). Но в конечном итоге пострадает и потребитель, когда начнутся проблемы с надежностью и качеством энергоснабжения.
- В нашем регионе эта «золотая середина» найдена?
- Я считаю, что в целом да. Конечно, у нас не самые низкие (но и не самые высокие) тарифы по тому же ПФО. Но на это есть объективные причины, например, уровень энергопотребления в регионе. Возьмем, к примеру, услуги по передаче электроэнергии, величина которых занимает более 40% в общей структуре стоимости электроэнергии. Основу расходов электросетевых компаний занимают условно-постоянные расходы. И независимо от уровня энергопотребления, в том числе в условиях его снижения, компании обязаны обслуживать электрические сети, содержать ремонтный, диспетчерский персонал и так далее.
Мы прикладываем все усилия, чтобы оценить объективность и обоснованность затрат, заявленных регулируемыми организациями. По факту органы тарифного регулирования «срезают» значительные расходы, первоначально заявленные компаниями. Жители города, пользователи ресурсов этой скрупулезной работы не видят, но могу сказать, что сотрудниками РСТ ведется очень серьезная работа с тарифными заявками в процессе формирования тарифов. Заявляю это с полной ответственностью как человек, который долгое время находился, можно сказать, «по другую сторону баррикад», когда работал в энергокомпаниях.
- С какими вопросами чаще всего обращается бизнес региона?
- Я бы сказал, что коммерческие предприятия обращаются к нам достаточно редко, в основном в случаях техприсоединения, подключения объектов к инженерным сетям (электрические, тепловые сети, системы водоснабжения). Но бизнес-сообщество опосредованно представлено в нашем Экспертном совете, который, по большому счету, представляет на наших заседаниях точку зрения и интересы предпринимателей. В Экспертный совет входят 18 человек, в том числе депутаты Заксобрания, представители Вятской ТПП, Совета хозяйственных руководителей, органов исполнительной власти региона, профсоюзов, Лиги предпринимателей Кировской области и т. д. Этот консультативный орган обсуждает важнейшие вопросы в сфере как формирования тарифов, так и оценки деятельности регулируемых компаний.
К примеру, в 2017 году совет рассматривал итоги деятельности филиала «Кировский» ПАО «Т Плюс», АО «КТК», участвовал в рассмотрении предложений о предельных уровнях тарифов на услуги по передаче электроэнергии, о предельных уровнях тарифов на электроэнергию для населения, тарифах на тепловую энергию и услуги по ее передаче, плате за подключение к сетям водоснабжения, тарифов на автоперевозки и т. д. В конечном итоге, участие Экспертного совета в работе РСТ позволяет учесть разнообразие мнений по тарифным вопросам и выработать взвешенное тарифное решение, при этом обеспечить большую открытость и доступность для потребителей принимаемых решений.
- Вы требуете от организаций с госучастием повышения энергетической эффективности. Как выполняются эти требования? Можете ли повлиять на частые компании?
- В повышении энергоэффективности должно быть заинтересовано любое предприятие и любой житель. В конечном итоге это его затраты, и, если есть возможность сэкономить на потреблении ресурсов, этим надо заниматься. Что касается регулируемых нами предприятий, то здесь никакого отличия государственных от частных компаний нет. Законодательство в отношении всех одинаково: оно требует утверждения на предприятиях программ энергоэффективности. Мы эти программы проверяем, контролируем их выполнение.
Кроме того, в тарифном законодательстве заложены моменты, которые так или иначе оказывают влияние на регулируемые предприятия, подталкивая их к повышению энергоэффективности. К примеру, это утверждение нормативов потерь в электрических или тепловых сетях. В размере норматива потери компенсируются. Сверхнормативные потери в сетях предприятие обязано покрывать за свой счет, извлекая эти средства из текущей деятельности, что, в свою очередь, влечет на уровне тарифного регулирования сокращение расчетной необходимой валовой выручки в следующие периоды.
Я видел в Московской области несколько печальных примеров, когда компании (МУПы) банкротились буквально за полгода: нормативные потери были утверждены на уровне 12%, а фактические «зашкаливали» за 40%. В таких ситуациях предприятие теряет деньги за очень короткое время. Так что это один из инструментов государства для опосредованного влияния на организации, которые таким образом стимулируется в плане повышения энергетической эффективности.
- Вы возглавили РСТ чуть более месяца назад, до этого работали на управленческих постах в Тюмени, Москве. Долго думали над предложением?
- С моей точки зрения, любое размышление в плане соглашаться или не соглашаться на предложение о работе, должности - занимает один вечер, не дольше. Для меня странно ходить несколько дней и бесконечно думать над таким вопросом. Считаю, все «за» и «против» в подобных жизненных ситуациях взвешиваются в течение пары часов.
- Дома экономите ресурсы?
- Стараюсь.
- А на общественном транспорте часто ездите?
- Ну, например, ребенка в садик вожу на автобусе. В общем, пользуюсь, если есть необходимость доехать. В Кирове я пока без машины. С работы хожу пешком. Вообще, в Кирове после Москвы настолько все близко, что проблемы для пешехода нет. В Москве регулярно пользовался метро.
- Можете оценить и сравнить Киров с другими городами, где вы жили?
- Я не могу рассуждать объективно, потому что в Кирове я родился и вырос. Это моя родина. Здесь у меня родные, близкие, друзья, во многом поэтому я и вернулся сюда, так что объективного оценщика из меня не получится. Я только последние пять лет жил и работал в других городах, но это города принципиально иного уровня и статуса, их некорректно сравнивать с Кировом. Но, кстати, зимой, когда только приехал сюда, увидел качество очистки дорог и был приятно удивлен. Могу сказать, что этой зимой в Подмосковье, в том же Красногорске, было хуже. Ну, и люди в Кирове, конечно, гораздо проще. В хорошем, самом лучшем смысле этого слова.
Анастасия Белова
a.a.belova@mail.ru
Досье
Михайлов Максим Владиславович, руководитель региональной службы по тарифам Кировской области.
Родился: 14 января 1977 г. в Кирове.
Образование: высшее. Окончил ВятГТУ (ныне ВятГУ). В 2008 году прошёл программу подготовки управленческих кадров на базе Вятского госуниверситета.
Карьера: началась в Кирове - с должности экономиста. Основная часть трудовой деятельности связана с энергетикой: более 13 лет работал на руководящих должностях в различных энергокомпаниях Кирова, Тюмени, Москвы. С 26 февраля 2018 г. - руководитель РСТ Кировской области. Вошел в список полуфиналистов конкурса «Лидеры России» из числа участников от ПФО.
Семья: женат, воспитывает двоих детей.
Блиц:
Кухня: Ярко выраженный «мясоед», не могу жить без мяса. В остальном предпочтений нет, главное, чтобы было вкусно.
Хобби: спорт. Люблю «диванный спорт» - смотреть по телевизору футбол, хоккей, баскетбол, если команды высокого уровня. Сам долгое время играл в футбол, баскетбол, волейбол, занимался рукопашным боем. Сейчас в Кирове планирую возобновить тренировки. И стараюсь «урвать» любое свободное время, чтобы почитать.
Что цените в людях: честность, порядочность, умение держать слово. На что не жаль потратить деньги: На помощь родным, близким, друзьям.
В чем для вас смысл жизни: стараться жить так, чтобы моим родным, близким не было за меня стыдно, а друзья гордились нашей дружбой.
Любимое выражение: «Дождь не может идти вечно».
От автора
- На минувшей неделе бюджетный комитет ОЗС поднял тему автоперевозок общественным транспортом. Много говорили о необходимости поддержать убыточных перевозчиков - деньгами, изменениями в законодательстве, которые «прижмут» нелегалов. Во время достаточно долгой дискуссии никто не сказал ни слова про повышение тарифов. Депутаты тоже понимают социальную сторону вопроса, при этом ищут варианты, как помочь автоперевозчикам с минимальными потерями для кошельков пассажиров. И все понимают, что регулятор в лице РСТ вряд ли позволит повысить тарифы даже чуть выше обоснованных. На то он и регулятор.