«У государства другая идея - социальная»

16.03.2019 20:35:00 2190 0

Заполнение промпарка «Слободино» начнется в ближайшее время: управляющая компания определена, первые соглашения с потенциальными резидентами уже подписаны. Новые инвесторы намерены зайти и в Вятские Поляны, запустив проекты по переработке молока и производству травяных гранул. Об этом, кадастровой оценке недвижимости, ситуации с КРКО и КРИКом и о много другом «БН» рассказал министр имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области Артем Сурженко.

- Артем Сергеевич, насколько сегодня эффективна работа по управлению госимуществом Кировской области? Ранее и бизнес-сообщество, и депутаты высказывали претензии к процессу.

- Давайте определимся с понятийной базой. Такие слова, как «хорошо-плохо», «эффективно-неэффективно» носят оценочный характер. Возникает вопрос: какие критерии и идеология лежат в основе этой оценки? По закону, госимущество необходимо для выполнения государственных функций, отсюда следует, что получение доходов от имущества – не свойственная функция. Ранее, в советское время, большинство имущества, в том числе заводы и предприятия находились в государственной собственности, затем началась массовая приватизация. С учетом того, что и страна, и налоговая система становились в новом формате, в какой-то период доходы от активной приватизации имущества стали составлять существенную часть доходов бюджета. Тогда и пришло понимание, что государственное имущество, оказывается, еще и формирует доходы.

Но приватизация когда началась? Больше 20 лет назад. Сейчас у государства нет такого объема интересных активов, которые можно продать. В основном, остались неликвидные объекты. А понимание, что имущество должно приносить доход, у многих не прошло, отсюда и идет некоторое оценочное суждение, что мол эффективное управление имуществом – это постоянный рост доходов от него. Однако сейчас большинство имеющегося имущества, государственные предприятия и акционерные общества выполняют в большинстве своем социальную функцию.

Возьмем в пример государственные аптеки. В целом по аптечным сетям по области прибыль растет, по отдельным государственным — снижается. Да, предпринимаются меры по повышению эффективности работы госаптек, но по уровню рентабельности они никогда не сравняются с частными, потому что выполняют социальную функцию. Мы проводили анализ: многие аптечные пункты не рентабельны, так как расположены в малонаселенных пунктах. Частник туда никогда не зайдет. Однако закрыть там аптечный пункт – значит оставить людей без лекарств. Не допустить подобной ситуации и является функцией государства. У ГУПов, которые ее выполняют, никогда не будет той маржинальности и рентабельности, как у частного бизнеса.

Еще пример - ГУП «Облкоммунсервис». У него восемь котельных, ГУП отапливает отдаленные населенные пункты. Это не Киров, не Кирово-Чепецк, а небольшие населенные пункты. Все понимают уровень дохода проживающих там людей, уровень собираемости платежей. На мой взгляд, когда кто-либо выражает мнение «хорошо-плохо, эффективно-неэффективно», нужно говорить о критериях и идее. У бизнеса это извлечение прибыли, а у государства другая, социальная идея.

- Что все-таки изменилось в системе управления госимуществом?

- Поменялся формат управления, и это происходит по всей стране. Сегодня задача органа по управлению имуществом не в продаже или в аренде немногочисленного государственного имущества, задача в другом – в формировании налоговой базы для имущественных налогов. Речь о земельном налоге, налоге на имущество физических лиц и налоге на имущество организаций в части офисно-торговых центров. Эти налоги уплачиваются от кадастровой стоимости, которая определяется путем периодического проведения государственной кадастровой оценки.

Ранее кадастровой оценке не уделялось должного внимания, более того, юридически была создана ситуация дублирования функций, при которой кадастровую оценку могли проводить как органы госласти, так и органы местного самоуправления. Соответственно, ни те, ни другие этого в необходимом объеме не делали, ссылаясь друг на друга, мол пусть другие делают, зачем нам лишняя работа, затраты.

Сейчас ситуация кардинально изменилась: новое правительство Кировской области со всей важностью относится к кадастровой оценке, сформирован и одобрен график проведения кадастровой оценки.

В 2017 году также поменялось и законодательство: если раньше кадастровую оценку производили рыночные оценщики, выигравшие соответствующий тендер, то согласно произошедшим изменениям кадастровую оценку теперь осуществляем специализированное областное учреждение (в нашем случае БТИ, которое переформатировано из ГУП в ГБУ).

Сама оценка происходит в два этапа. Первый – очень важный для бизнеса – сбор информации. Основная проблема сегодня - отсутствие полного объема сведений о недвижимости. По новым методическим указаниям кадастровая оценка проводится с учетом многообразия факторов, к примеру, расположения объекта и даже материала стен. Чем больше будет данных у учреждения, которое проводит оценку, тем правильнее будет определена кадастровая стоимость. Президент в прошлогоднем послании подчеркнул: кадастровая стоимость не должна быть выше рыночной. Чтобы это правило соблюдать, необходимо обладать знаниями об объекте. В учетных базах нет всей полноты информации, поэтому закон предусматривает для бизнеса возможность подавать ее в форме деклараций. Чем более полную информацию предоставит бизнес, тем точнее будет результат оценки, которая будет непосредственно осуществляться в рамках второго этапа определения кадастровой стоимости.

- На какой стадии работа по кадастровой оценке недвижимости в регионе?

- В прошлом году мы по этой двухэтапной системе (начали работать в 2017-м) оценили земли особо охраняемых территорий и объектов, а также собрали информацию по землям промышленности и объектам капитального строительства, и в текущем году по ним идет оценка. Новая кадастровая стоимость для земель промышленности и объектов капитального строительства начнет применяться с 1 января 2020 года. Одновременно в этом году идет сбор информацию по землям населенных пунктов, которые будут оценены в следующем году. Таким образом, к 1 января 2021 года основные категории недвижимости (земли промышленности, объекты капитального строительства, земли населенных пунктов, земли особо охраняемых территорий) будут оценены. Затем перейдем к землям сельхозназначения, водного и лесного фонда, тем самым к 2022 году полностью обновимся и выйдем на 3-летнюю периодичность актуализации кадастровой стоимости.

- В большинстве случаев плата будет выше или ниже?

- Плата будет справедливой. Президент, еще раз повторюсь, сказал: кадастровая стоимость не должна превышать рыночную. Есть вероятность, что в ряде случаев кадастровая стоимость повысится, но давайте посмотрим на ситуацию в целом и с учетом существующего положения дел. В Кирове работают торговые центры, где кадастровая стоимость составляет 13 или даже 9 тысяч рублей за кв. метр, в то время как рыночная – от 40 тысяч рублей. То есть налоги платятся не с реальной цены недвижимости, а с многократно меньшей. Более того, случаются ситуации, когда кадастровая стоимость двух соседних торговых объектов различается в разы – согласитесь, это не правильно и не справедливо, когда один собственник торгового объекта платит налог исходя из суммы в 9 тысяч рублей, а другой, расположенный по соседству, из суммы в два-три раза больше. Поэтому здесь важно соблюсти баланс и обеспечить справедливость по отношению ко всем собственникам. Также важно отметить, что имущественные налоги поступают в местный и региональный бюджеты. Это деньги, которые будут потрачены в регионе, то есть сам же местный бизнес их в итоге и заработает.

- В конце прошлого года вы говорили о том, что в ближайшее время «Корпорация развития Кировской области» получит пусть небольшую, но прибыль, хотя еще недавно организацию многие считали бесперспективной. С чем связан ваш оптимистичный прогноз?

- Проблема у корпорации возникла не в прошлом году, не в позапрошлом и даже не три года назад. Она возникла еще в 2010 году, буквально с момента создания. Дело в том, что создание востребованных промышленных парков и эффективных корпораций развития – это долгоиграющая история. В России лидер по развитию промпарков и зон развития — Республика Татарстан, однако, даже в ней есть промпарки, которые еще не вышли на операционную окупаемость, не говоря уже о возврате вложенных инвестиций или тем более о прибыли. При этом Татарстан начал заниматься данной тематикой намного раньше, в самом начале двухтысячных годов.

Более того, для динамичного развития таких зон и достижение похожего уровня нужен достаточный объем инвестиций. Объемы инвестиций в ОЭЗ «Алабуга», технополис «Химград», Иннополис, подчеркну – государственных инвестиций - это миллиарды и десятки миллиардов рублей, и годы постепенного вдумчивого развития вперед в рамках единой стратегии. При этом, очень важен общественный консенсус – люди, экспертное сообщество должны понимать зачем данные парки и зоны создаются, а также реально оценивать сроки и объем получения положительного результата.

В случае же с созданием промпарков в Кировской области ничего подобного не было – ни комплексной стратегии, ни необходимого объема средств на ее реализацию, ни реальных обсуждений с экспертным сообществом, ни адекватных сроков и ожидаемых результатов. Просто продекларировали цели, выделили денег, сколько смогли (и то почти все федеральные), потратили их, и стали ждать, когда случиться «чудо» - будет эффект. А когда чуда не случилось, стали со всех трибун призывать к ответу: куда потратили деньги и где эффект?!

А то, что при таком подходе, положительного эффекта скоро ожидать в принципе невозможно – все как-то забывают.

К тому, что сделано. Во-первых, так как нам пришлось работать с тем, что досталось в наследство, мы решили сосредоточиться не на глобальных вещах, а на текущей финансово-хозяйственной деятельности.

Проанализировали работу с промпарками и поняли, что три из пяти существуют на бумаге и сократили количество парковых зон.

В существующих объектах активизировали работу по привлечению резидентов и добились заполняемости корпусов. Активно начали переговорную и судебно-претензионную работу по дебиторской и кредиторской задолженности. Лицензировали и получили тариф на газовую котельную. Начали сокращать издержки, оформлять права на незарегистрированные объекты, доделывать недостроенное.

В результате выручка, как и чистая прибыль, пошли вверх. Если 2017 годумы закончили с показателем минус 40 млн рублей, то 2018 – с плюсом в 400 тысяч рублей. Понятно, что на фоне вложенных инвестиций прибыль в 400 тысяч не смотрится, однако, по сравнению с предыдущими показателями – это значительный рывок вперед, особенно учитывая, что Корпорацию изначально создали с неправильной моделью.

Обращаю внимание, что Корпорация не получает денег из бюджета. Они были тогда, в 2010 году. В 2015 году Корпорация самостоятельно взяла субсидию из федерального бюджета, которую нам сейчас придется вернуть, что мы в ближайшее время и сделаем.

Так что в условиях отсутствия прямых вливаний из бюджета, те результаты, которых мы достигли по итогам 2018 года, очень даже не плохи. Некоторые, правда, считают, что мы находимся в «критическом финансовом положении», но это конечно не так.

- Правильно понимаю, что сейчас упор делаете на два оставшихся промпарка— в Вятских Полянах и «Слободино»?

Да. В июле этого года в Вятских Полянах компания «Вятка Нобель-Сыр» планирует начать строительство молокозавода. В планах инвестора — запуститься к 1 января 2020 года. Современный завод строится быстро, тем более вся площадка подготовлена: до июля инфраструктурные объекты и внутренние дороги, необходимые для работы резидента, мы доделаем. При этом, в промпарке есть участки с готовой инфраструктурой, куда потенциально могут заходить инвесторы и строить корпуса самостоятельно. В настоящее время ведутся активные переговоры еще с несколькими резидентами, которые планируют построить корпуса своими силами. Один из проектов связан с производством травяных гранул.

В этом году начнем полноценно заполнять и промпарк «Слободино» в Юрьянском районе. Сейчас заканчиваем решать имущественные вопросы.

- Причина долгого запуска проекта — в них?

В 2014 году, когда первый раз подавали заявку на создание промпарка, был выбран неправильный имущественный подход к управлению. Надо было, как в случае с Вятскими Полянами: получив федеральные деньги, доводить их субсидией до Корпорации, чтобы она была заказчиком, а объекты — ее собственностью. Вместо этого решили финансировать из казны (строил областной УКС). В результате по выходу появились объекты госсобственности с юридическими ограничениями по целому ряду процедур, к примеру, по внесению имущества в уставной капитал.

Мы эту проблему решили: в конце февраля была определена управляющая компания (Корпорация) для доверительного управления промпарком.

Строительство «Слободино» велось в три этапа, третий завершен в марте 2018-го. При этом, только после завершение третьего этапа мы получили законченную инфраструктуру промпарка, так что все те, кто говорит, что строительство и ввод затянулись либо просто не владеют информацией, либо же намерено хотят выставить ситуацию в негативном свете. Далее, пока объект ввели, пока зарегистрировали права - на все нужно время. Сейчас многие говорят: «Резидентов в промпарке до сих пор нет». Мы юридически не могли в него никого завести. Только после выбора управляющей компании можем сказать: Корпорация начинает управлять инфраструктурой промпарка. На сегодняшний день уже есть несколько потенциальных резидентов, с которыми заключены предварительные соглашения. В этом году «Слободино» начнем заполнять полноценно.

- Каковы в такой ситуации перспективы дальнейшего развития государственных промпарков в Кировской области?

Сразу скажу – планы развиваться в направлении новых парков есть, но в проекты, по которым мы не понимаем ни времени создания, ни сроков окупаемости, ни конкретных резидентов, которым они понадобятся, мы входить точно не будем. Когда речь идет об использовании государственных, тем более федеральных средств, все должно быть предельно четко и конкретно. Сможем «приземлить» вопрос и создать действительно рабочую модель – будем подавать заявку.

- Какова ситуация с КРИКом, и как банкротство корпорации отразится на бюджете региона? Речь, в частности, о решении суда о взыскании в рамках субсидиарной ответственности 202 млн рублей с правительства, которые были ранее получены «Управлением по обеспечению топливом», и обязательств перед дольщиками.

- На ситуацию с долгом Управления топливом надо также смотреть с учетом всей предистории вопроса. Много лет назад, решили централизовать на областном уровне поставки муниципалитетам топлива, хотя это полномочия органов местного самоуправления в рамках 131-ФЗ. Для этого было создано казенное предприятие «Управление по обеспечению топливом». При этом, организационно-правовая форма казенного предприятия очень своеобразна - его нельзя обанкротить или ликвидировать, не погасив долги. То есть создали организацию, за которую – в случае чего – область ответит. Создали и при этом отправили в свободное коммерческое плавание, в результате которого у предприятия накопился огромный долг. Решили погасить за счет КРИКа, который занял для этих целей денег. Сейчас эти деньги, по решению суда будут возвращены из областного бюджета КРИКу.

Были в деятельности КРИКа и другие нюансы, которым сейчас правовую оценку дают правоохранительные органы. В целом вся эта история как с КРИКом так и с управлением топливом сформировалась в период с 2008 года по 2015, и сейчас пришла к логическому завершению.

По теме дольщиков «Вятки-Надыма» (дом на Гороховском).

Во-первых, КРИК не являлся застройщиком данного дома , а выступал риелтором (перекупщиком) при продаже квартир. Застройщиком являлось ООО «Вятка-Надым», соответственно дольщики относятся именно к этой компании.

Во-вторых, начиная с сентября 2017 года все счета КРИКа были арестованы судебными приставами и общество не имело возможности погасить свой долг перед данным застройщиком. Более того, имелось сводное исполнительное производство, по которому к моменту банкротства корпорации ее долг превысил полмиллиарда рублей. Это означает, что поступление любой суммы пропорционально распределяется между кредиторами, включенными в сводное исполнительное производство. Те же дольщики «Вятка-Надым» не раз заявляли: если бы правительство дало нам денег, можно было бы достроить дом. Не получилось бы, так как деньги поступили бы не «Вятке-Надыму», а пропорционально всем кредиторам.

В-третьих, по этой ситуации возбуждены уголовные дела. Есть основания полагать, что были совершены определенные преступные действия. Сейчас они рассматриваются в правоохранительной плоскости. Понимаю, что дольщикам от этого не легче, но на ситуацию всегда нужно постараться посмотреть объективно.

Кроме того, органы государственной власти в настоящее время в пределах своих полномочий и возможностей решают данную проблему и думаю в скором времени ситуация будет положительно разрешена.

В любом случае людей никто не бросит.

- Повышается ли интерес со стороны бизнеса к аренде или покупке объектов культурного наследия? К примеру, неоднократно искали инвестора для здания «Вятской кунсткамеры».

- Нет, на что тоже есть свои причины. Процедура работы с такими объектами очень трудоемкая и значительно более сложная чем с ремонтом или реконструкцией обычных зданий. Начиная с задания от органов охраны памятников, получения необходимых разрешений, экспертиз, согласований. У компании должна быть соответствующая лицензия на работу с объектами культурного наследия, которая не у всех компаний есть, что автоматически уменьшает количество потенциальных подрядчиков и увеличивает стоимость работ. В 2017 году поменялось и законодательство: раньше для работы с памятниками культуры предусматривалось получение лицензии на примерно 30 видов деятельности. Сейчас перечни работ укрупнили. Лицензии необходимо переоформлять, а это делается в Москве и сам процесс очень не быстрый.

У бизнеса возникает закономерный вопрос: зачем ввязываться в историю с этими памятниками? Для современных потребностей проще сделать здание из того же газобетона. И коммуникации к новым объектам проще протянуть, чем мучиться со старыми.

Максимум тот или иной объект исторического наследия может привлечь бизнес с точки зрения своего местоположения. Однако сам бизнес тоже должен быть в этом случае специфическим, которому важно находиться в историческом центре. Для многих видов бизнеса, к примеру, занятого в производстве или торговле, расположение в историческом памятнике или нет - не важно. Тем более, что многие процессы уходит в онлайн, а какая разница, где расположен склад?

- Недавно в регионе признан первый инвестпроект, полностью соответствующий критериям 51-ЗО, то есть масштабным инвестиционным проектом. Речь о строительстве молочно-животноводческого комплекса на 2400 голов в Малмыжском районе. Суть механизма — в передаче земли под реализацию инвестпроекта без торгов. Кому закон может быть интересен?

- Этот механизм появился в российском законодательстве с 1 марта 2015 года и уже активно применяется во многих регионах. Мы тоже соответствующую нормативную базу приняли, а сейчас начали ее фактическую реализацию. Потенциально инвестор может быть из любой сферы — от промышленного или сельхозпроизводства до строительства жилья. Однако землю без торгов направо и налево никто не отдаст, есть инвестиционные обязательства. Так, в случае предоставления участков под жилищное строительство инвестор должен построить всю социальную инфраструктуру по нормативам и передать в муниципальную собственность. То есть соблюсти баланс частных и публичных интересов.

Досье:

Артем Сергеевич Сурженко - министр имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области

Родился: 29 марта 1989 года в г. Кострома.

Образование: высшее. С отличием окончил Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова по специальности «Юриспруденция».

Карьера: 2007 – 2011 гг. - работа в коммерческих структурах Москвы; 2011 – 2014 гг. - работа в Минэкономразвития РФ; 2014 – 2016 гг.- работа в юридической компании Москвы; с ноября 2016 года – работа в коммерческих организациях Кировской области; с 29.09.2017 – министр государственного имущества Кировской области; с 22.11.2017 – наст. вр. - министр имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области.

Хобби: чтение.

- На что не жаль потратить деньги? - На путешествия.

- Что для Вас главное в жизни? - Движение вперед.

- Как вы воспринимаете критику в свой адрес? - Стараюсь конструктивно воспринять и меняться.

-Жизненное кредо: Лучше быть, чем казаться.

Анастасия Белова

a.a.belova@mail.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте