Уберизация рекрутмента: как технологии меняют сферу подбора персонала
«Уберизация» — термин, производный от названия компании Uber, обозначает явление, которое появилось за 2 года до основания известного сервиса такси. В науке оно известно как «экономика совместного потребления», «экономика свободного заработка» или «платформенная экономика», а сейчас — один из главных трендов построения бизнес-моделей.
Профессор Брюно Тебуль, автор книги «Уберизация: разорванная экономика», объясняет этот термин так: «Процесс, когда стартап при помощи цифровой платформы соединяет клиентов и предприятия». Первым подобным проектом стал сервис Airbnb, который соединил туристов и частных собственников жилья. А в 2010 году Uber позволил заказчикам общаться напрямую с частными водителями с помощью мобильного приложения.
Основные атрибуты «уберизованного» сервиса — минимальное количество посредников, использование цифровой платформы и рейтинговая система оценки качества. Зачастую единственным посредником и гарантом безопасности сделки выступает сама платформа. По оценкам PwC, сейчас объем этого рынка составляет около 15 млрд долларов, однако уже через десять лет достигнет 335 млрд.
Тренд затронул и сферу подбора персонала. Цель уберизации рекрутмента — обеспечить сотрудничество работодателя, который по какой-то причине не может осуществлять подбор самостоятельно, с частными профильными рекрутерами. Посредником выступает платформа, которая представляет собой каталог проверенных заявок работодателей и профайлов рекрутеров и регламентирует процесс взаимодействия сторон.
Работа по подбору проходит в режиме аукциона: рекрутеры предлагают кандидатов, а деньги получает тот, чей кандидат займет предлагаемую должность. Благодаря этому заявки могут закрываться очень быстро и выручать работодателя в случаях, если в штате нет собственного рекрутера, нужен узкий специалист, слишком много/мало откликов на вакансию, нужны сотрудники в другом городе.
Первым сервисом, который позволил работодателю выйти напрямую к рекрутеру для сотрудничества в безопасных условиях, стала американская платформа BountyJobs. Проект на рынке более 10 лет и является основным провайдером при поиске персонала для ⅓ компаний из списка Fortune 500. Примеры других зарубежных сервисов по подбору: recruitifi.com, thejobpost.co.uk, hired.com, talentory.com.
Чтобы понимать, насколько актуален тренд для России, достаточно увидеть итоги развития рынка услуг в области подбора в 2013-2014 году по результатам исследования MAGRAM MR. Рынок платных услуг по подбору персонала в 2014 году по сравнению с 2013-м сократился на 13% и составил 12 837 млрд руб. Сильнее всего кризис сказался на средних компаниях с оборотом до 75 млн рублей, оборот рынка крупных компаний снизился в среднем на 10%.
Если же посмотреть на спрос, то общее количество вакансий в 2014 году — 251 173, что на 11% выше по сравнению с 2013 годом, а число закрытых вакансий ниже на 17%. При этом средняя стоимость закрытой вакансии выросла почти на 60% за счет крупных и средних компаний и составила 251 567 рублей в крупных, 124 472 рубля в средних и 32 693 рубля в мелких компаниях.
Такая ситуация на фоне общего падения рынка платных услуг демонстрирует потребность в новых решениях для подбора и оценки персонала, позволяющих делать больше в рамках минимальных бюджетов.
Как раз таким решением может стать приход в Россию мирового тренда уберизации, от которого мы объективно отстаем на 3—5 лет. На данный момент на российском рынке есть всего несколько крупных игроков, среди которых, например, проект HRspace от HeadHunter.
На HRspace работодатели определяют бюджет на подбор персонала и сами устанавливают размер вознаграждения рекрутеру. С одной стороны, это позволяет работодателям оптимизировать затраты на услуги кадровых агентств и при этом быстро закрывать вакансию. С другой стороны, частным рекрутерам и кадровым агентствам платформа открывает выход к клиентам, у которых есть потребность в
сотрудниках, но нет возможности искать их самостоятельно, в том числе к крупным заказчикам и компаниям в других городах.
Вариант оплаты услуг рекрутера работодатель выбирает сам в момент создания заявки:
— 100% после выхода сотрудника на работу;
— 100% по завершении гарантийного периода;
— 30% после выхода сотрудника и 70% по завершении гарантийного периода.
Длительность гарантийного периода определяет работодатель. Обычно он составляет от 1 до 3 месяцев, в зависимости от профиля специалистов.
Роль HRspace в том, чтобы следить за безопасностью сделки и обеспечивать весь документооборот: работодателям предоставляются все закрывающие документы, а рекрутерам — платежные. Комиссия сервиса составляет 20%, ее оплачивает работодатель. А если вакансия остается незакрытой, ему возвращают 95% стоимости заявки.
«Мы находимся в самом начале пути, и наша цель на данном этапе — создать отличную платформу, пусть и в ущерб финансовым интересам. Поэтому, в отличие от западных сервисов, мы не берем денег с исполнителей или за доступ к сервису», — отмечает руководитель проекта HRspace Роман Ефимов.
Эксперты в области подбора солидарны в том, что за подобными проектами будущее, так как они меняют мир рекрутинга к лучшему, делая его более цивилизованным и комфортным для всех участников.