Танцуем танго со Штатами
Интервью с постоянным представителем России в НАТО Дмитрием Рогозиным.
Расходы федерального бюджета на национальную оборону растут быстрее, чем выводится капитал из страны. С чем это связано? По словам постоянного представителя России в НАТО Дмитрия Рогозина, речь вовсе не идет о гонке вооружений. «Оборонка» должна стать палочкой-выручалочкой для всей экономики», - говорит Дмитрий Олегович. Однако не дает рецептов спасения самой «палочки-выручалочки», поскольку отрасль переживает далеко не лучшие времена. О перспективах ОПК, отношениях со Штатами, действующей политической системе - в интервью с Дмитрием Рогозиным. К тому же, не так давно наш представитель в НАТО посетил Киров...
Дмитрий Олегович, вы заявили, что в Кировскую область вас направил президент России для изучения ситуации, сложившейся на оборонных предприятиях региона. С другой стороны, кировские единороссы активно пытаются подать ваш визит, как свою заслугу. Все же, для понимания, ваш приезд связан каким-то образом с партийной деятельностью?
- Ни с какими партиями, ни с какими выборами мой визит в ваш регион не связан, как и десятки моих поездок по России. Я как руководитель президентской Комиссии по обороне и оборонной промышленности целенаправленно объезжаю оборонные предприятия, научные и учебные центры, работающие в системе ОПК, встречаюсь с их руководителями, инженерами, трудовыми коллективами, изучаю ситуацию на месте и получаю информацию о состоянии дел, проблемах и вариантах их решения из первых, как говорится, рук. Встречи эти крайне полезны, и полученные сведения и предложения лягут в основу моего доклада, который будет представлен Президенту России Дмитрию Медведеву в середине декабря. Так что Киров не исключение, а один из пунктов моей программы поездок по России оборонно-промышленной.
А поконкретнее, чем вы здесь занимались?
- Мне было важно провести встречу с директорским корпусов, с инженерно-техническим составом этих предприятий. На встрече с президентом договорились создать комиссию по обороне и оборонной промышленности. Неделю тому назад во Владимирской области мы провели крупное мероприятие с участием большинства заинтересованных сторон. Это был первый разговор на такую тему. А в практическом плане с директорами промышленных мероприятий мы решили провести отдельную встречу именно в Кирове. Разговор был очень толковый. И мне накидали идей, который будут воплощены в докладе по оборонной промышленности. Его я предоставлю президенту примерно 15 декабря.
Доклад носит какой характер... формальный?
- Если бы он носил формальный характер, меня бы у вас не было. Он связан даже не с реформированием, а с возрождением оборонно-промышленного комплекса.
То есть вы признаете, что уже нечего реформировать, остается только возрождать?
- Проблем более чем достаточно.
Получается, у нас вы знакомились с оборонными предприятиями... На днях практически с такой же миссией к нам прилетал Сергей Иванов. Ваш визит - продолжение визита Иванова или же у вас свои задачи?
- Я готов отвечать за себя и свои задачи, а они таковы: разработать предложения по масштабной программе модернизации отечественного ОПК. Но могу подтвердить, что развитие этой отрасли входит в число приоритетных задач государства, и потому повышенное внимание федеральных министров и чиновников, курирующих ОПК, закономерно: важно вывести оборонно-промышленный комплекс на качественно иной, более «продвинутый» уровень по сравнению с его нынешним состоянием. В рамках госпрограммы перевооружения до 2020 года планируется выделение 20 трлн рублей, которые будут направлены на ракетостроение, авиастроение, НИОКР и другие важнейшие отрасли «оборонки». Подготовлена федеральная целевая программа «Развитие ОПК Российской Федерации на период до 2020 года». Работа предстоит масштабная.
20 триллионов... Так все запущено, что сложно сказать, много это или мало.
- Знаете, это уж точно не мало. Просто беспрецедентная сумма, такой подмоги для отрасли не было очень давно. Эти средства пойдут на пополнение вооруженных сил современной продукцией.
А это те самые долгожданные военные заказы...
- Именно. Деньги достанутся нашим оборонным предприятиям. Заказы, зарплаты. Это даст возможность новой индустриализации военно-промышленного комплекса, которая способна выступить локомотивом развития экономики. Нам нужна современная экономика. А «оборонка» здесь как палочка-выручалочка.
В Советском Союзе считали также.
- Советский Союз здесь ни причем.
Ясно, что ваш визит базируется на недавнем заявлении президента по поводу размещения американской системы ПРО в Восточной Европе. Однако не совсем понятно, почему вы посетили именно Кировскую область. Наш регион, насколько известно, не особо развит с точки зрения предприятий ОПК.
- Опять мимо: как я уже сказал, моя программа поездок разрабатывалась задолго до заявления президента. К тому же, состояние предприятий оборонной отрасли примерно одинаково по всей стране: проблемы схожи и у владимирских, и у питерских оборонщиков.
Визит Иванова, ваш... Не слишком ли поздно власти ринулись спасать «оборонку»? Ряд предприятий уже просто дышит на ладан...
- Что значит – «ринулись»? Российской промышленности был нанесен колоссальный урон безответственными «реформами» 90-х годов. В результате государственной политики «либеральных экономистов» ОПК лишился прежних объемов госзаказа, прекратили существовать десятки конструкторских бюро, была разрушена система подготовки кадров. Отрасль оказалась в состоянии тяжелейшей депрессии, из которой в течение последних нескольких лет руководство нашей страны пытается ее вывести. Знаете, ломать не строить. Восстановить такую серьезную отрасль как «оборонка» за год-два не получится. Но уже сегодня можно говорить о значительных достижениях в восстановлении системы ОПК. И я очень надеюсь, что это совещание поможет принять меры, чтобы уже в следующем году наша промышленность перешла на совершенно новый уровень.
Мы тоже на это надеемся... вот еще тема для разговора: Ивановым заявлено о строительстве в Кирове военного завода по производству комплексов С-400. Что это? Та самая гонка вооружений, о которой сегодня не говорит только ленивый?
- Не повторяйте глупости ленивых... Никакой гонки вооружений Россия не допустит. И холодной войны не будет. Будет мир, правда, тоже холодный. А если серьезно, то никаких дополнительных средств сверх того, что заложено утвержденной программой перевооружения, на военную промышленность затрачено не будет. Ни на пенсионерах, ни на бюджетниках реализация данной программы не отразится, и я призываю вас, журналистов, прекратить подобные спекуляции. Более того, строительство и введение в строй завода в Кировской области позволят тысячам людей получить настоящую работу – интересную, стабильную, хорошо оплачиваемую. Вы посмотрите, у нас же сейчас только ленивый не торгует. Инженеры, экономисты, токари – все в ларьках и магазинах, это нормально?
Конечно, это не нормально. Но переламываем эту ситуацию мы много лет. Ничего не получается.
- Почему же ничего? Есть результаты. Может, только не такие, какие бы нам хотелось иметь.
С другой стороны, военные расходы России и США сопоставлять просто смешно. И это всем понятно. Тогда, для чего мы пытаемся дать понять Западу, что «у нас еще есть порох в пороховницах», наращивая военную мощь?
- Что ж, пока мы действительно не в одной весовой категории с США, и у нас не так много времени, чтобы реализовать амбициозную программу резкого подъема боеспособности Вооруженных сил и оснащения их современным оружием и всем необходимым для выполнения самых сложных задач по защите суверенитета и свободы России. И поверьте, самим США совсем не смешно, когда они думают о ядерном потенциале России. Россия и США – по-прежнему две крупнейшие ядерные державы, на них лежит ответственность за судьбу всего мира. Переговорный процесс продолжится параллельно с возрождением национального ОПК. Снижения оборонного потенциала страны не произойдет ни при каких обстоятельствах.
К разговору о задумках США по противоракетной обороне. Существует мнение немилитаристс ких кругов, что мы перегибаем палку, преувеличиваем угрозу.
- Я бы сказал, не догибаем ее. Мы не верим во все эти басни американцев. Согласно нашим данным, технические характеристики ракет-перехватчиков, места их базирования, скорость перехвата таковы, что с 2020 года они будут угрожать нашим стратегическим силам. Как вы понимаете, нам этого не нужно. Если мы хотим довольствоваться только заверениям, тогда нам стоит назвать себя Горбачевым. Именно Горбачев верил словам, слезам и всему подобному. Он же на Западе был самым любимым человеком. Благодаря его правлению НАТО расширился на Восток. А что мы? Мы с этого ничего, кроме головной боли, не получили. Так что Горбачевых больше в руководстве России не будет. Вы понимаете, что американцы даже юридических гарантий нам не могут предоставить. Поэтому, исчерпав все мыслимое и немыслимое, переговорщики от России доложили президенту о состоянии дел на этом фронте. Сам лично объехал порядка 15 государств мира, предлагал различные варианты сотрудничества, подчеркиваю, конструктивного сотрудничества. Однако, как выяснилось, для них лишь важно изображать вовлечение России в диалог. А что получается на деле - наращивание военного потенциала поблизости от наших границ.
Получается, дипломаты не справляются со своими обязанностями?
- Наши военные не будут ждать столько же, сколько ждут дипломаты. Военные более прямолинейны, они просчитывают не заверения, а потенциал. Так вот и видно, какой потенциал создан: в 2018 году, помимо всех южных баз, появится база в Польше, а к 2020-му ее «оденут» в современные ракеты. Помимо этого Госдеп США официально заявил, что Штаты планируют разместить свой военный флот в северных морях - Беренцевом, Балтийском и Северном. Приехали... Где Иран и где северные моря? Ну это же бред!
Но мы сами позволяем им так с нами обращаться. Согласитесь?
- Знаете, недавно в Лондоне встречался с высокопоставленным чиновником, который про Иран уже не рассказывал сказок. Он напрямую заявил, что флот в морях будет размещен с целью защиты натовских интересов. А помните, что еще совсем недавно они утверждали: мы опасаемся иранской/северокорейской угрозы? Так это чистой воды надувательство. Ну я же не идиот, чтобы верить в эти сказки. Как может ракета из северного моря лететь через огромную территорию России на Иран или Северную Корею? Мы что, будем на нее смотреть и приговаривать «летят журавли»? Естественно, собьем ее. Поэтому вполне осознанно заявляю, что этот военный потенциал на северо-западе от наших границ разворачивается с единственной целью - для подрыва дееспособности российских стратегических ядерных сил.
Поэтому Медведев так себя повел пару недель назад?
- Совершенно верно. Что он сделал? Он сделал достаточно жесткое заявление, при этом гибкое. Если ни одно из наших встречных предложений не будет учтено, мы просто будем вынуждены защищать свои стратегические интересы. И, к слову, наши шаги очень предсказуемы, что, как мне кажется, очень честно и правильно. На Западе проводится жесткая целенаправленная политика по удавливанию всех более-менее самостоятельных политических лидеров. Хотя бы взять пример с Берлускони. Неожиданно в Италии разгорелся кризис, из его фракции начали выходить люди. Ну что за бред? Даже несмотря на его политические и моральные оплошности, но он был единственным самостоятельным европейским лидером, который мог что-то сказать против Вашингтона. Такие дела... Поэтому заявление Медведева вполне своевременно.
Многие считают, что президент произнес свою громкую речь намеренно перед выборами. Как никак, он сейчас является лидером «Единой России», а рейтинг партии не настолько высок.
- Ну, конечно, такое мнение может показаться логичнымо. Но откуда оно? Кто его произносит? Сегодня именно Вашингтону выгодно распространять эти порочащие слова. И в России их повторяют люди, либо работающие на США, либо просто не вникающие в ситуацию.
Тогда, может, уже признаем, что США - это наш враг, а не стратегический партнер, как принято заявлять?
- Хорошо, а кто заявляет про стратегическое партнерство?
Государственное телевидение.
- А, телевидение. Все ясно. Ну кто же такое заявит, что они - наш враг?.. Это будет безумством.
А не безумство называть американцев нашими партнерами и расчехлять ядерное оружие?
- Его никто не расчехляет. И, как ни как, они для нас партнеры, с которыми нужно танцевать танго. Это не стратегический партнер... Америка - это мощнейшая военная держава, имеющая за пределами своей территории сотни военных баз. Это страна со своими интересами. Поэтому для нас США - это как... погода, что ли... Вам не нравится сильный дождь, метель и слякоть, но вы никак не можете повлиять на погоду. Хотя... есть один выход: сибиряк - это не тот, кто не боится морозов, а тот, кто тепло одевается. Надо научиться правильно одеваться в международных делах. И если мы не можем повлиять на поведение других государств, то не надо кричать «это наш враг». Да, они ведут военное планирование против нас, практически не скрывая этого. Это реальность. Многие государства ведут друг против друга военное планирование, но никто не мешает им быть партнерами. Мы ведь тоже не цветочки-одуванчики нюхаем, у нас тоже кое-что есть... Но не стоит громкими заявлениями ухудшать отношения. Логика простая: нужно из врага делать нейтрала, затем партнера, из партнера - союзника, а из союзника друга.
Вы представляете, что США станет для России другом?
- Надо к этому стремиться. А если дипломат будет кричать «караул, США - это наш враг», то такой дипломат - шпион, не иначе.
Еще нет так давно мы боялись, что НАТО появится в Восточной Европе... Уже сегодня даже Грузия - практически член альянса. Чего ждать далее? Вхождения Украины?
- Это Саакашвили вам поведал, что Грузию приняли в НАТО? Это, вероятно, он сон свой пересказывал. Я думаю, что ресурс для расширения НАТО на восток исчерпан. Еще несколько лет назад вопрос о вступлении Украины и Грузии в НАТО действительно обсуждался как почти решенный. На сегодняшний момент мы видим, что Грузия и Украина намного дальше от НАТО, чем раньше. Это в том числе результат российской дипломатии. Кроме того, вопрос о вступлении Украины в НАТО поставил эту страну на грань раскола, а Грузию вверг в братоубийственную войну и привел к уменьшению территории. После такой прививки вряд ли возможно всерьез говорить о расширении НАТО на восток.
Несколько вопросов о вашей политической карьере. В 2008 году вы стали занимать должность представителя России при НАТО. В то время упорно ходили слухи о том, что Путин принят такое кадровое решение с одной целью - отстранить вас от активной российской внутриполитической деятельности. Вообще, насколько такое мнение жизнеспособно?
- Не думаю, что работа в представительстве при НАТО, - особенно в то время, когда я приехал в Брюссель, когда уже пахло войной на южном Кавказе, когда были горячие головы в НАТО, которые хотели в эту войну вмешаться, когда «оранжевые» на Украине уже фактически примеряли на себя натовскую униформу, - я не думаю, что в такие места в такое время ссылают негодных политиков. Более того, я имел разговор с президентом Путиным, прежде чем уехать в штаб-квартиру НАТО, и задачи, которые он ставил передо мной как перед послом, выходили далеко за рамки чисто дипломатической работы. Если он принял такое решение, несмотря на непростой период взаимоотношений между партией «Родина» и властью, значит, ему действительно понадобился человек, способный решить такие сложные проблемы в Брюсселе. Я считаю эту миссию достойной, чрезвычайно сложной, ответственной и полезной моей стране. Кроме того, я хотел бы сказать, что во внутренней политике я был всего четыре года. А до этого я и учился, и проявлял себя как политик-международник. Я закончил Московский университет, международное отделение факультета журналистики, изучил несколько европейских языков, в МГУ на философском защитил кандидатскую, потом докторскую диссертацию, возглавлял международный комитет и постоянную делегацию российского парламента в ПАСЕ. Поэтому сейчас я работаю по профилю, в соответствии с моим профессиональным кредо, и считаю, что приношу пользу своей стране.
В политику после НАТО пойдете?
- А сейчас я, по-вашему, вне политики? Кто-то считает, что внутренняя политика - это есть большая политика, а внешняя – или не очень большая, или не совсем политика. Большая политика именно здесь, в вопросах защиты интересов нашей страны, ее безопасности, в достаточно хищной и агрессивной среде, коей являются отношения между глобальными державами.
Беседовал
Григорий Холкин
kholkin@inbox.ru
Досье:
Дмитрий Олегович Рогозин, постоянный представитель России при НАТО.
Дата и место рождения: 21 декабря 1963 года, город Москва.
Образование: международное отделение факультет журналистики МГУ.
Карьера:
- в январе 1990 года стал учредителем, а в мае 1990 года был избран президентом Ассоциации молодых политических лидеров СССР, также известной как «Форум-90»;
- в апреле 1992 года начал создание Союза возрождения России ;
- в марте 1993 года создал и возглавил народно-патриотическое движение «Международный конгресс русских общин»;
- в конце 1993 года принимал участие в выборах в Государственную Думу, однако проиграл правозащитнице Алле Ефремовне Гербер;
- в марте 1997 года набрал 37,91 процентов голосов избирателей и стал депутатом Государственной Думы;
- на выборах 1999 года переизбран депутатом Государственной думы;
- с июля 2002 года по август 2003 года отвечал за переговоры с Европейским союзом и Литовской Республикой в качестве специального представителя президента России;
- 14 сентября 2003 года на учредительной конференции избирательного блока «Родина» был избран сопредседателем Высшего совета блока;
- 9 января 2008 года был назначен постоянным представителем России при (НАТО).
Семейное положение: женат, есть сын и двое внуков.
Увлечения: спорт (гандбол, футбол, теннис, баскетбол), подводная охота, езда на мотоцикле.