Директор Центра народных промыслов и ремесел «Вятка» Надежда Копосова уверена, что НХП станут успешным бизнесом.

Ручная работа

28.06.2015 11:49:00 3015 0

Станут ли народные промыслы успешным бизнесом?

Несколько предприятий в сфере народных промыслов в этом году остались без поддержки. Казалось бы, в кризис это не новость, но дело в том, что деньги в бюджете для них есть. Все дело в законе, который нужно изменить. Пока же предприятия ждут, всеми способами удерживают свою пятипроцентную рентабельность и верят, что промыслы скоро станут успешным бизнесом.
 
Олег Прохоренко, редактор газеты «Бизнес Новости»:
- Сегодня наша тема звучит как «Возрождение «hand made»: станут ли народные промыслы успешным бизнесом?». В настоящий момент есть проект закона, который лоббирует Олег Казаковцев, сенатор от Кировской области, который предполагает отмену перекрестного субсидирования для сферы народных художественных промыслов (НХП). В преамбуле законопроекта говорится о том, что в кризис промыслы оказались в тяжелой ситуации: средняя зарплата мастеров составляет лишь 40% от средней по стране, а их численность каждый год сокращается на 10%. Большая часть организаций в НХП убыточна и рентабельность их составляет не более 5%. Новый законопроект разрешил бы самостоятельно на региональном уровне поддерживать эти предприятия. Но поможет ли это?
 
Надежда Копосова, директор Центра народных промыслов и ремесел «Вятка»:
- Господдержка нашей сферы в области осуществляется с 2006 года, и с каждым годом объемы субсидий увеличивались. Деньги выделялись на ярмарки, модернизацию, сырье и электроэнергию. Для меня было очень важно участие в выставках, так как стоимость аренды площадей там очень высока. Благодаря такой помощи я съездила во многие регионы, а особенно важными были выставки в столицах. Но получилось так, что потом я попала в список федеральных предприятий, и у меня отобрали право пользоваться региональной поддержкой. Дело в том, что среди тех, кто субсидируется на федеральном уровне, нас тоже не оказалось, потому что денег хватает только на крупные предприятия - такие как промыслы Гжель или Хохлома. Они съедают все суммы субсидий.
 
Олег Прохоренко:
- Я уточню: от Кировской области в этот список попало лишь четыре предприятия: «Вятский сувенир» в Нолинске, занимающийся матрешкой, еще один «Сувенир» в Нововятском районе, «Комтех» - вятская керамика, и ваш центр «Вятка». Я правильно понимаю, что если у нас этот закон поддержат, то у вас будет возможность получать эти средства на региональном уровне?
 
Надежда Копосова:
- Да. В 2014 году я ничего не получила. Но, к счастью, пока помогает держаться та поддержка, которая была до этого.
 
Олег Прохоренко:
- Недавно стало известно, что Минэкономразвития разыграл конкурс и Кировская область получила 155 млн рублей на развитие предпринимательства, в том числе 6 млн рублей - на НХП. Это большая сумма?
 
Надежда Копосова:
- Нет, в прошлые годы средств выделялось значительно больше. Но, конечно, мы и за эту помощь в нынешних условиях благодарны.
 
Олег Прохоренко:
- Елена Львовна, а как обстоят дела у вас на предприятии, насколько рентабельно ваше производство, какова оплата труда?
 
Елена Кувшинова, директор предприятия по производству изделий народных художественных промыслов «Азимут» (г. Кирово-Чепецк):
- Я могу сказать не только о своем предприятии, а в целом по нашей сфере: у нас очень низкая рентабельность – 5-7%. Много говорится о проблеме старения кадров, на что мы отвечаем: если бы не страховые взносы, которые берутся с наших предприятий на общих основаниях, мы могли бы платить более высокие зарплаты, и я вас уверяю, что на такие интересные творческие должности молодежь бы в очередь выстраивалась. Я не знаю ни одного учебного заведения, которое бы выпускало изготовителей художественных изделий из лозы. Наше предприятие существует с 1998 года и все это время мы сами себе готовим кадры: разработали свою учебную программу, ежегодно набираем безработных. Тех, кто сдал экзамен и выполнил квалификационную работу, трудоустраиваем. Около 60% работников нашего предприятия пришли именно в рамках этой программы.
Что касается закона, то понятно, что он устарел: необходимо совершенствовать его понятийный аппарат, выделять предприятия НХП в отдельную отрасль и предусматривать упрощенную схему администрирования. Нас невозможно рассматривать как бизнес в чистом виде и как культуру тоже – промыслы где-то посередине и это всегда создавало нам массу проблем.
 
Олег Прохоренко:
- Светлана, а вас нельзя полностью отнести к промыслам?
 
Светлана Захарова, владелица мастерской женственности «Захара»:
- Нет. Мы создаем льняную одежду, хлопковую, вяжем и преимущественно наш труд ручной. Так как мы не являемся предприятием народных промыслов, мы все делаем за свой счет, и пусть медленно, но развиваемся.
 
Оксана Ковтуненко:
- Насколько рентабелен ваш бизнес?
 
Светлана Захарова:
- У нас не массовое и не серийное производство, наша мастерская существует два года, но известными в Кирове мы стали за последние 7-8 месяцев. И чтобы это произошло, нужно было много работать. А при этом когда решаешь вопросы, которые только что озвучили мои собеседницы, очень сложно оставаться в творчестве.
 
Олег Прохоренко:
- Вы много участвуете в разных выставках, есть ли сегодня спрос на продукцию вятских мастеров, тем более в кризисное время?
 
Надежда Копосова:
- Да, спрос есть. Когда проходят смешанные разнопрофильные выставки, нам гораздо сложнее. Туда люди приходят покупать более практичные вещи: одежду, мадикаменты и т.д. Но я могу сказать, что если бы я не участвовала в профильных выставках и не видела, как растет интерес к нашим промыслам, бизнес можно было бы закрывать. Сейчас у всех на слуху скачки евро и доллара, и очень часто на ярмарках появляются товароведы, которые ищут замену китайским и другим товарам-сувенирам. Поэтому не все так плохо.
 
Олег Прохоренко:
- Елена, а у вас есть спрос?
 
Елена Кувшинова:
- Как раз два дня назад я приехала с большой международной выставки «РосУпак». Там с аналогичным нам продуктом стояло только два предприятия: региональный стенд Кировской области, мы и компания, которая перепродает китайские корзины. К нам был бешеный интерес – я не успела приехать домой, как стали раздаваться звонки. То есть возможность продвигать наш продукт есть. И с этой точки зрения нам не столько нужны субсидии (деньги всегда кончаются), насколько важна законодательная поддержка.
 
Олег Прохоренко:
- А нет ли идеи создать в Кирове специализированный магазин, в котором были бы представлены все промыслы?
 
Елена Кувшинова:
- У нас есть и магазины, и художественные салоны. Когда еще оказывалась региональная поддержка, на льготных условиях было предоставлено помещение на Воровского, 52: там сейчас открыт центр современных промыслов и ремесел. Надежда Копосова как раз стояла у истоков этой идеи. Сейчас там проходят мастер-классы и выставки.
 
Оксана Ковтуненко:
- У нас на связи Александр Турунцев, создатель больших матрешек-ларьков, в которых продаются разные сувениры от НХП. Расскажите о вашем проекте.
 
Александр Турунцев, директор компании «Мейд бай хенд»:
- Сейчас мы позиционируем себя как фабрику, можем выпускать примерно 25 конструкций в месяц. Нам активно помогает развиваться губернатор Кировской области: готовится совместный проект с РЖД: на станциях магазины будут работать по сниженным арендным ставкам. Несколько дней назад мы получили патент на наше изобретение, сейчас мы оформляем лицензию и авторские права.
 
Олег Прохоренко:
- Что реализуется через такие стенды?
 
Александр Турунцев:
- На 70% - матрешка, причем половина матрешек – вятская.
 
Олег Прохоренко:
- На вашем сайте есть информация, что занимаясь такой матрешкой, можно, вложив около 400 тыс. рублей, заработать в год 1,8 млн рублей. Насколько это реально?
 
Александр Турунцев:
- Это реально для курортных городов. Если посмотреть на сайте ниже, там есть предложения для регионов: 700 тысяч рублей вложений и окупаемость через 4-5 месяцев. Предлагается приобрести продукцию и стартовый пакет товара. Не у всех, конечно, все проходит успешно – некоторые не могут выйти на окупаемость, добиться прибыли. Мы стараемся решать эту проблему. У нас есть и определенные требования к товару – он должен быть определенных габаритов, так как у стенда всего 10 полок и на них должно разместиться максимальное количество продукции.
 
Олег Прохоренко:
- У нас в гостях Наталья Пышко, которая сейчас регистрирует Вятскую роспись как товарный знак. Расскажите об этом.
 
Наталья Пышко, директор «Галереи Прогресса»:
- Вятская роспись – это не только про город Киров, это более широкий пласт славянской культуры, которую раскрывает в своих произведениях художница Галина Устинова. Когда-то давно была большая северная страна, которая называлась Рось, есть такие сведения, что жили на ней вянтичи. Естественно, когда мы приезжаем на какую-то ярмарку, каждый видит отклик в этом славянском орнаменте, потому что мы все русские, и все эти образы нам близки. В этом году на ярмарке «Ладья» к нам был огромный интерес.
 
Олег Прохоренко:
- И этот интерес монетизируется?
 
Наталья Пышко:
- Где люди, там и деньги. Сейчас есть Интернет, в нем все можно узнать, какие были боги, во что верили наши предки, многим это интересно.
 
Оксана Ковтуненко:
- На связи у нас Раиса Полякова, директор магазина-салона «Вятские промыслы» в Санкт-Петербурге, открытого в 2011 году. Насколько успешен ваш проект?
 
Раиса Полякова:
- Самое главное, что можно сегодня сказать точно, - мы здесь закрепились. Санкт-Петербург – специфический город, он либо принимает, либо – нет. Нас принял. Сейчас у нас есть наработки, клиентская база, 80% которой – питерцы. 90% нашей продукции - изделия мастеров Кировской области.
 
Олег Прохоренко:
- У нас на связи юрист Андрей Костин. Скажите, где грань между хенд-мейдом как бизнесом и самозанятостью. Как себя обезопасить в юридических вопросах и нужно ли обязательно открывать ИП?
 
Андрей Костин, начальник сектора налогового консалтинга юридической компании «Альянс. Право. Бизнес»:
- Один из главных признаков предпринимательской деятельности – системное извлечение прибыли. Если человек работает, привлекает для этого какие-то материальные и технические ресурсы, нанимает рабочую силу, то регистрация, безусловно, нужна.
 
Олег Прохоренко:
- А если он делает открытки ручной работы и иногда выставляет их в магазине?
 
Андрей Костин:
- Все зависит от объема, законодательство этого четко не определяет. Если есть основной признак предпринимательства – системность - ты должен быть зарегистрирован.
 
Елена Кувшинова:
- Я бы добавила, что государство сегодня рассматривает любой факт получения прибыли как случай для извлечения налогов – и не важно, открытку ты сделал или производство открыл.
 
Олег Прохоренко:
- И финальный вопрос: станут ли народные промыслы успешным бизнесом?
 
Надежда Копосова:
- Я – оптимист, станут.
 
Елена Кувшинова:
- Может быть, но лишь с учетом шлифовки законодательства.
 
Подготовила Елена Окатьева
lena.okatieva@yandex.ru 
VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте