Умирать, так в костюме клоуна
Жизнь прекрасна, когда третью неделю подряд театры радуют нас премьерами. На прошлой неделе все снова пошли в драмтеатр. Там давали спектакль именно с таким названием - «Жизнь прекрасна»: о любви, счастье, чувстве юмора, похоронах и войне. Не всего, правда, было в достатке.
Пьеса современного американского сценариста Фредерика Строппеля «Из жизни ископаемых» была знакома артистам театра еще с весны – они читали ее на публике в рамках специального проекта. Потом было решено раздать новеллы этого произведения четырем разным режиссерам и «склеить» получившиеся элементы в один спектакль.
Название получившегося творения – «Жизнь прекрасна» - предполагало наличие большого количества счастья на сцене и в жизни героев. Все они, в основном, люди пожилые, и наши режиссеры пытались показать, что именно в этом возрасте, когда ты свободен и у тебя нет страхов, жизнь становится более веселой и беззаботной. Получилось не совсем то.
Да, герои американских пьес (их ментальность прочитывается с первых фраз) веселы, красиво одеты, имеют неплохие запасы денежных средств, но не так уж беззаботны. Вот, к примеру героиня одной из историй приходит на могилу к своему бывшему мужу, чтобы познакомить его со своим нынешним женихом. И если сначала она просто представляла памятнику своего нового избранника (что выглядело весьма забавно), то потом устроила целый скандал на тему того, каким бездарным был ее муж. Спокойный сон еще одной пожилой пары нарушает молодая соседка, у которой в постели умер любовник. А в другой новелле альфонс смог уговорить женщину переписать на него машину и дом. Все эти истории сильно похожи друг на друга и не очень смешны. Американское чувство юмора отличается от нашего: далеко не каждому русскому покажется смешным то, что Чарли похоронили в костюме клоуна, или история о том, как два пенсионера ввиду того, что оба больны маразмом, забыли, что они разведены и все еще считали себя парой.
Но одна из новелл стоит особняком и стоит того, чтобы из-за нее смотреть весь спектакль. Встретились в кафе двое – одному 91, второму 95. Им уже почти ничего не нужно: газету бы почитать и пирожные съесть. Только вот кажется Самуилу, что где-то он видел своего случайного соседа немца Пола. Оказалось, это было в начале 40-х в Кракове, а потом в Освенциме. Вспомнилось вдруг, кто убил его мать, а потом и сестру. «Это же был приказ», - говорит Пол в ответ. Сколько же импульсивных мыслей было у Самуила тогда, в те далекие военные годы, как он наверняка мечтал о мести. И что он может сейчас – в свои 91? И зачем? В итоге его мама, которая говорила, что жизнь несправедлива и жизнь прекрасна, оказалась права.
Подготовила Елена Окатьева
Lena.okatieva@yandex.ru