Урбанистический баланс

19.08.2018 20:12:00 1621 0

Об итогах Московского урбанистического форума рассказывает Алексей Костин, директор института гуманитарных и социальных наук ВятГУ.

У Кирова есть примерно пять лет на то, чтобы серьезно преобразиться. После прошедшего Московского урбанистического форума и накануне предстоящего форума в нашем городе вдохновения для этого более чем достаточно. Но хватит ли на все времени и возможностей, рассуждает Алексей Костин, директор института гуманитарных и социальных наук ВятГУ.

- Алексей Александрович, что больше всего впечатлило вас на Московском урбанистическом форуме?

— Прежде всего, сам уровень мероприятия. Я ожидал, что будет что-то типа рабочего совещания, где специалисты обсудят вопросы узкой направленности. Но в Москву приехали яркие урбанисты мирового уровня. Они подчеркнули и высокий уровень форума, и то, как развилась за последние годы сама наша столица. И я с ними согласен. Обычно о жизни в мегаполисе говорят как об очень стрессовой. Еще недавно все воспринимали Москву, как город, в котором люди всегда бегут, толкаются, и выживает только сильнейший. Теперь там таких джунглей нет.

Начнем с того, что сам форум проходил в центре Москвы, в парке «Зарядье». А это лицо города. То есть лучший пример урбанизации был у нас перед глазами. При этом Москва развивает не только центр. Сегодня там создано множество парковых зон, где не только мамочки гуляют с колясками, но и молодежи, и пенсионерам всегда есть место. Меня впечатлило, например, то, что Москва решает проблему пробок за счет отказа от личного транспорта. Конечно, сначала это многими воспринималось в штыки. Но когда человек понимает, что он быстро и с комфортом доедет до нужного места на общественном транспорте, что ему не надо будет никуда бежать, чтобы пересесть и успеть на автобус, что ему не нужно волноваться о том, где припарковать свой автомобиль, что на остановках есть четкое расписание и можно подзарядить свои гаджеты, он делает выбор не в пользу машины. А на освободившихся от транспорта пространствах создаются пешеходные и рекреационные зоны. Порадовало и то, как Москва работает с застройщиками. Строители там продают не только квартиру, но и благоустроенное пространство вокруг дома. Этому нам стоит поучиться.

- Какие приводились примеры развития городов из других стран?

— Возьмем Амстердам. Нам показали фотографии этого города 80-х годов. На них стоит полиция со щитами, а молодежь устраивает социальные протесты и борется за свои права. Но потом в Голландии пришли к выводу, что социальные протесты связаны не столько с отсутствием хорошего заработка, сколько с невозможностью для человека реализовать свои желания. Поэтому современный Амстердам другой. На сегодняшних его фотографиях можно видеть парки, фонтаны, кафешки и творческие мастерские. Это подается как результат создания творческих пространств. Для этого были задействованы бывшие промзоны. Проведена их реновация, установлено новое оборудование и интернет. Теперь люди творческих профессий могут там работать. Может быть, они не создают конкретный продукт, но предлагают свои услуги. Занимаются, например, дизайном, мультипликацией. И при этом у них больше не появляется желания бороться за свои права. В социальном плане это дает спокойствие. У нас, к примеру, тоже много промышленных площадей, которые, к сожалению, пока используются для других целей.

- То есть акцент в дискуссиях делался на развитие крупных городов?

— Да, центральной темой было развитие мегаполиса, такого, как Москва, например. Но на форум приехали представители и регионов, и более малых городов. И они поднимали вопросы, актуальные и для нас. Так, всем известно, что XX век считается этапом активной урбанизации. Сейчас же, в наше время, ее темпы особенно высоки. Приводились в пример города Южного полушария (Индии, Юго-Восточной Азии). Там население так же, как и везде, перебирается в мегаполисы. Но при этом сильна социальная дифференциация между богатыми жителями и бедными. Многие не могут найти работу и вынуждены жить в том самом мегаполисе в бедных кварталах. В Москве же это не так сильно заметно: люди всегда находят работу, вливаются в жизнь города. А что касается таких небольших городов, как Киров, то нам, по мнению урбанистов, не стоит переживать из-за оттока населения, поскольку у нас происходит своя внутренняя миграция — в тот же Киров, например, люди едут из деревень и небольших поселений.

- У нас недавно был определен конкретный срок важных изменений для города — 2024 год. Предполагается, что к этому времени будут решены проблемы с ливневой канализацией, проводами, дорогами, парками и т.д. Это реально, на ваш взгляд?

— Мы рассматриваем пятилетний период. В Москве при ее возможностях ощутимые результаты были достигнуты за последние семь лет. Конечно, мы не сможем достичь тех же стандартов и высот. Пять лет — срок небольшой, но это и не оправдание для того, чтобы ничего не делать. За это время можно попытаться достичь серьезных преобразований. Многое будет зависеть от политической воли руководства. Я не хочу никого хвалить или ругать, но, например, дороги в последнее время в городе стали ощутимо лучше. И делаются они более качественно: сначала наносится жесткое покрытие, потом сверху кладется слой асфальта, который обеспечивает, насколько я знаю, лучшее сцепление с шинами и водоотведение. Чувствуется, что во главе города появилось руководство, которое хочет достичь результата. Если эта энергия никуда не уйдет и люди, которые сегодня занимаются этими вопросами, будут и дальше стремиться к тем же целям, я думаю, что результат появится. Конечно, очень важна работа по привлечению инвесторов. Надеяться только на государственные субсидии я бы не стал. Нужно подключать и население. У нас уже есть успешные примеры подобного сотрудничества — недавно, например, открылась спортивная площадка в парке у Дворца-Мемориала. Люди потратили свои средства и время для этого. Власть должна поощрять подобные шаги.

На форуме говорилось о таком термине, как «соучаствующее проектирование» - об участии жителей в реализующихся городских проектах. Пока, к сожалению, у нас подобная практика сводится к галочке. Разрабатывается проект, проводятся встречи с населением. Но чаще всего это делается только потому, что надо, а не для того, чтобы население действительно включилось в работу. В этом вопросе нужен баланс между властью, которая должна определять направления для развития, бизнесом, готовым вкладывать деньги не в ущерб своим интересам, и населением, которое живет в городе.

- Какие есть механизмы, чтобы это реализовать? Можете рассказать конкретно?

— Использовать стандарты, которые применяются в Москве или других городах. Например, стоит начать более жестко и требовательно относиться к застройщикам. Нужен новый регламент, который обяжет строительные компании не только «втыкать» высотку на паре свободных квадратных метров земли, но и обустраивать пространство вокруг нее. Пусть это будет хорошая продуманная парковка, детская площадка, зона отдыха. Да, застройщик скажет, что это приведет к увеличению стоимости жилья. Но у нас есть люди и с достатком выше среднего. Это позволит покупателю голосовать рублем. Люди будут стремиться переселиться в более удобный дом с более интересным пространством вокруг него. Со временем это создаст стандарт, которого будут придерживаться остальные компании.

- Что нужно изменить в Кирове в вопросах организации общественного транспорта?

— Здесь, конечно, не может быть резких и необдуманных решений, как то: закрытие автомобильной улицы просто ради того, чтобы там появилась пешеходная зона. Вначале нужно создать условия для того, чтобы автомобилисты добровольно отказывались от личного автотранспорта. Да, сейчас у нас в городе есть электронное табло на многих остановках, мобильное приложение, в котором человек может посмотреть, где идет его автобус или троллейбус. Это уже хороший задел. Но когда появятся смарт-остановки, которые будут теплыми в зимний период, когда будут установлены ограждения на мостах (сейчас попробуйте перейти их в дождь?), когда на остановках можно будет зарядить телефоны, когда будет налажено взаимодействие между различными маршрутами по разным видам транспорта, тогда все начнет меняться.

- Недавно появилась информация, что скоро у нас начнет действовать городская электричка...

— Да, это хорошо, но пока лишь между ж/д вокзалом и станцией Поздино. Железнодорожная линия, разрезающая наш город на две части, создаёт серьёзную транспортную проблему. И когда жители спальных районов пытаются добраться до исторической части города, они всегда стоят в пробках на путепроводах (на улицах Воровского, Щорса, Московской). Конечно, строительство новых мостов — дело недешевое. Но можно, например, организовать электричку в более интересном формате, связав, север и юг города. Конечно, при этом надо продумать вопрос парковки для тех, кто приезжает на работу из пригорода. А сама электричка должна быть современной и комфортной, чтобы было желание ездить на ней. В нашем случае важно также сообщение между Кировом, Слободским и Кирово-Чепецком. Река Вятка течет извилисто, мостов не хватает. При этом соседние города расположены напрямую очень близко друг к другу. И там тоже есть железнодорожные пути. Почему бы тогда и между Кировом и ними не организовать городскую электричку?

- Вы говорили также и о том, что необходим новый мост через реку, чтобы связать Кирово-Чепецк и Слободской напрямую.

- Это решение должны принимать не городские, а региональные власти. Конечно, к этому надо стремиться для развития «кировской агомерации». Но, скорее всего, за пять лет этот вопрос вряд ли удастся решить. Однако и за такой короткий срок часть преобразований можно провести, развивая государственно-частное партнерство.

- Что касается пятилетнего срока... Недавно к нам в Киров приезжал известный дизайнер Эркен Кагаров. Он был у нас и пять лет назад, и говорил тогда то же самое — нужно убирать пестрящую рекламу с улиц и домов. И если бы пять лет назад власти прислушались к его советам, многое бы изменилось уже сегодня.

— Я бы не сказал, что с того времени ничего не изменилось. Рекламой тогда были завешаны многие дома и кварталы без всякого контроля. Согласен, что в мегаполисах все уже намного спокойнее и цивилизованнее. Но, например, на подъездах к городам еще часто висят крупные разноцветные баннеры и билборды, подчас электронные. И, возможно, это неплохо: они создают впечатление яркого и энергичного города.

- Направления развития города сегодня должен определять урбанист. Этот термин уже практически вошел в наш обиход. Но что это за профессия и где ее получить? Поясните с точки зрения науки.

— Урбанистика — междисциплинарная сфера знаний. Перечень специальностей, которые входят в этот блок, очень большой: культурологи и социологи, историки и политологи, дизайнеры и архитекторы. Без экологов сейчас никак нельзя определить будущее развитие города. Понятно, что экономическая составляющая является базовой, юридическая дисциплина также нужна, потому что мы живем в рамках правового поля. И по сути, когда мы в ВятГУ создаем проектную команду для решения той или иной урбанистической задачи, мы берем студентов и специалистов с самых разных факультетов.

- То есть можно не опасаться того, что гуманитарии в скором времени не будут востребованы? Пока в актуальных списках специалистов будущего значится больше технических профессий.

— Смотря что вкладывать в понятие «гуманитарий». Если имеется в виду классическое образование, например, историка, которое получил я, то, конечно, оно недостаточно востребовано. А гуманитарии в современном мире и по атласу новых профессий — это те специалисты, которые способны нестандартно, креативно мыслить. Так что речь нужно вести, скорее, об обратном: в связи с автоматизацией и роботизацией ряд технических профессий вытесняется машинами. А творческое, где машину еще не научили действовать как человека, никуда не уйдет. Поэтому хороший специалист сегодня должен соединять в себе разные знания и навыки: и IT-компетенции, и гуманитарные способности. Будущее за соединением этих двух направлений. Меняется мир, меняются требования к человеку, и с одним базовым образованием, закончив университет в 25 лет, уже не прожить. Нужно постоянно приобретать новые навыки и компетенции.

Костин Алексей Александрович, директор института гуманитарных и социальных наук ВятГУ.

Образование: Вятский государственный педагогический университет, исторический факультет; Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, магистр политологии.

Дата рождения: 17 марта 1977 года.

Семейное положение: Женат, двое детей.

Карьера:

- с 1999 — работа на кафедре всеобщей истории ВятГГУ: ассистент, старший преподаватель, доцент;

- с 2010 по 2016 годы — заведующий кафедры всеобщей истории ВятГГУ;

- с 2016 года - директор института гуманитарных и социальных наук ВятГУ.

Опросник Марселя Пруста:

Ваш любимый литературный герой? Доктор Ватсон.

Где вам хотелось бы жить? В своем городе. Бежать с одного места на более теплое и хорошее — путь слабого человека. Лучше изменить условия окружающей среды под свои интересы.

Способность, которой вам хотелось бы обладать? Хотелось бы владеть IT-компетенциями, а также иметь более жесткий характер и волю.

Ваш девиз? Я стараюсь быть оптимистом в любой ситуации, во всём нужно находить плюсы.

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте