Транзитное перемирие

28.02.2016 14:38:00 1708 0

Транзитная война между Россией, Польшей и Украиной формально закончилась за 3 недели, так как довольно быстро стало понятно, что слишком много теряет каждая из сторон. Так, например, российские перевозчики грузов в ЕС уже через неделю завалили собственное правительство жалобами, а предприятия-экспортеры (в том числе и кировские) решили «зайти им в тыл» со стороны региональных торгово-промышленных палат.

В итоге, на минувшей неделе стало известно, что Россия с Польшей насчет транзитных квот все-таки договорились, а Украине при таком раскладе ничего не оставалось, как вновь открыть свои дороги для российских дальнобойщиков. Вроде  бы проблема разрешилась, однако кировские предприниматели, работающие на экспорт, в это до конца не верят и ожидают рост цен на грузоперевозки в 1,5-2 раза.

Маленькая «пробуксовка»

Неделю назад последствия транзитной войны докатились до Кирова. Ряд предприятий (как стало известно «БН», среди них Омутнинский металлургический завод, «Веста», частично трудности коснулись и завод ОЦМ) обратились в Вятскую торгово-промышленную палату с просьбой перенаправить обращения о скорейшем разрешении конфликта в Госдуму, Союз транспортников России и российскую ТПП. В противном случае, местные предприятия-экспортеры понесут огромные убытки и тем самым подпортят и так не самую радужную экономическую статистику региона.
В соответствии с действующим соглашением между правительством Российской Федерации и правительством Республики Польша о международном автомобильном сообщении, компетентные органы обеих стран обязаны ежегодно передавать друг другу согласованное количество бланков разрешений на перевозки грузов автомобильным транспортом между обоими государствами или транзитом по их территориям. Кроме того, соглашением предусмотрена возможность обмена специальными разрешениями, которые дают право на перевозки грузов из третьих стран или в третьи страны, т.е. позволяют перевозчику одной страны участвовать в обслуживании товарооборота другой страны с третьими иностранными государствами. Как правило, ввиду особого статуса данных разрешений, их передача для перевозчиков другой страны жестко лимитируется. Утверждение годового обмена разрешениями традиционно осуществляется на переговорах компетентных органов обеих стран.
История началась 1 февраля. Именно с этого дня остановился грузовой поток между Россией и Польшей. Камнем преткновения стали те самые транспортные квоты, выделяемые на текущий год. В частности, «пробуксовка» переговоров началась из конкретных цифр: Польша и Россия не могли договориться о количестве разрешений третьих стран для перевозки российских грузов из стран Европейского Союза. Эти квоты позволяют польским перевозчикам доставлять российские грузы из Европы в Россию, минуя Польшу. Польская сторона просила около 100 тысяч трехсторонних разрешений, Россия была готова предоставить в двадцать раз меньше - около 5 тысяч и неограниченное количество разрешений на перевозку грузов между Польшей и Россией, и грузов транзитом через Россию. Переговоры зашли в тупик, а 1 февраля грузопоток был и вовсе остановлен.

Из-за невозможности транзитного проезда российских фур через Польшу российские перевозчики в последнее время стали активно использовать маршрут через Закарпатье и балтийские порты. Однако буквально через неделю в ряде регионов Украины активисты блокировали проезд грузовых автомобилей с российскими номерами. В ответ на это РФ 14 февраля приостановила движение грузовых автотранспортных средств, зарегистрированных на Украине, а позднее и их транзит. Украинская сторона, в свою очередь, также официально приостановила транзит российских грузовиков.
Что же касается Балтики, то этот маршрут также показал свою несостоятельность по причине неготовности паромов в портах к приему большого количества автотранспорта, в связи с чем там начались многокилометровые пробки.
Российские предприятия-экспортеры тут же обвинили минтранс РФ в том, что оно, «защищая интересы российских перевозчиков, не учитывает интересы российских предприятий-экспортеров, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность со странами Европейского Союза». Напряженная ситуация на рынке моментально вызвала и дефицит автотранспорта, способного осуществлять международные перевозки и резкий рост цен на доставку.
«Цены на автоперевозки изменяются каждую неделю, ставки с конца января 2016 года возросли в два раза по отношению к ценам, существовавшим в декабре 2015 года, и это еще не предел, - говорится в официальном обращении «пострадавших». - Это делает на сегодня осуществление экспорта в страны ЕС просто не выгодным. А снижение поставок на экспорт повлечет для предприятий сокращение численности персонала, снижение промышленного производства, ухудшение финансовых показателей и снижение налоговых платежей в бюджет. Подбор альтернативных способов доставки является неприемлемым для многих предприятий, ввиду очень высокой стоимости, а также может быть связан со спецификой экспортируемого товара, который практически не возможно доставлять другими видами транспорта».

Никуда друг без друга
К счастью, практика показала, что на сегодняшний день (и вопреки всем политическим лозунгам) экономики России и ЕС настолько взаимно интегрированы, что друг без друга нам никак. Через 2 недели взаимоприемлемое решение решение было найдено (подействовали в том числе и заявление транспортников о том, что даже месячный простой их может разорить дочиста). Правда, не сообщается, какие и в каком объеме квоты все-таки были выделены обеими сторонами. Главное, они на этот год есть и вроде бы можно радоваться.
«Эта ситуация была прогнозируема, - отмечает старший вице-президент ВТПП Леонид Перминов. -  Сегодня большая часть грузов отправляется все-таки автомобильным транспортом.  Но к счастью, эта тема уже снята с повестки, так как были достигнуты договоренности с Польшей. Сегодня также происходит замещение, часть российских предприятий-экспортеров начинают работать с болгарскими, итальянскими перевозчиками. Хотя русские перевозчики, конечно, дешевле».
Леонид Иванович рассказал, что на Общественном совете РЖД вопрос о возможных перевозках был задан Анатолию Лесуну, начальнику ГЖД (филиала «РЖД») и он пообещал рассмотреть возможность подставить «железнодорожное плечо», чтобы кировские предприятия имели запасной вариант:
- Частично это вызвано тем, что у нас практически отменены контейнерные перевозки. В свое время от них отказались потому, что они были дорогие и неудобные, и контейнеры необходимо было заказывать заранее. Сегодня «ГЖД» внимательно следит за грузовыми потоками и стала лояльна к грузоотправителям. Это следует отметить — они действительно изменились. Это вам скажут представители и строительной отрасли, и лесной.

Впрочем, оптимизм от разрешения ситуации разделяют не все. Часть производственников вообще не верит в полное решение вопроса и ожидает (в условиях дефицита перевозчиков) рост стоимости их услуг почти на 100%:
«Мы поставляем нашу продукцию в Германию, - говорит Сергей Рогов, гендиректор компании «Димет-М». - Нас вся эта история еще не коснулась (мы успели отгрузить еще по старым правилам), но скоро коснется, я уверен. Мы ожидаем роста стоимости доставки в 1,5-2 раза. Но при этом железнодорожный транспорт для нас все равно плохой вариант, так как очень дорогой».
Сергей Анатольевич также выразил сомнения в окончательном разрешении ситуации и достаточности квот.
Кстати, 25 февраля все ограничения для российский перевозчиков сняла и Ураина. Об этом заявил заместитель министра транспорта РФ Николай Асаул. "Все ограничения сняты бессрочно, - подтвердил он. - Стороны договорились о возобновлении грузовых автоперевозок, включая транзит, с 00:00 часов 25 февраля "в соответствии с действующей нормативно-правовой базой".
И это неудивительно. В случае, если бы Украина не разблокировала транзит, то она потеряла бы все транзитные грузопотоки из РФ и ЕС. А это доход порядка 10 млрд гривен в год (365,6 млн долларов по сегодняшнему курсу). Для остродефицитного украинского бюджета — это огромная потеря.
Нам же, в свою очередь, остается надеяться, что конструктивизм и адекватность будут в дальнейшем способствовать всем внешнеэкономическим переговорам. Ну или, как минимум, экономическая целесообразность победит все негативные политические коллизии.


Светлана Муравьёва
murraviova@yandex.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте