Стандарт всея Руси
Руководство страны поставило перед регионами четкую задачу — улучшить инвестклимат. Под бдительным присмотром Агентства стратегических инициатив повсеместно внедряется Региональный инвестиционный стандарт, который включает 15 требований взаимодействия региональных органов власти с предпринимателями. В минувшую среду в Кирове прошло очередное заседание рабочей группы по внедрению Стандарта. Участники дискуссии — предприниматели, общественники и чиновники - попытались разобраться - как должна работать система «одного окна», каковы критерии отбора проектов, продвижению которых будет способствовать «государственная машина», и не останется ли «инвестиционная декларация» лишь очередным «красивым» документом.
Участники круглого стола:
Сергей Банин, заместитель главы департамента экономического развития Правительства Кировской области
Эдуард Носков, директор филиала № 2 ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей»
Константин Мошуренко, генеральный директор компании «Абсолют-Агро»
Александр Широков, заместитель директора КОГБУ «Центр информационных технологий»
Иван Гайдук, и.о. генерального директора «Корпорации развития Кировской области»
Красиво декларируем
Сергей Банин:
- 21 октября губернатором утверждена инвестиционная декларация Кировской области. Она декларирует ключевые принципы взаимодействия органов власти с инвесторами, закрепляет гарантии защиты прав инвесторов, определяет обязательства правительства по осуществлению мер оптимизации сроков и процедур выдачи разрешительной документации и другие. Декларация размещена на сайте «Инвестиционная привлекательность Кировской области» и переведена на английский и немецкий языки.
- Скорее всего, несколько тезисов декларации останутся декларативными. Так, в декларации прописаны гарантии безопасности предпринимательской и инвестиционной деятельности на территории области, но это функция не региональная и не муниципальная. Гарантируется также защита капитальных вложений инвестора в соответствии с законодательством, однако мне ничего не известно о наличии законодательства о защите капитальных вложений. Третий пункт — «невмешательство в работу субъектов инвестдеятельности за исключением защиты законных прав и интересов третьих лиц»... То есть схема вмешательства заложена в сам тезис: любой может поднять руку, заявить, что у него нарушены права и начнется вмешательство. На фоне инвестиций в строительство мы эту схему видим тотально. Получается, либо на данный момент нет механизмов реализации этих трех тезисов, либо они противоречат самому духу декларации.
Сергей Банин:
- Думаю, раз эти пункты смотрели юристы, а декларацию подписал губернатор, значит, будут предприниматься шаги по реализации этих тезисов.
- У меня вопрос, может быть, не по сути декларации. Сама декларация, по-видимому, достаточно неплохо проработана. Но мы часто встречаемся с ситуацией, когда продекларированные принципы не выполняются. Если декларация не будет выполняться — к кому обращаться?
С РЖД не договорились
Сергей Банин:
- Гарант исполнения декларации — губернатор Кировской области, поэтому если на территории области принципы декларации нарушаются, нужно обращаться к главе региона. Помимо декларации в рамках реализации Стандарта разработан план создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры в регионе. План утвержден 13 сентября и размещен на сайте «Инвестиционная привлекательность Кировской области» и на сайте правительства области. В целях визуализации объекты плана нанесены на карту Кировской области. Подробнее о плане расскажет Александр Широков.
- Карта с объектами инфраструктуры размещена в геоинформационной системе. Мы видим, какие объекты в каких населенных пунктах находятся. Речь идет о телекоммуникациях, объектах связи, энергетики и прочих объектах, которые создаются в рамках областных, федеральных целевых программ и инвестпрограмм. По каждому объекту есть описание — планируемые сроки сдачи объекта, источники финансирования, объемы финансирования, удаленность от населенных пунктов, дорог и так далее. Есть также информация об уже существующих коммуникациях, и о социальных объектах с контактной информацией. Все объекты накладываются на ресурсы, которыми люди привыкли пользоваться- яндекс-карты, google-карты и прочие.
Эдуард Носков:
- Александр Васильевич, на плане отмечены планируемые объекты в рамках ряда инвестпрограмм — «Газпрома», МРСК. Но я не нашел объектов РЖД, «Ростелекома». Нет информации о реконструкции кировского аэропорта...
Сергей Банин:
- Информация о реконструкции аэропорта есть. Что касается РЖД, то это естественная монополия и она отказалась предоставлять информацию по своей инвестпрограмме. Думаю, это предмет работы.
Окно для инвесторов
- Еще одна задача, которую предстоит решить в рамках внедрения Регионального инвестиционного стандарта — это сопровождение инвестпроектов в системе «одного окна». Это ключевая функция «Корпорации развития Кировской области».
Эдуард Носков:
- Можно ли пояснить, какие планируются непосредственные действия по сопровождению инвестпроектов в системе «одного окна». Как это физически выглядит?
Иван Гайдук:
- К нам приходит непосредственный инвестор, заявляет свои намерения и пожелания, мы рассматриваем инвестпроект, закрепляем менеджера, который будет заниматься сопровождением проекта. По резидентам парковых зон эта система уже сформирована.
Эдуард Носков:
- Одно дело — поддержка инвесторов-резидентов парковых зон. Другое дело, если приходит к вам предприниматель и говорит — хочу земельный участок, есть инвестиции, организуйте его продажу. Действия вашего менеджера?
Иван Гайдук:
- Он предоставляет бизнес-план, мы рассматриваем его. Действуем по процедуре. Простого желания получить участка недостаточно. Последнее обращение было от «Кировского молочного комбината», мы рассмотрели просьбу, предложили пять вариантов и в конечном итоге подошли к формату создания агропромышленного парка, где ключевым резидентом будет КМК. Но все это пока находится в рабочей стадии.
Эдуард Носков:
- Я пока не получил ответа на свой вопрос. Я-то понимаю, что этого менеджера особо нигде не ждут. Какая разница — кто придет — менеджер корпорации или сам инвестор, вот, например, Андрей Николаевич Вавилов. Мне лично Андрей Николаевич был бы более симпатичен. Поэтому важно наличие жестких регламентов действия не только самого менеджера корпорации, но и всех участников, которых, поверьте, масса. Только в одну кадастровую палату набегаешься, там за вредность не только молоко надо давать, но и санаторно-курортное лечение предоставлять. Я считаю, что необходимо заключать соглашения с органами муниципальной власти, исполнительной власти в части раскрытия информации, ускорения сроков рассмотрения документов и так далее.
Иван Гайук:
Сейчас все находится в стадии разработки. Если конкретный проект будет принят на сопровождение, будет создана рабочая группа, которую мы с вами согласуем и утвердим. В состав рабочей группы будут входить органы исполнительной власти, все заинтересованные в продвижении данного проекта лица.
Константин Мошуренко:
- Эдуард Алексеевич важный вопрос задал. На бумаге мы вроде бы сформировали принцип «одного окна», но уверенности в том, что он будет качественно исполняться, нет. Акцент нужно действительно делать на взаимодействии всех структур, которые связаны с продвижением проектов. Еще вопрос к вам, Иван Иосифович: вы сказали, что речь идет только о тех проектах, которые одобрены. Я думал, что сопровождаться будут все проекты. Каковы критерии отсеивания? По какому принципу вы признаете, что этот проект сопровождать не надо?
Иван Гайдук:
- В первую очередь у проекта должна быть коммерческая состоятельность, создание рабочих мест, востребованность проекта в области.
Константин Мошуренко:
- Как можно определить — нужен проект области или не нужен? Критерии отказа у нас прописаны?
Иван Гайдук:
Критерии индивидуальны по каждому проекту. Если есть необходимость, я вынесу этот вопрос на совет директоров. Надо доработать — давайте доработаем.
Промпарк для аграриев
Константин Мошуренко:
- Иван Иосифович, вы говорили о создании агропромышленного промпарка. А поподробнее можете рассказать? Я впервые раз об этом слышу.
Иван Гайдук:
- Я бы не хотел сейчас озвучивать эту информацию, потому что она находится в работе. Мы рассматривали 5 участков, четыре отпали сразу, еще один остался в проработке. Прорабатывается кроме того участок в селе Федяковском Кирово-Чепецкого района. Проект был представлен КМК. Представители предприятия изначально просили 10 гектаров, мы же рассматриваем участки большего размера для создания агропромышленного парка, в котором было бы не только производство КМК, но и 5-7 производств, связанных с переработкой сельхозпродукции.
Константин Мошуренко:
- То есть в этом промпарке разместятся КМК и еще какие-то агропромышенные производства. И там будут дорога, сети...
Иван Гайдук:
- Если делать инфраструктуру для одного КМК, мы не сможем привлечь федеральные средства. А формируя промпарк, мы можем выйти с проектом, как это было со «Слободино», защитить его и получить деньги на инфраструктуру.
Эдуард Носков:
- У меня еще одно замечание, относящееся к системе «одного окна». Поверьте, Корпорация никогда не сможет заниматься широким кругом вопросов. Что мы понимаем под системой «одного окна»? Это когда не приходится бегать по разным инстанциям, а можно прийти в одно место и рассчитывать на быстрый ответ. Корпорация же всегда будет заниматься индивидуальной работой с ключевыми инвесторами и развитием определенных территорий. А принципу «одного окна», единообразию, равной доступности была посвящена тема, связанная с регламентацией деятельности органов исполнительной власти всех уровней и созданием многофункциональных центров. У нас есть такая организация. Я считаю, что именно там способны более массово предоставлять услуги. Корпорация, безусловно, нужна, так как МФЦ не способен заниматься ключевыми проектами и индивидуально их вести. В то же время, я уверен, что Корпорация будет работать избирательно, дай Бог — 2-3 проекта в год, и даже это был бы великолепный результат.
Иван Гайдук:
- Корпорации в рамках уставной деятельности даны поручения и полномочия вести систему «одного окна», заниматься инвестпроектами и разработкой -парковых зон. Что касается непосредственно «одного окна», то для ведения этой системы будет создана конкретная структура. Мы планируем ее создать в количестве пяти человек на первом этапе с бюджетным содержанием.
Подготовила
Мария Петухова
petuhova.mv@gmail.com