Территория искусства
Драмтеатр уже не тот. Кто-то его ругает, иные хвалят. «Территория искусства субъективна, - отвечает на это его художественный руководитель Константин Солдатов. - Но мы не совершали революцию, все темы в наших спектаклях носят общечеловеческий характер». Просто нужно время. Творческих проблем в драмтеатре сейчас нет. На первое место выходят финансовые вопросы, связанные с тем, сколько спектаклей поставят, каких режиссеров пригласят и какие сделают декорации.
Как вас позвали в наш театр и сложно ли было решиться на такой шаг?
— На меня вышли через моего мастера – Иосифа Райхельгауза (известный московский режиссер). Я у него учился, а потом работал в его театре. Мне задали вопрос о том, как я вижу развитие Кировского драмтеатра. Изучил историю театра, познакомился с репертуаром. Речь не шла и не идет о том, чтобы все кардинально поменять. Нужно сделать так, чтобы театр стабильно работал, необходимо чтобы туда пришел молодой зритель, обновился репертуар и появились возможности для того, чтобы дополнить труппу молодыми артистами. Конечно, я предложил варианты того, как это сделать, но они требовали, в том числе, и финансовых вложений.
Что вам на это ответили?
— Предполагалось, что изменения будут. Однако это было еще при прежнем губернаторе. Чтобы обновить репертуар, необходимо ставить как минимум 7-8 спектаклей в сезон. А пока делается четыре и не больше. Чтобы увеличить количество спектаклей, нужно увеличить бюджет, а на это пока рассчитывать не приходится.
Что удалось сделать за прошлый год?
— Передо мной стояла задача оптимизировать работу театра и нам это удалось. В этом году мы возвращаемся к той же системе, которая была раньше: четыре спектакля и тот же уровень их финансирования. Благосостояние театра не изменилось. Чтобы реализовать какую-то иную программу, нужна поддержка, прежде всего, правительства. Я предложил создать попечительский совет на базе театра. А для того, чтобы мы активно участвовали в театральной жизни страны, мы должны отправлять заявки на гранты, ездить на конкурсы и фестивали. Мы делаем часть этой работы. Но подобных событий должно быть больше. Пока, к сожалению, мы не можем вытягивать масштабные спектакли. Тот бюджет, который выделяется на один спектакль, рассчитан на небольшую постановку, занимающую малую часть сцены. Чтобы сделать большие декорации, сшить хорошие костюмы, пригласить интересных режиссеров, художников, нужны другие возможности. И это в любом случае нужно делать, потому что как только театр замыкается на своих проблемах и не ищет возможности выхода на российский театральный уровень, сразу же возникают проблемы творческого характера.
Мне кажется, что за последний год в театре произошли довольно существенные изменения.
— Мне хочется на это надеяться. Но пока у нас идет «перетрансформация» зрительского интереса. У Драмтеатра раньше была другая аудитория, в которой не каждый оказался готов к таким спектаклям, как, например, «Джульетта выжила» или «Золушка». Кому-то они нравятся, а кто-то утверждает, что «Джульетта» - худший спектакль. Еще часть людей говорит, что на сцене Драмтеатра творится школьная самодеятельность. Хорошо то, что есть разные мнения. Хуже, когда мнения нет вообще, или есть, но усредненное. Когда то, что мы делаем, вызывает спор, нашу задачу можно считать выполненной.
Вы имеете ввиду, в том числе и мнение людей, которые любили театр и постановки времен Евгения Степанцева? Это был совершенно другой театр.
— Да, другой. Я к нему не стремлюсь. И не могу этого делать, потому что мы все – разные люди с разными представлениями о прекрасном. Да, какой-то зритель ушел, но кто-то, возможно, вернется в театр, спустя время. Зато есть те, кто пришел впервые. Да, не всем все нравится. Специально для этого мы ввели зрительские обсуждения. Они помогают понять нам, где мы находимся и для чего это делаем. Многие зрители ждут диалога и хотят разобраться.
Как удалось ужиться с нашей непростой труппой?
— В Драмтеатре нормальная рабочая труппа. Основная наша проблема, мне кажется, заключается в том, что у нас пока нет возможности добавить в нее больше молодых артистов. Это сложно осуществить финансово: сразу актуальным становится квартирный вопрос, необходимость расширения ставок. Мы, конечно, сейчас пригласили молодых выпускников, но они пришли взамен тех, кто отсюда уехал. Поэтому пока существенного изменения в труппе нет. Но мы работаем, нагрузка в прошлом году на всех была существенной и, я считаю, что мы справились со всеми основными задачами. Театр весь год был в хорошем производственном тонусе.
Я соглашусь с вами – в прошлом году Драмтеатр предстал перед нами совсем в другом виде.
— Да, теперь осталось только рассказывать об этом всем, чтобы люди к нам шли. Это сложно делать, я не совсем понимаю, какие формы рекламы работают в Кирове, к тому же, у нас серьезная конкуренция: Театр на Спасской, Театр кукол – это все примерно одна аудитория. Но я уже увидел на некоторых наших спектаклях молодые лица, и мне показалось, что это качественно новая публика. Осталось ее удержать и не терять контакта с остальной аудиторией.
А что касается рекламы Драмтеатра, то ее методы как-то изменились? Я помню, еще пару лет назад у него не было даже раскрученной страницы «В контакте».
— Да, сейчас мы активно развиваем соцсети, видеоролики снимаем. У театра определенно должно быть свое лицо, афиши, знак. На это тоже нужны средства. Таковы мировые тенденции, от которых мы не можем закрываться и говорить: «А у нас свой путь». Нужно им соответствовать, удерживать статус главного театра Кировской области: все самое интересное и прогрессивное должно быть здесь. Сейчас у нас молодой и активный директор – Татьяна Черанева. Она с энтузиазмом взялась за продвижение театра, постоянно ходит на тренинги, общается с людьми, которые нам помогают. Это приятно, что есть люди, которые готовы двигать такую махину.
Творческих проблем у нас сейчас нет. Если и есть, то они не глобальны. На первое место выходят финансовые вопросы, связанные с тем, сколько спектаклей мы будем делать, каких режиссеров и художников будем приглашать, какие и на что будем делать декорации. Зритель должен видеть качественный спектакль, который бы стоял на одном уровне хотя бы с театрами продвинутых провинциальных городов. Мы не можем сразу подняться до уровня Москвы, Санкт-Петербурга, это понятно, но до других городов с развитой театральной культурой дотянуться можем.
Вам удалось понять, что нравится кировскому зрителю?
— Меня с самого начала убеждали в том, что наш вятский зритель простоват и ему нравятся деревенские истории. Но мне не хочется в это верить. Киров - большой город, это не захолустье. Я понимаю, убедить людей в том, что что-то - хорошо, сложно. Территория искусства субъективна: у каждого свой взгляд. Важно то, какие темы отзываются в жителях города.
Как будет строиться репертуарная политика в этом году?
— Я уже сказал, что мы вернулись к цифре «4», но я — неугомонный и придумываю сейчас дополнительные проекты — так называемые бюджетные спектакли. То есть на них не выделены деньги. Но неужели мы, творческие люди, не сможем что-то придумать, сочинить, создать из того, что есть.
Первый спектакль, который мы выпускаем уже в начале марта - «Дядюшкин сон» - по рассказу Достоевского. Замечательное, ироничное и умное произведение. Его приехал к нам ставить режиссер из Перми — Виктор Узун, который предложил сделать эту работу музыкальной. В основу музыкального материала мы взяли оперетту вашего земляка - композитора Владислава Казенина. Ее, на самом деле, оказалось очень сложно получить. Мы нашли через родственников Казенина рукописные ноты самого композитора, которые хранились в неоцифрованном варианте. Это партитура для симфонического оркестра. Затем мы попросили замечательного кировского музыканта и композитора, Станислава Хусаинова, переложить партитуру на небольшой ансамбль. В итоге собрали музыкальный коллектив (из музыкантов оркестра Филармонии и коллектива Хусаинова) , откроем оркестровую яму. Все как в настоящем музыкальном театре. Основная идея - вернуть романтику тех музыкальных работ, которые были в театре раньше: в 20 и 19 веке. Второй спектакль будет поставлен по пьесе Юлии Ионушайте. Она написана по мотивам романа А. Дюма «Учитель фехтования». Ближе к зиме зрители увидят музыкальную сказку для детей «Бременские музыканты». И на четвертую работу пока приказа нет, поэтому о ней говорить не будем.
В этом году театру исполняется 140 лет, этот сезон получится скорее классическим, но при этом есть возможность поискать и поэксперементировать в разных жанрах.
Досье:
Константин Солдатов, художественный руководитель Кировского драматического театра.
Дата и место рождения: 22 марта 1980 года, г. Баку.
Образование: ГИТИС.
Карьера:
с 2009 по 2015 год — режиссер Калужского драматического театра;
С 2016 года — художественный руководитель Кировского драматического театра.
Опросник Марселя Пруста:
Ваша идея о счастье? Бесконечный поиск счастья.
Где бы вам хотелось жить? У моря.
К каким порокам вы чувствуете наибольшее снисхождение? Лесть.
Ваши любимые литературные персонажи? Винни-Пух.
Ваше любимое занятие? Путешествия.
Ваш девиз? Будь внимателен.
Вопросы от читателей:
Николай Донецкий, арт-директор ресторана GAUDI:
Зрителей у драмтеатра становится больше?
Не могу сказать. По статистике у нас происходит отток зрителей. Но в этом вопросе важно другое: для того, чтобы театр поменял зрительскую целевую аудиторию, для того, чтобы туда пришли молодые люди, которым интересны другие проявления в театре, должно пройти время. В такие периоды, безусловно, происходят различные колебания: начинает лихорадить и театр, и зрительный зал. Я не могу сказать, что мы совершили революцию: мы не делали каких-то громких высказываний. Все темы, которые поднимаются в наших спектаклях, носят общечеловеческий характер, говорят о том, что человек может быть как одинок, так и может вырваться из круга своих проблем, поднимается тема художника, который преображает пространство вокруг себя, находит силы, возможности, близких по духу людей.
Иван Строй, депутат Кировской городской Думы:
За первый год своей работы вы сумели проникнуться нашим городом? И ощущаете ли вы поддержку и внимание властей к театру?
— Вначале у меня было ощущение, что я вижу и чувствую Киров. Сейчас, мне кажется, у меня пропало это. Видимо мне крайне необходима небольшая пауза. Когда целый год ты занят бурной работой, нет времени подумать. Сейчас нужно ненадолго отстраниться, чтобы понять, что делать дальше. Театр — это огромный механизм, и когда его запустишь, то уже сложно остановить или повернуть в какую-то сторону.
Конечно, перемены происходили бы быстрее, если бы была поддержка. Я понимаю, что правительство замкнулось в рамках своих проблем. Но нужно идти друг другу навстречу, можно делать, например, социальные проекты. Почему бы не пригласить на сцену обычных жителей нашего города, чтобы они говорили о своих переживаниях. Нужно общаться больше, несмотря на то, что всем нам сложно. По статистике в кризисные времена увеличивается тяга зрителя к кинематографу, к искусству в целом. Сейчас, например, в стране происходит музейный бум. Музеи стали центрами современного искусства, площадками для демонстрации модных тенденций в типографии, дизайне. Театр пока отстает от этого прогресса. Надо догонять.