Свой энергозаводик
Законодательных преград для создания малой генерации в области нет, утверждают энергетики.
Круглый стол
Участники:
Валерий Туруло, депутат Заксобрания Кировской области;
Александр Горсткин, зам. председателя правительства Кировской области;
Андрей Сельцов, главный инженер «Белохолуницкого машстройзавода»;
Андрей Пушкарев, начальник департамента техприсоединения «Кировэнерго»;
Сергей Рыков, директор КОГУП «Агентство энергосбережения».
Все больше руководителей промышленных предприятий области задумывается создании собственной генерации — установке газо- или использовании гидроэлектростанций. Эти шаги объяснимы. В себестоимости продукции изрядную долю занимает энергетическая составляющая. И с вступлением России в ВТО, необходимостью конкурировать с импортом вкупе с растущими тарифами естественных монополий вновь вынесли тему энергоэффективности на первые позиции. Насколько сложно это сделать хозяйствующим субъектам в Кировской области и к чему может привести переход ряда предприятий на «малую энергетику» обсуждали участники круглого стола «Бизнес Новостей».
Валерий Туруло: Кировская область с точки зрения развития экономики имеет некоторые особенности. К примеру, около 40% электроэнергии мы потребляем из-за пределов Кировской области и являемся с точки зрения энергетики дотационным регионом. В программе энергоэффективности и энергосбережения до 2020 года, насколько я знаю, мы на 4% должны увеличить объем собственных энергоресурсов. В этой связи возникает потребность в развитии этой тематики, не оставляя ее на самотек.
Александр Горсткин: Вопрос, на самом деле, очень актуальный. Я думаю, основная причина, почему он возник – мы редко встречаемся и редко обсуждаем. Смею напомнить, что в стране сейчас существует аналогичная программа развития электроэнергетики. Мы знаем, что ТГК-5 на ТЭЦ-3 строит свою парогазовую установку для того, чтобы эффективно задействовать возможности местных ресурсов, в том числе с использованием высвобожденного газа. То есть, программа энергосбережения и энергоэффективности предполагает, что каждая отрасль должна проанализировать и актуализировать, где она находится. Оценить свою конкурентоспособность в себестоимости продукции. Какова его энергоемкость в настоящий момент? Что нужно сделать для того, чтобы ее снизить.
Валерий Туруло: Анализ показывает, что на сегодняшний день ряд компаний озабочены и ставят перед собой задачу внедрения элементов местной энергетики для своего развития. Но очевидно, что пока не урегулированы вопросы взаимоотношения с энергетиками, тоже будут возникать проблемы. Вот, в Белой Холунице цена киловатта с заводской ГЭС, скажем, 20 копеек, но возникает вопрос, а как ее использовать для нужд нужд города. Кто ее будет покупать? Кто ее будет продавать?
Андрей Сельцов: Поясню: существующая мощность Белохолуницкой ГЭС - 1,2 мВт, но реально мы берем от гидроэлектростанции порядка 600 кВт. Хотя потребность у завода больше – порядка 1,5 – 2 мВт в час. И предприятие заинтересовано в том, чтобы ГЭС полностью обеспечивала энергопотребление завода. Реально, исходя из графика работы нашего предприятия, энергопотребление будет производиться только в первую, отчасти во вторую смену. Поэтому власти Белой Холуницы выступили с инициативой об использовании электроэнергии, вырабатываемой ГЭС для освещения улиц. То есть, после модернизации существующей гидроэлектростанции днем электроэнергию завод потребляет, вечером и ночью она идет на освещение улиц. Существует несколько вариантов работы. Один вариант – электростанция поставляет энергию в сеть «Кировэнерго», а тот уже по более низкому тарифу продает ее городу. Второй – строительство абсолютно отдельной автономной сети освещения города. Сейчас у нас гидроэлектростанция не связана с сетями «Кировэнерго». И вечером ее можно просто переводить на независимую линию, которая протянута по городским улицам. Третий вариант – использовать существующую линию освещения, но путем коммутации на подстанциях «Коммунэнерго» переводить ее либо полностью на «Кировэнерго», либо полностью на ГЭС. Но в нашем вопросе присоединения к городской сети уличного освещения очень много технических проблем.
Андрей Пушкарев: На самом деле, на законодательном уровне вопросы, которые вы сейчас озвучили, достаточно проработаны - имеются соответствующие нормативные документы в ранге постановления правительства РФ, которые регламентируют в том числе процедуру подключения к электрическим сетям любых энергоустановок. Также имеются нормативные документы, которые прописывают, каким образом электроэнергия может продаваться-покупаться и по каким ценам. То есть, в принципе, это все есть, и при желании любой хозяйствующий субъект может для себя этим заняться. Я так понимаю, что, кто просчитал для себя выгоду, тот уже это сделал. И у нас на территории области есть достаточно много объектов. Конечно, основная масса осталась с советских времен, но есть комбинат «Искож», который установил генератор относительно недавно, просчитав экономику, и пользуется этим. Поэтому правила игры здесь понятны, и любое заинтересованное лицо может обратиться в «Кировэнерго» за дополнительными консультациями.
Валерий Туруло: Добавлю в качестве примера, что, если говорить о заводе ОЦМ, он также готов рассматривать возможность использования газа для того, чтобы генерировать электроэнергию. Поскольку электропечи на металлургическом предприятии на сегодняшний день являются основополагающими для выполнения технологических процессов. И экономика показывает, что составляющая стоимости электроэнергии для технологических процессов может снижаться в два раза. Если мы говорим о сельском хозяйстве, то мы говорим об использовании биомассы и отходов для производства электро- и теплоэнергии. На сегодняшний день уже имеют место обращения западных инвесторов, которые готовы на базе мусоросборников, полигонов отходов поставить заводы по выработке электроэнергии для нужд города и окупать свои инвестиции стоимостью электроэнергии у нас на рынке. То есть, реализовывать по рыночной стоимости электроэнергию, тем самым восполняя свои инвестиционные затраты.
Александр Горсткин: Стоит сказать, что Кировская область является достаточно северным регионом. А чем севернее люди живут, тем они, скажем так, добрее. И взаимоотношения получаются более слаженными. Я признателен коллегам, что нет никакого препятствия в поиске механизмов взаимодействия при реализации любого инвестиционного проекта. Исходя из двух направлений – эффективности для того, кто это дело организует, и меры ответственности. То есть, если мы говорим о генерации Белой Холуницы, чтобы там не было встречных потоков, коротких замыканий и тому подобного. И второй момент - это все-таки должно быть безопасно для нашей энергосистемы.
Андрей Пушкарев: Я бы хотел еще об одной стороне этой медали проговорить. В Кировской области есть одна особенность – достаточно большая территория с достаточно низкой плотностью населения. Каким образом это отражается на энергетике? У нас огромное количество электрических сетей. И по этим сетям электроэнергия подается в мизерном количестве. Если бы малая энергетика развивалась в неком автономном режиме, тогда никакого влияния бы, естественно, не оказывалось. Но может возникнуть проблема, когда крупное промышленное предприятие, посчитав экономический эффект, установит у себя эти генерирующие мощности, и может даже совсем отказаться от потребления энергии из электрических сетей. При этом, обращаю ваше внимание, что сети-то никуда не денутся. При этом потребление электроэнергии, можно предположить, в разы упадет. Конкретное предприятие получит экономический эффект. Думаю, ни для кого не секрет, как это повлияет на энерготариф для тех, кто себе генератор не поставил?
Валерий Туруло: Отмечу, мы как раз высказывали обеспокоенность, что, действительно, существующие сети заряжены под определенного потребителя и под те объемы, на которые рассчитаны.
Андрей Пушкарев: Есть еще один, чисто технический момент, который уже называл Александр Павлович: предприятие, которое хочет продавать электроэнергию в сеть, помимо экономического эффекта должно осознавать, что оно уже попадает в ранг субъекта крупной энергетики. А это подразумевает у него наличие соответствующего квалифицированного персонала и возлагает определенную ответственность. Организация должна отдавать себе отчет, что неправильные действия ее персонала могут повлечь катастрофические последствия.
Сергей Рыков: Проблема понятная. В опыте нашего агентства, к слову, тоже есть установка электростанций – на территории комбината «Искож», на площадке КССК. В настоящее время у нас есть заявка от «Нововятского водоканала» на установку газопоршневой электростанции. Но проблема-то здесь в другом. Вы поймите, если децентрализация генерации происходит в таких крупных населенных пунктах как город Киров, то это уход от потребления не только электрической энергии, но и от тепловой энергии. Соответственно, чем меньше отпуск тепла, тем выше тариф для потребителя – это аксиома. Причем, как по тепловой, так и по электрической энергии. Хотя сами проекты с точки зрения экономической целесообразности, безусловно, имеют право на жизнь.
Валерий Туруло: Но есть и такие примеры, как та же Белая Холуница, город, который сегодня ночью сидит без света. Внедрение этого элемента позволяет сделать так, чтобы улицы ночью тоже освещались.
Александр Горсткин: Не стоит забывать, что на территории области существует организованная инфраструктура. Есть отвечающий за это дело паровоз в виде департамента энергетики и газификации. Есть, скажем так, самый главный машинист – это Агентство энергосбережения, которое аккумулирует всю идеологию, передовой опыт других регионов, возможности включения. Недавно в Киров приезжали представители Газпромбанка. Они готовы внедрять, передавать финансовые ресурсы в расчетах до 8 лет. Были бы предложения. Только мое предложение, давайте, будем обсуждать здесь концептуальные вещи. А не спускаться до реализации конкретных пилотных проектов. Конкретные пилотные проекты – это конкретная жизнь. Мы в ней тоже готовы участвовать, но уже, так сказать, с узким кругом специалистов.
Валерий Туруло: Я здесь с Александром Павловичем не соглашусь. Мне кажется, программа должна быть наполнена конкретными проектами. И поэтому я предлагаю обратиться к рабочей группе правительства, чтобы они ввели в программу приложение первоочередных пилотных проектов на базе тех предприятий и районов, которые к этому готовы. С чего-то надо начинать двигаться, а не просто обозначить, давайте, занимайтесь. Хочу, чтобы вы поняли: сегодня идет постановка проблемы, которая может существенно изменить всю экономическую модель Кировской области. Но прежде, чем двигаться вперед, нам надо провести согласование и обозначить важность проблемы в стратегии развития региона.
Подготовил Олег Прохоренко
oleg.prokh@gmail.com
Энергопотенциал
В Кировской области на сегодня около 60 прудов площадью более 10 тыс. га. Согласно исследованию аспиранта ВГСХА, например, на пруду племзавода Соколовка (Зуевский район) возможно установить два энергоблока по 500 кВт. При этом себестоимость производства электроэнергии будет очень невысока. Но для этого необходимы инвестиции порядка 20-25 млн рублей.
Потребление электроэнергии в Кировской области*
2008 год | 7395 млн. кВт∙ч |
2009 год | 7043 млн. кВт∙ч |
2010 год | 7280 млн. кВт∙ч |
2011 год | 7389 млн. кВт∙ч |
2012 год | 7492 млн. кВт∙ч |
*Сайт kirovreg.ru