Сказ об эффективности
11.10.2015 16:15:00
2161
0
Устоит ли не так давно введенная льгота по налогу на прибыль организаций в будущем — большой вопрос.
Контрольно-счетная палата области считает, что ее предоставление не дает должного эффекта, члены же правительства области, наоборот, уверены, что льгота эффективна и дает положительный результат. Основная точка разногласий — в применяемых методиках оценки.
Не стимулируют
«Выборный» анекдот о том, что главное не как проголосовали, а как посчитали — можно с оговорками отнести и ситуации вокруг налоговой льготы на прибыль.
По просьбе депутатского корпуса КСП проверила эффективность льготы по налогу на прибыль организаций, предоставленной в минувшем налоговом году.
Напомним, в соответствии с законодательством для предприятий, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Кировской области, установлена пониженная налоговая ставка в размере 13,5%. Таковых немного. Так, например, в 2014 году льготой по налогу на прибыль воспользовалось 16 организаций, а сумма выпадающих доходов областного бюджета составила 105,6 млн рублей (2% от общей суммы поступлений налога на прибыль в областной бюджет).
В ходе анализа аудиторы КСП установили, что прирост налоговых поступлений в 2014 году по отношению к 2013 году по тем самым 16 инвесторам составил 65,9 млн рублей, что на 39,7 млн. рублей меньше суммы предоставленных льгот по налогу на прибыль. Также поступления по налогу на прибыль в общем по анализируемым предприятиям снизились на 10%, или на 36,7 млн. рублей (снижение допущено 9 организациями из 16). В целом на 16 предприятиях в 2014 году было создано 203 рабочих места, из которых 81% приходится только на два предприятия («Искож» и «Авитек»). В девяти организациях рабочие места не создавались. Среднемесячная заработная плата в среднем по анализируемым предприятиям в 2014 году составила 26,9 тыс. рублей (при этом в среднем по г. Кирову – 27,8 тыс. рублей). Таким образом, данные показатели по инвесторам сложились ниже, чем в среднем по предприятиям города Кирова.
«На основании изложенного можно констатировать, что, по сути, предоставление льготы по налогу на прибыль не имело достаточной бюджетной и социальной эффективности», - отмечают в отчете аудиторы.
Однако члены правительства уверены в обратном. Причина уверенности в методиках оценки.
Сегодня оценка бюджетной эффективности льготы по налогу на прибыль по действующей методике определяется как отношение первоначальной стоимости инвестиций к выпадающим доходам областного бюджета (то есть к сумме льготы). Соответствующее отношение по всем инвесторам превысило единицу (что является условием бюджетной эффективности).
Оценка социальной эффективности льготы в соответствии с методикой осуществляется на основании динамики двух показателей: среднемесячная заработная плата и среднесписочная численность работников. Однако, при этом динамика данных показателей рассматривается только по каждому предприятию отдельно и не сопоставляется с динамикой этих же показателей, например, в целом по городу Кирову, или в целом по области.
«Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что действующая методика оценки эффективности льготы по налогу на прибыль имеет существенные недостатки, ограничивающие возможности уполномоченных органов для объективной оценки эффективности льготы и принятия взвешенных решений о целесообразности ее предоставления», - считают в КСП.
Расчет показателей экономической эффективности производится на основании отчетов об инвестиционной деятельности. В ходе анализа установлено, что в представляемых инвесторами отчетах отсутствуют данные, необходимые для расчета трех из четырех показателей экономической эффективности, что в конечном итоге не позволило оценить наличие либо отсутствие экономической эффективности действия льготы. Отсюда и рекомендации аудиторов - внести соответствующие изменения в форму отчетов инвесторов в целях получения данных для расчета экономической эффективности льготы:
«Предусмотренные в настоящее время условия предоставления льготы не всегда стимулируют организации к увеличению инвестиций и налоговых выплат в бюджет. Учитывая результаты экспертно-аналитического мероприятия одной из причин, затрудняющих оценку эффективности действия льготы по налогу на прибыль, является отсутствие четких целей и ожидаемых результатов ее предоставления. Например, таких как увеличение объема инвестиций, прирост или обновление основных фондов предприятий, рост налоговых поступлений или налоговой базы, внедрение новых технологий и т.д. Наличие конкретных целей и ожидаемых результатов способствовало бы установлению объективных условий предоставления налоговой льготы, а также показателей эффективности ее действия».
Это все-таки 100 миллионов
Есть еще два момента, на которые следует обратить внимание.
«Первое, в соответствии с действующим законодательством льгота предоставляется организациям, осуществляющим инвестиционную деятельность. Вместе с тем, при определении права на применение пониженной налоговой ставки учитываются все основные средства, в том числе и объекты, не связанные непосредственно с осуществлением организациями инвестиционной деятельности» - отметил глава Контрольно-счетной палаты Юрий Лаптев.
Второй момент. Законом о пониженной налоговой ставке налога на прибыль предусмотрен перечень объектов основных средств, первоначальная стоимость которых не учитывается при определении права на применение льготы. Так, не учитываются основные средства, приобретенные в результате реорганизации предприятия, полученные безвозмездно, в хозяйственное ведение и оперативное управление, в порядке приватизации государственного и муниципального имущества и т.д. При этом контроль за выполнением указанного условия при принятии решения о предоставлении налоговой льготы отсутствует.
«С одной стороны я сам регулярно выражаю сомнения в оценке эффективности налоговых льгот и, пожалуй, могу согласиться с тем, что сегодняшняя оценка необъективна, - отметил зампред правительства Алексей Кузнецов. - Но с другой стороны, я до сегодняшнего дня не услышал ни одного предложения по ее совершенствованию. Однако я убежден в том, что чем больше мы будем закручивать гайки (например, требовать с инвесторов дополнительной отчетности), тем меньше у нас будет желающих инвестировать».
«Тем не менее, бюджет не должен терять из-за подобных опасений», - не согласился Юрий Николаевич.
В свою очередь, и.о. министра экономического развития Сергей Толстобров заметил, что сложно оценить эффективность той или иной льготы в течение одного года, так как это «длинные» инвестиции. Его неожиданно поддержала и налоговая в лице Татьяны Жосу, зам. руководителя УФНС по Кировской области. Татьяна Михайловна привела статистические данные о том, что позитивный бюджетный эффект от подобных льгот наблюдается, как правило, на третьем году их предоставления, а иногда и позже.
Однако с главой Палаты согласилась Елена Ковалева, министр финансов Кировской области.
«Я согласна с выводами Контрольно-счетной палаты и считаю их своевременными, - сказала Елена Васильевна. – Более того, учитывая те непростые времена, которые грядут, нам необходимо сесть «узким кругом» и подумать о том, как изменить оценку эффективности данной налоговой льготы. А может быть, вообще рассмотреть ее целесообразность. Потому что, с одной стороны, выпадающие 100 млн это всего 2% поступлений налога на прибыль, а с другой это все-таки 100 млн рублей. Поэтому я предлагаю не просто представить доклад губернатору, а действительно собраться и рассмотреть этот вопрос».
Светлана Муравьёва
murraviova@yandex.ru