В Кировской области уже больше года действует областная целевая программа по обращению с твердыми бытовыми отходами.

Свалка старых технологий

22.04.2013 00:03:00 1808 0

Представители общественности недовольны тем, как контролирующие органы решают вопросы с отходами.

Круглый стол

Участники:
Светлана Казакова, эколог ООО «САХ».
Ирина Петухова, консультант отдела регулирования природопользования и охраны окружающей среды департамента экологии и природопользования Кировской области.
Василий Тарасов, член Общественной палаты Кировской области, пенсионер.
Николай Бурков, член Общественной палаты Кировской области, начальник отдела имущественно-правовых отношений ВГСХА, член президиума Кировского областного отделения «Всероссийского общества охраны природы».
Марат Френкель, председатель Кировского областного отделения «Всероссийского общества охраны природы», начальник Кировского областного центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

В Кировской области уже больше года действует областная целевая программа по обращению с твердыми бытовыми отходами (ТБО). Главный ее эффект — снижение количества отходов в нашем регионе на 270 тонн. Представители экологической общественности недовольны: надо увеличивать тариф для населения, эффективнее вести работу с предприятиями и строить новые заводы. Все это на прошлой неделе обсуждалось в Общественной палате Кировской области.

Концепция и ростовые куклы

Ирина Петухова:
— Я представляю программу «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на территории Кировской области». Она рассчитана на шестилетний период. На реализацию программы в прошлом году планировалось выделение 117 млн рублей. Из них средства областного бюджета – 5 млн рублей, местных бюджетов – 2,5 млн и внебюджетных источников – 110 млн рублей. В итоге по окончанию 2012 года первые два бюджета освоены полностью и из внебюджетных привлечены 95 млн рублей. Освоение – 86%.

Николай Бурков:
— У меня сразу возник вопрос, связанный с финансированием. Изначально по вашей программе было запланировано на 2012 год по внебюджетным источникам 230 млн. рублей. А вы сказали только о 110 млн рублей. Почему цифра так снизилась?

Ирина Петухова:
— Это произошло в связи с тем, что ряд мероприятий не был реализован в том объеме, как планировалось изначально.

Николай Бурков:
— То есть вы должную организационную работу с предприятиями не ведете?

Ирина Петухова:
— Почему? Ведем. Программа версталась по тем цифрам, которые они называли.

Марат Френкель:
— Я рад, что эта программа есть. Она была создана под давлением Общественной палаты. Но наряду с этим хочу обратить ваше внимание на очень серьезные вопросы. Во-первых, сама справка очень неудачна. Написаны только суммы и непонятно, куда они потрачены. Или мы только одними бумагами занимаемся? Или САХ свои контейнеры устанавливает и больше ничего? Мне кажется, что сама программа слишком не продумана и поддерживаю Росприроднадзор, который констатирует, что многие проблемы так и останутся нерешенными.

Ирина Петухова:
— Все запланированные на 2012 год мероприятия выполнены. В первом блоке программы – нормативно-правовом регулировании - особое внимание уделялось продвижению двух проектов законов: «Внесение изменений в закон «Об отходах Кировской области» и «Внесение изменений в закон «Об административной ответственности Кировской области». В конце 2011 года по ним получены отрицательные заключения прокуратуры. Связано это с тем, что региональные органы власти не имеют сегодня каких-то конкретных полномочий в сфере обращения с отходами и, соответственно, не имеют возможности их реализовывать. Тем не менее, мы подготовили закон о вторичных материальных ресурсах. Пока данный проект закона находится на рассмотрении различных органов, которые заинтересованы в его принятии. Второй крупный блок – это информационное обеспечение населения по вопросу обращения с отходами. В его рамках департаментом распространялась идея раздельного сбора мусора среди населения: разработана единая концепция реализации  рекламной компании, созданы логотипы, разработаны ростовые куклы, которые символизируют собой контейнеры.

В Кирово-Чепецке также началась реализация этого проекта. В 2012 году состоялась межрегиональная конференция по вопросу обращения с отходами. В сентябре 2012 года в образовательных учреждениях области проведены разъяснительные мероприятия. Создан и начал работу единый экологический портал об отходах Кировской области. Третий блок – инвентаризация объектов размещения твердых бытовых отходов. Всего проинвентаризировано 594 объекта: и свалки, и полигоны. На основании полученных данных проведено ранжирование и, соответственно, сделан вывод о дальнейшей либо эксплуатации объектов, либо их ликвидации, либо рекультивации. Все сведения направлены в центр информационных технологий. Разработаны проекты по рекультивации пяти свалок в четырех районах области (Вятские Поляны, Омутнинск, Белая Холуница, Слободской). Основные показатели реализации программы выполнены на 100%.

Василий Тарасов:
— Основная проблема в этом вопросе - рекультивация и создание нормальных полигонов. Мы сегодня настолько зажаты финансовыми рамками: рекультивация, например, Костинского полигона, должна нам обойтись в 150-200 млн рублей, оричевской свалки – в 50 млн рублей. А сколько бы стоила рекультивация свалки по улице Коммуны, что за гаражами? Мне кажется, либо мы завышаем эти нормы, либо надо стараться изыскивать средства. Мы говорим о федеральных программах, но получить федеральные деньги непросто. Поэтому надо приходить к тому, чтобы создавать межрегиональные коммунально-промышленные территории. Наша перспектива — это большие мощные системы, которые могли бы паковать, делать сортировку. Нам надо проходить все эти этапы развития и выходить на капитализм.

Марат Френкель:
— Сумма, выделяемая на программу, достаточно приличная. А что касается эффективности, то я не понимаю, что сделано, кроме контейнеров, насколько улучшено качество окружающей среды? Я слышу только одно – бензопирен в почвах у вас увеличен, мышьяк увеличен (ред. - это следует из недавнего отчета Роспотребнадзора). Какова эффективность программы? Что мы ждем в будущем? Сегодня уже прошел первый квартал 2013 года. Что сделано? Ничего не видно. Я неоднократно ставил вопрос о строительстве двух предприятий: о мусороперерабатывающем заводе и сортировочном. Сколько вы будете возить мусор китайцам. Это огромные затраты. Население же добровольно носить пакеты и сортировать их еще лет двадцать не будет. Мы должны их заинтересовывать. И, дай Бог, чтобы лет через 5-10 пробило.

Крестьянский подход

Светлана Казакова:
— Программа по сортировке мусора идет полным ходом. В 2012 году контейнерами оборудовано 195 площадок. Всего в начале эксперимента появилось 393 новых площадки – с 2010 года, напомню. Количество собранного и реализованного вторсырья в 2011 году – 270 тонн, в 2012 году – 370 тонн. В процентном соотношении объем отсортированных отходов, кажется, невелик. Конечно, мы сталкиваемся с трудностями – население не готово к сортировке мусора – и нам приходится проводить дополнительный отбор этих отходов. У людей нет сознательности. На территории нашего города должны быть разработаны специальные, быть может, плакаты, которые бы заинтересовали людей. Но результат уже виден и работа в этом направлении будет продолжена. В дальнейшем будет создан центр сортировки, но отказываться от сбора совсем мы не собираемся. В Штатах, например, каждый знает, что такое и мусор сортирует его.

Василий Тарасов:
— Приводить примеры других стран, конечно, хорошо. Но Европа, например, шла к этому около 20 лет. При этом стоило в Германию хлынуть новым русским немцам, как там появился хаос в этом отношении. То есть, одними воспитательными мерами тут ничего не изменишь. Если у нас в целом ко всему крестьянский подход и такое же мышление, то какое может быть отношение к ТБО? Нам проще бросить мешок мусора куда попало, нежели поднести и положить, куда положено. Надо, я считаю, приспосабливаться к тем свалкам, которые появляются. САХ в этом отношении абсолютно правильно ведет себя: появилась в многоэтажных домах несанкционированная свалка – они ставят туда многотонный контейнер.

Светлана Казакова:
— Из недавнего выступления президента России следует, что всего на сегодняшний день на полигонах страны захоронено около 90 млрд тонн отходов. Ежедневно на наш полигон поступает от 3 до 3,5 тысяч кубометров отходов, а ежегодный объем составляет 1,3 млн кубических метров. Поэтому сейчас процесс вторичной обработки мусора крайне важен. Сначала у нас было по три контейнера. Сейчас в виду того, что у нас в регионе нет переработчиков стекла, нам часть пришлось убрать.

Василий Тарасов:
— Дело в том, что полнота ответственности за этот процесс никем не воспринимается. Если бы муниципальная власть понимала, что такое ТБО – она бы относилась к ним иначе. Я сравнил недавно ТБО со сточной водой и понял, что цена работы с ТБО занижена в 200 раз. Почему в советское время мы сумели создать системы очистки воды, а хозяйство по ТБО было брошено? Так и сейчас оно до сих пор брошено. И почему президент говорил об этом? Потому что в Московской области 39 легальных свалок и 1300 нелегальных. А Москва осваивает 20% всех отходов нашей страны. Там уже стало, видимо, совсем трагично. Неплохо, что заговорили об этом. Но до тех пор, пока мы не научим муниципальную власть всеми этими отходами заниматься, она так и будет увиливать. Почему я говорю именно о них: потому что, в первую очередь, для того, чтобы все отходы утилизировались, нужно поднимать тариф, который должен составлять, я считаю, не меньше 30 евро. При наших сегодняшних тарифах мы никогда не сможем создать достойную систему утилизации ТБО.

Марат Френкель:
— А область почему так мало выделяет денег – всего 5 млн рублей. Это при том, что нужно 1 млрд рублей с лишним. У районов и того меньше. Что они могут сделать на эти деньги? Это серьезный вопрос. Нужны конкретные суммы и конкретные мероприятия – тогда общественность поймет, что в эти проекты нужно вкладывать. А пока никакой эффективности не видно.

Ирина Петухова:
— Но эффект и сейчас есть. Вы не слышите, я уже говорила, что экологический ущерб снижен: Если мы разместили на полигоне в 2011 году на 270 тонн меньше отходов, это о чем-то говорит.

Николай Бурков:
- А наши уважаемые санитары говорят, что улучшений не произошло. Может быть, рано думать об эффекте. Проблему надо видеть в комплексе. Сегодня же мы пытаемся ее разложить на части. Мы должны видеть и знать, куда двигаться. Мы отмечаем, что делается, но надо обращать внимание и на капитальное увеличение средств. Надо работать с предприятиями, искать инвесторов. Кто вообще должен этим заниматься? «А кто костюмчик шьет», как говорится. Сегодня координация этой работы находится не на должном уровне. А что касается тарифа, то мы с Василием Александровичем предметно обсудим этот вопрос и составим предложение.


Подготовила Елена Окатьева
lena.okatieva@yandex.ru



Справка
Недавно на встрече с мэром Москвы Сергеем Собяниным и врио губернатора Подмосковья Андреем Воробьевым президент страны Владимир Путин призвал их кардинально изменить эту ситуацию. «Необходимо сформировать полноценную систему регулирования, набор рыночных и административных инструментов, которые обеспечивали бы эффективное обращение с отходами», – сказал он. А кроме этого добавил, что в настоящее время соответствующий законопроект находится в Государственной думе.

Цифры

90 млрд тонн отходов - скопилось сегодня по всей стране
На 3,5 млрд тонн - увеличивается их количество ежегодно
20 полигонов ТБО - в Кировской области по состоянию на 1 января 2013 года
Менее 50% территории региона охвачено санкционированными объектами размещения отходов
1,3 млн кубических метров отходов - ежегодно поступает на кировские полигоны
1,9 млрд рублей - таков объем финансирования областной целевой программы «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на территории Кировской области» на 2012-2017 годы.

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте