Салат со скандалом
04.10.2015 14:26:00
4681
0
Новый театральный сезон все кировские театры встретили без художественных руководителей. Если вспомнить, что у нас все еще и министра культуры нет, то творческий кризис налицо.
А если погрузиться в театральные проблемы и интриги поглубже, то и театра никакого не надо. Вот же они – и драма и комедия.
Кассы ради
Войдем в двери мастодонта. Драмтеатр как раз на прошлой неделе открыл сезон новой премьерой: спектаклем с непримечательным для интеллигентного уха названием «Обед из трех блюд: салат со скандалом». Ставил ее нижегородский режиссер Владимир Червяков, который работал с нашим театром уже не раз и который откровенно признался, что пьеса простая и даже примитивная, и поставлена специально для того, чтобы привлечь в театр больше людей. Хотя этого можно было и не объяснять: само название подчеркивает развлекательный характер сего произведения.
И директор Драмтеатра Ансария Семизорова тут же начала оправдываться: «Вы не думайте, что мы будем и дальше развлекаться, мы уже соскучились по серьезным работам, но у театра сейчас сложное время, и нам нужен спектакль на кассу».
С открытия сезона переключились на будущее Драмтеатра: уже во второй половине октября в нем пройдет театральная лаборатория Олега Лоевского (та самая, которая больше года назад была организована в Театре на Спасской). Семизорова долго расхваливала то, как подобное мероприятие проходило в Перми, куда он ездила и где уговорила Лоевского, рассказав ему о больших трудностях в кировском театре, приехать к нам.
В лаборатории будут принимать участие три молодых режиссера: Евгений Ланцов, главный режиссер Русского республиканского драматического театра им. Лермонтова из Абакана, Егор Чернышов, режиссер, работающий в разных театрах, приезжавший к нам на прошлую лабораторию и Олег Степанов, главный режиссер Сарапульского драматического театра.
Провести лабораторию предлагал, кстати, в мае этого года, еще Юрий Ардашев, сейчас уже бывший художественный руководитель Драмтеатра. «Хорошо было бы провести задуманные нами театральные лаборатории, - рассказывал Юрий Ардашев в интервью «Бизнес Новостям». - Одну – режиссерскую - планируется посвятить 100-летию со дня рождения Александра Грина. Думаем, осенью - в начале зимы сюда приедут молодые режиссеры, критики, театроведы. Будут готовиться и эскизы спектаклей. Еще одну лабораторию мы хотим посвятить кировским драматургам и приурочить ее к Году литературы».
Однако контракт с режиссером, приехавшим специально в наш город из московского Театра на Таганке, продлевать не стали.
– Помните, как он пришел, - сказала Ансария Семизорова на пресс-конференции. - Со скандалом. Потом, конечно, многие писали, что стало тихо в театре. Но это не так. На самом деле не «стерпелось», не «слюбилось». Этот год у нас прошел очень плохо. Получилось так, что самые маститые актеры — Исаева, Одинцова, Мельник — год сидели без работы. Поэтому я получила официальное обращение от актеров с просьбой не продлевать контракт с Ардашевым. Аналогичное письмо они послали и губернатору Кировской области. Режиссер должен понимать, что ему нужно работать с той труппой, которая есть в театре. Да, наши актеры непростые, колючие, но если вас они не устраивают, идите в другой театр.
После этого Семизорова заметила, что в Драмтеатре наступает период, когда режиссеры будут часто меняться. Дело в том, что ушел из жизни Евгений Степанцев, который жил своим делом, и заменить такого человека сегодня сложно.
Юрий Ардашев же готовится снова уехать в Москву и рассматривает несколько вариантов о работе.
– Почему я ушел? Тут сошлись несколько моментов: нежелание директора театра работать со мной, такое же нежелание властей, да и я не хочу оставаться здесь дальше, так как то, что я запланировал, мне не дали выполнить, - сказал режиссер «Бизнес Новостям». - Департамент просил меня что-то делать, но денег на это не давал. Это касается тех же лабораторий. Мне даже квартиру не сняли. Я думаю, в Киров никто и не поедет из приличных режиссеров. Да они и просто не нужны. Скоро же оба театра будут объединены с Филармонией и там будет один директор. Так что постоянные режиссеры вряд ли будут им востребованы.
По поводу объединения мы обратились за разъяснением зампреду правительства, курирующему вопросы культуры, Александру Галицких, но он ответил, что такой информации у него нет.
Брак по расчету
В прошлом году нам представили двух новых режиссеров – Юрия Ардашева в драму и Юлию Батурину – в Театр на Спасской. Последнюю, напомним, пригласили остаться в нашем городе после той самой лаборатории Лоевского. А ушла она этим летом также из-за нежелания руководства театра и труппы продлевать контракт.
Уходу, как водится в настоящей драме, предшествовал скандал. Юлия Батурина дала откровенное интервью одному из информационных сайтов – «На досуге». Портал наверняка не ожидал, что обычные вопросы о творчестве вызовут у режиссера такую реакцию.
«Некое фарисейство в театре есть, - говорит Батурина в этом интервью. - Понимаете, кто такие фарисеи? Они говорят: «Мы любим театр! Мы любим театр!», а на самом деле половина театра – лентяи, которых я заставляю работать. Кому это нравится? Да никому. А я люблю работать. И когда я говорю – они приходят, у них заканчивается репетиционный день в четыре. Нормальная репетиция! Так Станиславский придумал, не я. А они привыкли по-другому. И им, конечно, сложно перестраиваться. Но кто говорил, что будет легко?».
Там же она говорит: многие актеры считают, что они – мэтры, что все могут и слишком самоуверенны, но на самом деле у Театра на Спасской нет никакого лица. По данным из «закулисья» на нее за это страшно обиделись, а она потом извинялась. Но, несмотря на то, что после этого Батурина сотворила самый выдающийся в Кирове (за последний год точно, а может и больше) спектакль «Господа Головлевы. Маменька», с ней не продлевают контракт. Сейчас она поедет в город Ирбит Свердловской области в Ирбитский драматический театр им. Островского. Город в разы меньше нашего – 37 тысяч человек населения.
– Сама постановка вопроса – «Из-за чего ушла из театра Юлия Батурина?» – не вполне корректна, - отвечает на вопросы «Бизнес Новостей» Юлия Ионушайте, заведующая литературной частью Театра на Спасской. - Если бы это было ее решение, то, уверена, говорить о причинах своего ухода имела бы право только сама Юлия Владиленовна, но никак не театр. Ситуация же была иная: в 2014-м году с режиссером был заключен трудовой договор сроком на один год, и когда он подходил к завершению, руководство театра приняло решение его не продлевать. Решение это не было простым. И ситуация была непростая. Как для театра, так и для Юлии Владиленовны. Но иногда так случается: отношения распадаются. Не складываются. Как в семье. А театр и художественный лидер – это действительно, в идеале, семья. Счастливая. В основе которой – всегда любовь и уважение. «Театру на Спасской» до сих пор везло в этом смысле: Алексей Бородин, Александр Клоков, Борис Павлович... Такие имена! Каждый из них стал большой любовью и для театра, и для города. Но в этот раз – не сложилось. Быть может потому, что это изначально был своеобразный «брак по расчету».
Сейчас, как говорит Юлия, театр ведет работу по поиску главного режиссера, идут переговоры, но не в авральном режиме. Она напоминает о том, как несколько лет назад, когда Александр Клоков уехал в Москву, театр два года работал с приглашенными режиссерами. Не должно быть назначения для галочки: режиссер и театр должны смотреть в одну сторону. Чтобы потом не было скандалов и писем к президенту.
Первая премьера сезона в театре будет, кстати, в декабре - юные зрители увидят «Приключения барона Мюнгхаузена» в постановке приглашенного режиссера из Санкт-Петербурга Степана Пектеева. Тогда же в конце года пройдет V Всероссийский фестиваль-лаборатория современной хореографии и перформанса ZDВИГ. А в начале следующего года Театр на Спасской начнет подготовку к своему 80-ому дню рождения. Возможно, одним из спектаклей в следующем году станет настоящая комедия дель-арте, поставит которую французский режиссер Ролан Боннин. Сейчас с ним ведутся переговоры.
– У меня есть ощущение, что сейчас театр готовится к какому-то новому этапу, - говорит Юлия Ионушайте. - Знаете, опять же, как в жизни: после тяжелой полосы всегда наступает светлая. Все трудности дают возможность сделать шаг вперед. И это справедливо не только для человека, но и для театра. Просто для этого требуется время.
Творческий коллапс
Мы не забыли о третьем нашем театре – детском Театре кукол. Он также после смерти Вадима Афанасьева остался в прошлом году без художественного руководителя. Ушел оттуда и известный всему городу Виктор Баженов, проработавший в театре директором пару лет. Сейчас учреждение возглавила Валентина Добрышина. Он сказала «БН», что Театр кукол в ближайшее время также будет работать с приглашенными режиссерами, выбирать которых станет бессменный главный режиссер Юрий Евдокимов. На вопрос, почему так случилось, что все кировские театры враз остались без художественных руководителей, она произнесла самое очевидное - то, что по сути было на поверхности - «творческий кризис».
А если вспомнить то, о чем мы говорили в начале – что у нас нет не только художественных руководителей, но и министра культуры, то на лицо не просто кризис, а настоящий творческо-политический коллапс. Александр Галицких, который по сути остался один за всех, на вопросы о режиссерах отвечает очень кратко: «Где же мы вам их сейчас так быстро найдем», и не надеется даже на лаборатории. Видимо, его тоже утомили особые творческие запросы кировских актеров.
Под весь этот театральный спектакль сейчас как никогда лучше подходит название «В гордом одиночестве». И в нем все блистательно сыграли свои роли. Хотелось бы еще, чтобы и зрители получили свою долю катарсиса от увиденного. И чтобы нам - журналистам не о чем было сплетничать, и каждый раз не нужно было обсуждать новых режиссеров. Чтобы мы говорили о хороших спектаклях. И тогда никакая трагикомичная кухня кировских театров не отвлечет наше внимание от искусства.
Елена Окатьева
Lena.okatieva@yandex.ru