Судите искусство
В скором времени суд зрителя станет одним из главных критериев, по которому будет определяться финансирование учреждений культуры.
Не слишком благодарное и не совсем объективное дело – определять, какое из произведений искусства достойно жить, а какое нет. Недавно в дискуссии по этому вопросу в министерстве культуры победила банальная формулировка «суд зрителя». В скором времени именно этот критерий станет одним из главных, по которому будет определяться финансирование учреждений культуры.
Еще в 2002 году началось обсуждение проблемы результативности деятельности в сфере культуры. Тогда в ней, как и по многим другим направлениям бюджетной политики, была поставлена цель - работать на результат. Но как и кто может объективно оценить работу театров, музеев, библиотек, не было решено до сих пор.
Теперь, как пишет федеральное издание «Известия», чтобы «направить финансовые потоки в культурное учреждение, нужно знать, что получится на выходе: качественный продукт или имитация деятельности».
В прошлом году после встречи театралов с президентом Дмитрием Медведевым последний поручил Министерству культуры разработать критерии качества в искусстве. Оно, в свою очередь, созвало специальную рабочую группу. В нее вошли, в частности, Лев Сундстрем, тогдашний ректор Санкт-Петербургской академии театрального искусства, замдиректора Большого театра Антон Гетман, директор Института искусствознания Дмитрий Трубочкин и другие. После долгих заседаний они пришли к выводу, что ни мнение критиков и экспертов, ни суд простых зрителей не могут быть объективными.
Однако «золотую середину» все же нашли. Как сказал «Известиям» Лев Саундстрем, в театральном творчестве должно быть место эксперименту. «Мы предлагаем дать театру право на экспериментальные постановки, которые не будут оцениваться с позиций посещаемости. И в первую очередь, эта мера будет направлена не на столицы, а на провинциальные театры», - пояснил он.
Эту мысль подтвердила Софья Апфельбаум, начальник отдела театрального искусства департамента современного искусства и международных связей министерства культуры. По ее словам, 20% спектаклей могут быть экспериментальными, а воплощая остальные идеи, режиссеры должны будут думать о прибыли. В итоге, каким бы популярным и знаменитым ни было культурное учреждение, если его залы пусты, «кошелек» его тоже не будет полон. Свои критерии оценки разработаны и для музеев, и для библиотек.
Кировские руководители учреждений культуры пока не в курсе, коснутся ли их эти изменения и как именно они на них отразятся. «Да, я слышал о том, что могут ввести подобную систему финансирования, - говорит Василий Пырегов, директор Театра кукол. - И, мне кажется, некоторые кировские театры могут из-за этого серьезно пострадать в финансовом плане». Директор Кировского краеведческого музея Сергей Ельшин, наоборот, уверен, что с поставленными задачами они справятся, так как и сейчас план по посетителям музея (примерно 200 тыс. человек в год) они выполняют.
А вот как спросить кировского зрителя, за кого он «проголосует» в этом культурном споре и на каждый ли достойный культурный продукт найдется своя достойная зрительская поддержка?
Елена Окатьева
lena_vuali@mail.ru