Сложные простые вещи
Ко многим вещам и явлениям в нашей жизни мы привыкли и не придаем их происхождению какого-то значения, воспринимая их как свершившийся факт. Между тем, в отрыве от своей истории они меняют свое значение. Привести пример? Ну например...
Ну например взять хотя бы картину знаменитого художника Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу», известную каждому россиянину если не по Третьяковской галерее или репродукциям, то уж точно по конфетным оберткам. Ну что в ней особенного? Ну лес, ну мишки, ну утро...
Начать, пожалуй, стоит с того, что, скорее всего, это полотно, это кисти не уважаемого Ивана Ивановича, а подзабытого Константина Аполлоновича. И не Шишкина, а Савицкого, российского художника конца XIX начала XX века, академика живописи. Внимательный посетитель Третьяковской галереи может разглядеть в левом нижнем углу картины соответствующую замазанную подпись. Впрочем, даже на фотографии этой картины в Интернете она заметна.
Но это не самое замечательное в этом произведении. Самое интересное заключается в том, что это картина представляет собой не пейзаж, а политическое заявление. К сожалению (или к счастью) полтора столетия назад не существовало блогов и ЖЖ, поэтому высказываться приходилось незаурядными способами. Сейчас это сложно представить, но тогда каждый здравомыслящий и образованный гражданин понимал, на что намекает автор картины. Посмотрите на полото внимательно: медведица рычит на двух медвежат, которые в общем заняты безобидным для медвежат делом – играют на сломанном дереве. А вот третий медвежонок стоит над обрывом и смотрит в далекий туман, находясь при этом в гораздо большей опасности. Но правительство не замечает того, что общество расколото и «рычит» совсем не на тех, кому вскоре суждено сорваться в пропасть.
Да, что и говорить, Константин Аполлонович дал жару! Арт-группа «Война», знаменитая своими арт-проделками, может только уважительно молчать в сторонке.
Конечно, сейчас потребление информации упростилось, да и не нужен в демократическом обществе такой иносказательный язык. Но как раз привыкшим к простому потреблению информации людям и стоит прежде всего помнить, что вещи, явления и заявления бывают не так просты, какими кажутся.