Украина движется к банкротству
Известный политолог Михаил Погребинский любим журналистской братией, можно сказать, он нарасхват. Пока мы разговаривали – ему как минимум пять раз позвонили с просьбами об интервью, об участии в той или иной программе того или иного центрального канала. На худой конец – получить комментарий по телефону. Так что «Бизнес Новостям» однозначно повезло получить полноценное интервью от директора Киевского центра политических исследований и конфликтологии.
Как Украина удивила мир
Всю минувшую неделю российская, украинская и мировая общественность активно обсуждали переговоры президента Украины Петра Порошенко с директором-распорядителем Международного фонда Кристин Лагард. Дефолта в Украине не будет, а третий транш по программе сотрудничества МВФ Украина, скорее всего, получит без проволочек. Так комментируют украинские СМИ итоги переговоров. Логично было именно с этого и начать разговор.
- Михаил Борисович! Лагард выразила удовлетворение темпом реформ действующего правительства Украины. Неужели и впрямь столь выдающиеся успехи у страны на экономическом поприще?
- Она высказалась еще более радикально – не просто удовлетворена, она «впечатлена», «Украина удивила мир» и тому подобная чепуха. Комментаторы уже вдоволь поиздевались над нелепостью высказываний госпожи директора-распорядителя. Но не стоит думать, что она настолько глупа и некомпетентна. Ее заявления - всего лишь дань политической целесообразности – решение о выделении Украине третьего транша МВФ принято на политическом уровне, и не секрет, что первую скрипку в принятии подобных решений играют США. Следовательно, необходимо как-то оправдать это решение, принятое вопреки правилам Фонда не выдавать кредиты воюющей стране. Вот и звучат слова о невероятных успехах реформ.
На самом деле единственное, что можно (правда, не без колебаний) назвать успехом – так это то, что покуда удалось остановить падение гривны. Но спад экономики не прекратился и может усилиться в случае полной дестабилизации торговых отношений с Российской Федерацией с 1 января 2016 года, в связи с угрозой введения заградительных пошлин и прекращения импорта украинской сельхозпродукции в Россию. Данные факторы учитываются западными рейтинговыми агентствами, которые выставили Украине дефолтный рейтинг. По прогнозу МВФ ожидается сокращение ВВП Украины на 9%, что никак не вяжется с намеками Лагард на то, что Украина преодолела спад в экономике. По прогнозу правительства к концу 2015 года объем госдолга Украины может составить 91,1% ВВП, а Нацбанк Украины ожидает еще большую цифру - 95% от ВВП. Официально озвученная доля теневой экономики составляет 47%. Наблюдается сокращение деловой активности. Налоговая система не реформирована… По информации министерства финансов Украина потеряла 20% объема своей экономики. На этом фоне реляции премьера о сокращении дефицита государственного бюджета и уровня долгов Украины – выглядят крайне неубедительно.
- А правительство Украины себе не отдает в этом отчет?
- В украинском правительстве, видимо, не понимают, что достигнутые соглашения с частными кредиторами свидетельствуют о том, что Украина неплатежеспособна, что она не в состоянии обслуживать свои долги. Да и в договоренности с «частниками» последняя точка пока не поставлена.
Еще более серьезный урон имиджу Украины как надежного заемщика может нанести отказ от уплаты России 3 млрд долларов кредита, полученного при прежней власти. Вряд ли все это будет способствовать притоку иностранных инвестиций. Да и один только факт продолжения вооруженного конфликта на Донбассе делает невозможным приход серьезных инвесторов в страну. В «лучшем» случае, придут аферисты и спекулянты. Рейтинговое агентство S&P не пересмотрело негативный прогноз по Украине, поскольку сохраняются напряженные отношения между Киевом и Москвой, а в конце декабря истекает срок выплаты по облигациям, которые Россия выкупила у Украины в 2013 году. Возможно, украинское правительство и хотело бы погасить долг перед Россией, но денег нет. Их нет даже на оплату российского газа по сниженной цене в ситуации, когда подготовка к отопительному сезону провалена.
- Банкротство неизбежно?
- Да, Украина по-прежнему движется к банкротству, и действующая власть своей политикой лишь ускоряет это движение.
- Петр Порошенко заявил, что две трети украинцев поддерживают децентрализацию. Верховная Рада проголосовала за постановление о направлении в Конституционный суд президентского законопроекта о внесении изменений в Основной закон страны. Будут ли внесены эти изменения? И что вообще лежит в основе этих разговоров о децентрализации?
- Большая часть того, что декларирует Петр Порошенко продиктовано соображениями пиара. Раз Порошенко вносит в Конституцию «децентрализацию», следовательно, нужно, чтобы его поддерживало большинство, вот оно его по его же словам и поддерживает. Одновременно, по словам Порошенко, около 90% граждан выступает против федерализации. А вы спросите у этих граждан - в чем разница между «децентрализацией» и «федерализацией». Даже наши депутаты и эксперты путаются, что уже говорить о рядовых гражданах. Конечно, они не смогут ответить на этот вопрос.
Что касается предложений по Порошенко «децентрализации», за которые в первом чтении проголосовала Верховная Рада, то большинство знакомых мне экспертов считают, что нет никакого смысла ее обсуждать, так как она не наберет необходимые 300 голосов во втором чтении. А если настаивать, все-таки есть в проекте Порошенко реальная децентрализация или нет, чаще всего ответ компетентных экспертов будет примерно такой: имитация есть, ибо Запад требует реформу, реальной децентрализации – нет! И слава Богу, что она не будет реализована, так как способна привести к управленческому хаосу покруче того, что имеем сегодня. Стоит отметить, что я себя к числу компетентных экспертов в данной теме не отношу!
Без России - тупик
- Ход реформ в Украине - правильно ли выбрано направление? Как бы Вы оценили происходящее в стране?
- Правящая команда никакие реформы провести не в состоянии. Бессмысленные разговоры о том, что «война - войной, а реформы проведем» не выдерживают испытания реальностью. Во-первых, нужно прекратить войну, во-вторых, нужно восстановить управляемость финансово-экономическими процессами и, как минимум, остановить экономическую деградацию. Никакие реформы (за редкими исключениями) провести без денег невозможно, а пока воюем с Донбассом и обзываем РФ страной-агрессором деньги не появятся, разве что от международных финансовых институтов для удержания этой власти на плаву и избежания дефолта. Убежден - без восстановления нормальных отношений с РФ выбраться из тупика невозможно. А именно с этим не может смириться нынешняя украинская власть, продолжая загонять финансы в дефолт, а экономику в тупик.
- Недавние стычки на Майдане показали, что в Украине нет ясного пути развития страны. Сможет ли Порошенко удержать ситуацию и не допустить дальнейшего раскола?
- Ясный путь у нынешней власти есть: Украина должна стать страной постоянно враждебной России, вступить в ЕС и НАТО. Но я убежден, что это путь в тупик. И не только потому, что вступление в ЕС даже в среднесрочной перспективе нереально, как, впрочем, и в НАТО – прежде всего из-за позиции Старой Европы, которая ищет пути вернуться к нормальным отношениям с Россией. Думаю, в такой эволюции Украины не заинтересован Евросоюз, который будет толкать Украину к урегулированию отношений с РФ. Для ЕС брать на иждивение такую большую страну слишком накладно, особенно в нынешней непростой ситуации, в которой оказался сам Евросоюз.
Порошенко же в данный момент постепенно теряет общественную поддержку, которую имел сразу после прихода к власти. К концу года, как мне кажется, его поддержка сравняется с поддержкой премьера Яценюка, которая уже неразличима на фоне погрешности опросов, может 2-3% еще его поддерживают, но не больше.
- Значит, ожидать «нового раскола»?
- Никакого нового раскола не будет. Как был раскол политических ориентаций по линии Запад+Центр против Восток+Юг, так и остался, но уход Крыма и пока виртуальное отделение Донбасса сместило соотношение в пользу Запад-Центра, что дает возможность Киеву рассчитывать на воспроизводства в парламенте большинства в той или иной мере антироссийского. Именно поэтому мой «шкурный» интерес – сохранить Донбасс в составе Украины, конечно, на правах автономии. Тогда есть шанс со временем восстановить баланс между Западом и Востоком страны и сохранить уникальность Украины как бикультурного государства, в котором комфортно жить украино- и русско-культурным людям. Боюсь, что это становится все более утопическим.
- Одесса стала своего рода экспериментальной площадкой, куда привлечены "эффективные менеджеры" из сопредельных государств. Ждет ли успех такой сценарий?
- Конечно, никаких эффективных менеджеров привлечь в команду Саакашвили пока не удалось. В Грузии у него была довольно сильная команда, здесь только Эка Згуладзе – зам. министра внутренних дел. Сейчас он отвечает за полицейскую реформу.
Возможен ли успех в Одессе? Нет однозначного ответа. Кое-что вполне может получиться. Ну, например, можно добиться решительного улучшения качества обеспечения одесситов административными услугами. Вот-вот откроется центр, где по примеру Грузии можно будет получить необходимые справки «как-только - так сразу». Посмотрим, насколько успешным будет этот опыт.
- Вы о «едином окне»? Многие регионы этот опыт воплощают в жизнь сейчас.
- Может только сейчас. И то с пробуксовкой. Почему многие годы у нас говорили о «едином окне», и так и ничего из этого не выходило? Думаю, из-за сопротивления бюрократии, заинтересованной снимать коррупционную мзду с каждой справки. У Саакашвили нет никаких одесских связей и обязательств. Ему плевать на то, что чиновники будут жить «на одну зарплату», он сам получает финансовую поддержку от американцев, да и вообще, может «играть по-крупному». Есть, правда, одна проблема, которую Саакашвили решить не сможет – отсутствие государственного реестра собственности. Чтобы продать машину в Вильнюсе достаточно прийти в контору с покупателем и паспортами. Ни одной бумажки там не нужно – все есть в реестре. За полчаса можно продать-купить машину! В Одессе этого сделать нельзя, так как реестр отсутствует. Причем в том, чтобы он отсутствовал и далее заинтересованы сильные мира сего – от нашего президента до районного прокурора.
— Кто является инициатором конфликта между Саакашвили и премьером Яценюком — Порошенко или США?
- Американским кураторам украинского режима это не нужно. Они могут просто дать указание, не разворачивая драматичные сценарии. Причина этих событий в том, что есть заинтересованные люди, которые хотели бы избавиться от премьера. Они подогревают эмоционального Михаила Саакашвили и раскручивают ход событий по желаемому сценарию. У Яценюка очень много врагов, в том числе и Порошенко. Но сам он не готов выступить инициатором отставки премьера, поскольку тот до сих пор пользуется поддержкой американского посольства. Вероятно, всю эту ситуацию организовали те, кто хотел услужить Порошенко. А самого Саакашвили можно использовать и «в темную». Использовав его темперамент, ему подали в определенном ключе некую информацию, которую он тут же выдал в публичное пространство.
- Опыт вице-губернаторства Марии Гайдар в Кировской области вызывает неоднозначные оценки. Получится ли у нее, на ваш взгляд, в нынешней должности в команде Саакашвили работать эффективно и профессионально?
- Никто всерьез не рассчитывает на Марию Гайдар – она нужна была Саакашвили ради своей фамилии – вот, мол, какие у меня кадры. И Москве – кукиш в кармане, и наши «либералы» довольны будут. Действует она исключительно по МВФскому шаблону, не думаю, что в такой тяжелой сфере как социалка можно ожидать прорыва, даже, если бы Мария была семи пядей во лбу.
Антонина Тихомирова
teleglaz-73@yandex.ru
Досье:
Погребинский Михаил Борисович - родился 7 декабря 1946 г. в Киеве. Политолог, с 1993 года является директором Киевского центра политических исследований и конфликтологии.
Образование и карьера: Окончил физический факультет Киевского университета.
С 1989 года являлся советником в многочисленных избирательных кампаниях.
С 1998 по 2003 годы был депутатом Киевского горсовета, членом Киевского горисполкома, помощником заместителя Председателя Верховного Совета Украины, членом Совета экспертов по внутренней политике при президенте Леониде Кучме.
В 1998—2000 году был советником премьер-министра Украины Валерия Пустовойтенко.
В 2004 году являлся советником в избирательном штабе кандидата в президенты Виктора Януковича.
В 2012—2014 годах активно сотрудничал с общественным движением «Украинский выбор».
Придерживается либерально-консервативных взглядов, выступает за многополярный мир, агностик.
Семейное положение: Женат. Есть дочь.