Тернистый путь вятского HoReCa

26.05.2019 15:28:00 1309 0
Как развивать индустрию гостеприимства в Кирове, если ежемесячно заведения общепита проходят несколько проверок? Почему предприниматели отказываются от летних кафе, и появится ли на набережной привлекательная зона торговли? Как чувствует себя бизнес в сегменте HoReCa, обсудили в очередном эфире «Разворота на бизнес».
Участники: 
 
Владислав Попов, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Кировской области 
 
Петр Кочетов, коммерческий директор ТМ «Сели-Поели»
 
Семен Кытманов, владелец сети пекарен «Домашняя» 
 
Татьяна Кайгородцева, председатель комитета по ресторанному бизнесу и общепиту Кировского отделения «ОПОРЫ РОССИИ»
 
Олег Прохоренко, начальник отдела по связям с общественностью Кировского филиала «Т Плюс», ведущий «Эха Москвы» в Кирове (радио «Киров Град», 16+): 21 мая прошла форсайт-сессия «Стратегия роста предприятий индустрии питания и гостеприимства в городе Кирове». В ней принимали участие рестораторы, владельцы кафе и сетей общественного питания. Разговор получился острый Многие признавались: пришли на встречу, потому видят в ней потенциал и смысл. Какие цели преследовали его организаторы?
 
Владислав Попов: Тенденции развития предпринимательства говорят о том, что нужно работать по принципу «территория — отрасль». На форсайт-сессии мы рассмотрели крупнейшую точку развития предпринимательства — город Киров и сегмент HoReCa, то есть индустрию гостеприимства. Обсуждая конкуренцию на рынке, мы поняли, что этот сегмент малого и среднего бизнеса у нас не насыщен, и пришли к выводу, что именно здесь у нас есть возможности для развития. 
 
Николай Голиков, ведущий «Эха Москвы» в Кирове (радио «Киров Град», 16+): В том числе в плане конкуренции? 
 
Владислав Попов: Участники признались, что есть возможности для насыщения этого рынка. И наша задача, чтобы он насыщался не иногородними представителями, а местными. Это сегмент тем и интересен, что позволяет кировским предпринимателям и специалистам достаточно легко в него войти как с точки зрения руководителя бизнеса, так и с точки зрения рабочих мест, но для этого нужно создать условия. Мы изучили российскую практику: у нас нет единого свода документов, который регулирует данную отрасль. Есть отдельные акты для отельеров и общепита. В целом по стране работу сегмента общественного питания регулируют 17 контрольно-надзорных организаций, это как минимум несколько тысяч требований. Ключевой орган это, конечно, Роспотребнадзор.
 
 
Олег Прохоренко: Каким образом предпринимателям, которые работают в этой сфере, можно защитить себя от излишней опеки?
 
Татьяна Кайгородцева: Нам поступают жалобы от предпринимателей, что иногда за месяц приходит две-три проверяющих организации. Предпринимателям нужно смотреть на «предмет проверки». Например, если у Россельхознадзора предмет проверки — это свинина, то он должен проверять только свинину. Чтобы не было такого, когда по жалобе инспектор приходит и дополнительно проверяет рыбу, яйца - вплоть до пятен на потолке.
 
Николай Голиков: С целью что-нибудь да найти.
 
Татьяна Кайгородцева: Мы можем выехать к начальнику отдела этого проверяющего органа и провести разъяснительную беседу. В большинстве случаев получается договариваться и объяснять, что мы выявляем органы, которые оказывают самое большое давление на бизнес, и формируем отчет. Всегда сначала можно использовать предупредительные меры. Мы имеем на это право, как имеем и время на выполнение предписания.
 
Олег Прохоренко: Я неоднократно слышал идею, что KPI чиновников федеральных контрольно-надзорных органов должен состоять из такого показателя, как развитие бизнеса, который они контролируют. Чтобы зарплата зависела не только от пункта  «количество проверок», но и от показателя - чем быстрее развивается бизнес, тем эффективнее работа.
 
Петр Кочетов: Сегмент общественного питания — очень большой, и чтобы выжить в ресторанном бизнесе нужно быть внимательным к мелочам и быть нацеленным на результат. Вводят онлайн-кассы, системы «Меркурий» и ЕГАИС, но потребителя это не интересует. Он хочет получить продукт, поэтому наша задача - сделать так, чтобы было вкусно, уютно и быстро, а клиент не почувствовал, что каждый год нам добавляют новых затрат.  Пока рестораторы и чиновники говорят на разных языках. 
 
Олег Прохоренко: Есть потребность обращаться к уполномоченному по защите прав предпринимателей при проверках?
 
Петр Кочетов: У нас постоянно проходят проверки. Пока мы справлялись самостоятельно, то есть не приходилось никого приглашать. 
 
Олег Прохоренко: Сколько в месяц к вам приходят?
 
Петр Кочетов: Сложно сказать, но если разделить на 12 месяцев, то каждый месяц мы проходим проверки: камеральные, выездные, разные.
 
Конечно, нам больше бы хотелось думать о том, что мы приготовим и где закупим, чем о проверках. Поэтому если бизнес не готов к ним, то лучше обратиться за помощью.
 
 
Олег Прохоренко: Важная тема для кафе и ресторанов — размещение на первых этажах жилых домов. Это сфера до сих пор четко не отрегулирована.
 
Владислав Попов: Требования, которые Роспотребнадзором предъявляются к таким заведениям, в 90% случаев являются невыполнимыми. Открытие каждой конкретной точки в доме — это вопрос диалога. 
 
Олег Прохоренко: Это напрямую не запрещено, а в чем риски?
 
Владислав Попов: Помимо требований Роспотребнадзора, есть требования МЧС. Если мы говорим про встроенные помещения, то здесь еще необходимо договариваться с жильцами. А у них могут быть свои требования, требуется ставить отдельные вытяжки, обустраивать выходы, вывозить ТКО.
 
Николай Голиков: Кому-то мешает, что машины подъезжают и разгружают товар.
 
Владислав Попов:  Многие из этих требований существуют со времен Советского Союза, когда использовались другие технологии хранения и обработки продуктов. Сегодня мы все ждем «регуляторной гильотины», по которой с февраля 2020 года будет введен новый кодекс, который единым документом будет регулировать всю контрольно-надзорную деятельность. После его введения все предыдущие требования будут обнулены. 
 
Сегодня мы все ждем «регуляторной гильотины», по которой с февраля 2020 года будет введен новый кодекс, который единым документом будет регулировать всю контрольно-надзорную деятельность.
 
Олег Прохоренко: Но правила, пусть и 70-х годов, понятные и устоявшиеся, а под новые нужно подстраиваться.
 
Владислав Попов: Сейчас сами организации, которые осуществляют контроль, должны обосновать законодателям необходимость правил. На совещании по проведению реформы КНД, которые недавно прошло в Москве, законодатели признались: ежедневно формируется порядка 40 новых требований контрольно-надзорной деятельности. Они рождаются конкретными отраслевыми министерствами.  
 
Олег Прохоренко: Когда в день выходит по 40 новых подзаконных актов, приспособиться очень сложно. Бизнесу нужна стабильность.
 
Петр Кочетов: Любое изменение на первом этапе вызывает сопротивление, поэтому нужно вовлекать. Сейчас я никакого вовлечения не вижу: мы играем в одну калитку. Одна сторона придумывает гильотину (слово нас изначально пугает!) и говорит, теперь вы играете по таким правилам, а мы самостоятельно будем придумывать новые способы, как перестраивать свои внутренние процессы. Для нас это очередные сложности. О нас никто не думает. Открыть столовую стоит 15-20 миллионов рублей, и если ты не будешь ее развивать, то потеряешь эти деньги.
 
Олег Прохоренко: Много вопросов есть и к схеме размещения объектов нестационарных торговых объектов. Насколько ее вид устраивает бизнес и что можно было бы изменить к лучшему?
 
Владислав Попов: Однозначно можно сказать, что она не устраивает бизнес. Новые места не водятся, а старые сокращаются, потому что с точки зрения эстетики выглядят непрезентабельно. Схема размещения НТО постоянно предусматривает сокращение мест. Еще в конце прошлого года  мы акцентировали внимание на том, что, во-первых, схема должна быть согласована с бизнесом, и, во-вторых, если не устраивает внешний вид построенных объектов, определите требования. Как минимум к сезонным объектам - по эстетике, разнообразию, указание, к кому можно обратиться, чтобы сделать их в едином формате.
 
Олег Прохоренко: Вводить ограничения по внешнему виду муниципалитет пока не может. 
 
Семен Кытманов: У нас есть пекарни, которые располагаются в  нежилых и жилых зданиях, а также размещаются в нестационарных объектах. Практика показывает, что выбор мест для размещения очень мал, а  те места, которые подходят для объектов общепита, с точки зрения бизнеса, не совсем интересны: малое количество проживающего населения или трафика не хватает. Пока у населения к предпринимательству отношение отчасти отрицательное. Когда ты приходишь с предложением к председателю ТСЖ, то порой можно услышать, что  предприниматели — это бандиты. На этом фоне возникает такое понятие, как экстремизм со стороны жителей. Ситуация в подборе помещений достаточно напряженная, объектов в сегменте HoReCa не хватает. 
 
 
Олег Прохоренко: Есть смысл в создании зоны отдыха горожан, где можно было бы свободно с поздней весны по раннюю осень размещать  нестационарные или даже стационарные объекты общепита и торговли? Было бы это интересно?
 
Семен Кытманов: Да, и, может, даже не сезонного, а круглогодичного использования. Мы готовы были бы поставить павильон, если подведены коммуникации, но нужно понимать, что это будет временное, а не капитальное строение. Если необходимо капитальное строение, то должен был срочный договор и, например, льготы при подключении к коммуникациям. Потому что структуры, которые отвечают за подводку воды и электричества - это монополисты, которые диктуют определенные условия. Мы столкнулись с тем, что по ряду объектов  просто не можем договориться.
Владислав Попов: В тех городах, где есть река, традиционное место отдыха —  набережная. В Питере, Дюссельдорфе, Ялте через каждые 5 метров мы наблюдаем кафе. В Кирове, если посмотреть из ротонды сверху вниз, увидим там мусор, сауны, авторемонтные мастерские, хотя это идеальное место, где наш общепит может выставлять свои продукты.
 
Петр Кочетов: Чтобы заработать в такой ситуации, аренда для бизнеса должна быть на очень льготных условиях. Я бы даже сказал бесплатной. Чтобы что-то поставить там, сделать адекватную кухню, соблюсти все правила санитарии, требуются огромные затраты. Эта созданная для людей радость не будет приносить никакой прибыли, к тому же этот бизнес сезонный.
Владислав Попов: Если город создаст нормальные условия, подведет коммуникации, обеспечит стоянки, освещение, то бизнес встанет в очередь, чтобы там быть. 
 
Николай Голиков: В Кирове практически не осталось летних кафе. Многие знакомые заведения, куда раньше всегда можно было прийти и посидеть на улице в прекрасную погоду, сейчас этого не делают. Почему? 
 
Петр Кочетов: Потребность в летних кафе у людей есть. Мы заинтересованы, чтобы их сделать у своих заведений, но это практически нереально сейчас. Мы не можем себе этого позволить. Летние кафе приводят к увеличению торговой площади, а я - маленький предприниматель, у меня есть 100 метров, чтобы уложиться и платить налоги по той системе, которую выбрал. Платить больше для общепита — смерти подобно.
 
Владислав Попов: Решить эту проблему можно. Мы наконец-то вошли в стадию диалога. Наша первая задача - все мысли сформулировать и донести до властей. Второе, о чем нужно сказать, это то, что взамен получит город. Сегмент HoReCa — это не просто бизнес, это колоссальная социально-культурная ответственность. Он является частью туризма и имиджа, который мы формируем.
 
Ольга Кутергина
mail@bnkirov.ru
VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте