Снова «госплан» и «проднормы»?
Эксперты газеты «Бизнес Новости» оценили законопроект, призывающий к госрегулированию цен на товары первой необходимости.
В Госдуму внесен законопроект (от фракции КПРФ), призывающий к госрегулированию цен на товары первой необходимости. Разработчики, опасаясь, в том числе, роста цен на продукты, запрещенные к ввозу в Россию, предлагают наделить правительство России правом устанавливать предельные размеры торговых надбавок на отдельные виды сельскохозпродукции и продовольствия. Для переработчиков, например, предельная наценка составит 15%, для организаций оптовой торговли — 10%, для розницы и общепита - 15%. Четверо экспертов газеты «Бизнес Новости» оценили предложенную инициативу и практически единодушно решили: не нужно никакого дополнительного госрегулирования.
Вопросы
1. Насколько эффективной может стать такая мера, как установление предельных размеров торговых наценок? Какие последствия могут наступить для торговых организаций и производителей?
2. Должно ли в принципе государство каким-либо образом регулировать цены на рынке в условиях ускорения инфляции?
3. Вы лично отслеживаете рост цен на продукты? Что, на ваш взгляд, является основной причиной роста цен сегодня?
4. Федеральная антимонопольная служба в целом поддержала идею о «замораживании цен», однако эксперты ФАС предложили запустить продовольственную адресную помощь для малоимущих (некоторые категории граждан получают средства на покупку продуктов питания из списка социально значимых товаров). По мнению авторов инициативы, это может быть эффективнее регулирования наценки магазинов. Считаете ли вы инициативу экспертного совета ФАС актуальной, а меру действенной?
Василий Сураев, генеральный директор «Кировского молочного комбината»:
1. В принципе, такая мера, как регулирование торговых наценок, возможна. Но в зависимости от того, на какие продукты будет распространяться ограничение. И, конечно, в любом случае необходимо обоснование и грамотный, взвешенный подход. Потому что на одних участников рынка такое ограничение никак не повлияет (это касается крупных торговых сетей, супермаркетов, гипермаркетов, где ассортимент продуктов широк), а для других может стать причиной весьма серьезных проблем. В первую очередь, пострадают «магазины шаговой доступности», которые, в основном, снабжают население продуктами питания. Учитывая все возрастающие цены на энергоресурсы, рост платы за воду, канализацию, аренду, землю... фактически, если мы установим еще и ограничения на наценку для таких магазинов, их можно будет просто закрывать. Так что этот вопрос нужно продумать.
2. Государственное регулирование должно быть. Но государство, ограничивая, должно еще и поддерживать предприятия, способствовать развитию агропромышленного комплекса, чтобы в стране производилось достаточное количество продуктов питания. А развиваться предприятия смогут, когда у них будет нормальный доступ к кредитным ресурсам (к примеру, в Англии предприятия могут взять кредит под 0,5%, в Германии — в пределах 1-2%). В противном случае, вводя ограничения наценки и не давая стимула к развитию, мы добьемся того, что бизнес окончательно потеряет надежду стать конкурентоспособным по сравнению с западными предприятиями. Государственная политика должна быть разумной. И в первую очередь, государству важно стимулировать отечественные предприятия, а не предприятия, которые принадлежат, например, американским компаниям. А регионы должны поддерживать те предприятия, которые работают на местные бюджеты.
3. В сегменте молочной продукции в Кировской области роста цен не отмечается. В целом же по продуктам питания небольшой рост цен есть, но касается это, в основном, ввозных продуктов.
4. Поддержка покупательской способности отдельных слоев населения — это самая лучшая мера. В Кирове подобная программа действует эффективно.
Александр Краснов, директор ООО «Хлебное изобилие», президент Вятской гильдии пекарей и кондитеров.
1. По существу предложенной инициативы могу сказать лишь следующее: торговая наценка — это регулируемая, непостоянная вещь, она зависит от многих факторов (рентабельность, себестоимость и прочее), но наценка в 10-15%, конечно, для нормального развития мала. В том числе в торговых компаниях наценка сегодня намного превышает этот уровень.
2. Недавно руководитель УФАС по Кировской области Артем Молчанов очень правильно сказал: цены регулирует рынок. Вообще всякие ограничения в настоящее время неактуальны. Ограничения допустимы только в случае каких-либо чрезвычайных ситуаций. И дополнительных мер по ограничению роста цен, я считаю, принимать не надо. Во-первых, цены определяет рынок, во-вторых, есть закон о торговле (381-ФЗ), который регулирует взаимоотношения между поставщиком и торговой организацией, и про цены там тоже все сказано. Во взаимоотношениях между продавцом, поставщиком и покупателем цена будет определяться естественным образом если эти отношения взаимопорядочные. Это саморегулируемый рыночный процесс. Так работает вся Европа. Если же в игру вступают непорядочные предприниматели, неоправданно завышают цену, здесь уже работать должны надзорные органы.
3. Я бы не сказал, что цены сильно растут. У нас цены меняются в течение последних 20 лет, со времени перехода на рыночные отношения. Инфляция была и есть, это нормальный процесс. Что касается резкого увеличения, то исходя из существующего мониторинга, ничего подобного сегодня не наблюдается. Небольшой рост (на 1,5%) показывает стоимость мясной продукции. Хлебная, кондитерская, булочная продукция в цене вообще расти не должна, потому что урожай зерна хороший. И мы во главу угла ставим добрые взаимоотношения между мукомолами, поставщиками зерна и хлебопеками. Это самое главное: должны быть благородные решения, взаимовыгодные, правильные, порядочные отношения.
4. Мне сложно комментировать этот вопрос. Малоимущими гражданами должна заниматься власть.
Руслан Гузаиров, коммерческий директор ТД «Красногорский»
1. Даже если законопроект будет принят, город Киров кардинального изменения цен на рынке не увидит. Наценки на продукты первой необходимости, по крайней мере, в нашем регионе, и сейчас варьируются в среднем от 10 до 20%. На кировское молоко, хлеб местных производителей и другие продукты цены в городе — примерно на одном уровне, и в среднем предел наценки как раз составляет 15%.Что касается последствия для производителей, мне судить сложно.
2. Цены регулирует рынок. И только рыночное регулирование может быть эффективным. Много ли мы с вами знаем примеров, когда вмешательство государства в какие-либо рыночные механизмы приводило к положительным результатам? Между тем, и сегодня механизм регулирования цен со стороны государства есть. Этот механизм включен в закон о торговой деятельности. Почему не пользуются им? Я не очень понимаю, зачем нужно придумывать десять механизмов.
3. Разумеется, мы мониторим цены. По отдельным позициям рост цен связан с запретом ввоза в Россию ряда продуктов. Но это касается лишь некоторых продуктов (например, не ясна ситуация с фруктами). В целом же пока рост цен — в пределах инфляционных ожиданий. И в целом по остальным продуктам значительного роста цен, который бы не укладывался в понятие «сезонного», быть не должно. Если рост цен и наблюдается, то он продиктован такими причинами, как рост тарифов на электроэнергию, цен на бензин (продукт все же не по воздуху попадает в магазин). В целом есть тенденция к росту производственных затрат.
4. В Кировской области действуют два подобных проекта по адресной поддержке граждан. Это «Карта милосердия» и карта «Покупай вятское» для многодетных семей. Пользуются такими картами достаточно активно. Что касается поддержки местного производителя, то объемы продаж продукции местного производства, как минимум, не снижаются, несмотря на то, что объем присутствия федеральных компаний на рынке города увеличивается. Так что поставленных целей проект, я думаю, достигает. Я, правда, с трудом представляю, в каком виде подобный проект мог бы действовать в России в целом и какой список продуктов там должен быть. Думаю, поддерживать социально-незащищенные слои — это все же задача властей местного уровня.
Артем Молчанов, руководитель УФАС по Кировской области:
1. Относительно законодательной инициативы необходимо отметить, что в действующем законодательстве уже имеются достаточные нормы, направленные на возможное сдерживание роста цен. Так, в соответствии со статьей 8 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в случае, если в течение тридцати календарных дней подряд на территории отдельного субъекта или нескольких субъектов рост розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости составит тридцать и более процентов, правительство Российской Федерации в целях стабилизации розничных цен на данные виды товаров имеет право устанавливать предельно допустимые розничные цены на них не более чем девяносто календарных дней. Перечень таких товаров определен постановлением правительства. В целом имеющихся правовых инструментов достаточно для принятия оперативных мер в случае необоснованного скачка цен на продовольственные товары. Для их ужесточения нет ни необходимости, ни оснований.
2. Введение мер госрегулирования более жестких, чем те, что уже предусмотрены законодательством, будет означать внедрение механизмов плановой экономики и государственного распределения. Что будет дальше при таком подходе – государственное регулирование цен, госплан и продовольственные нормы. Последствия такого регулирования понятны.
3. В соответствии с поручениями Федеральной антимонопольной службы Кировское УФАС России ведет еженедельный мониторинг цен производителей и потовых поставщиков по 11 группам товаров (говядина, свинина, куры, рыба мороженая неразделанная, масло сливочное, молоко питьевое, картофель, капуста, лук, морковь, яблоки). Данные мониторинга еженедельно размещаются на нашем сайте. Необходимо констатировать, что данные производителей не свидетельствуют о завышении цен, имеется снижение цен по ряду групп товаров (в первую очередь, это овощи), имеется незначительный рост цен, но не по группам товаров, а по отдельным производителям. Данные мониторинга свидетельствуют о стандартных сезонных изменениях цен.
4. ----
Подготовила Мария Петухова
petuhova.mv@gmail.com