Урбанистический баланс
Об итогах Московского урбанистического форума рассказывает Алексей Костин, директор института гуманитарных и социальных наук ВятГУ.
У Кирова есть примерно пять лет на то, чтобы серьезно преобразиться. После прошедшего Московского урбанистического форума и накануне предстоящего форума в нашем городе вдохновения для этого более чем достаточно. Но хватит ли на все времени и возможностей, рассуждает Алексей Костин, директор института гуманитарных и социальных наук ВятГУ.
- Алексей Александрович, что больше всего впечатлило вас на Московском урбанистическом форуме?
— Прежде всего, сам уровень мероприятия. Я ожидал, что будет что-то типа рабочего совещания, где специалисты обсудят вопросы узкой направленности. Но в Москву приехали яркие урбанисты мирового уровня. Они подчеркнули и высокий уровень форума, и то, как развилась за последние годы сама наша столица. И я с ними согласен. Обычно о жизни в мегаполисе говорят как об очень стрессовой. Еще недавно все воспринимали Москву, как город, в котором люди всегда бегут, толкаются, и выживает только сильнейший. Теперь там таких джунглей нет.
Начнем с того, что сам форум проходил в центре Москвы, в парке «Зарядье». А это лицо города. То есть лучший пример урбанизации был у нас перед глазами. При этом Москва развивает не только центр. Сегодня там создано множество парковых зон, где не только мамочки гуляют с колясками, но и молодежи, и пенсионерам всегда есть место. Меня впечатлило, например, то, что Москва решает проблему пробок за счет отказа от личного транспорта. Конечно, сначала это многими воспринималось в штыки. Но когда человек понимает, что он быстро и с комфортом доедет до нужного места на общественном транспорте, что ему не надо будет никуда бежать, чтобы пересесть и успеть на автобус, что ему не нужно волноваться о том, где припарковать свой автомобиль, что на остановках есть четкое расписание и можно подзарядить свои гаджеты, он делает выбор не в пользу машины. А на освободившихся от транспорта пространствах создаются пешеходные и рекреационные зоны. Порадовало и то, как Москва работает с застройщиками. Строители там продают не только квартиру, но и благоустроенное пространство вокруг дома. Этому нам стоит поучиться.
- Какие приводились примеры развития городов из других стран?
— Возьмем Амстердам. Нам показали фотографии этого города 80-х годов. На них стоит полиция со щитами, а молодежь устраивает социальные протесты и борется за свои права. Но потом в Голландии пришли к выводу, что социальные протесты связаны не столько с отсутствием хорошего заработка, сколько с невозможностью для человека реализовать свои желания. Поэтому современный Амстердам другой. На сегодняшних его фотографиях можно видеть парки, фонтаны, кафешки и творческие мастерские. Это подается как результат создания творческих пространств. Для этого были задействованы бывшие промзоны. Проведена их реновация, установлено новое оборудование и интернет. Теперь люди творческих профессий могут там работать. Может быть, они не создают конкретный продукт, но предлагают свои услуги. Занимаются, например, дизайном, мультипликацией. И при этом у них больше не появляется желания бороться за свои права. В социальном плане это дает спокойствие. У нас, к примеру, тоже много промышленных площадей, которые, к сожалению, пока используются для других целей.
- То есть акцент в дискуссиях делался на развитие крупных городов?
— Да, центральной темой было развитие мегаполиса, такого, как Москва, например. Но на форум приехали представители и регионов, и более малых городов. И они поднимали вопросы, актуальные и для нас. Так, всем известно, что XX век считается этапом активной урбанизации. Сейчас же, в наше время, ее темпы особенно высоки. Приводились в пример города Южного полушария (Индии, Юго-Восточной Азии). Там население так же, как и везде, перебирается в мегаполисы. Но при этом сильна социальная дифференциация между богатыми жителями и бедными. Многие не могут найти работу и вынуждены жить в том самом мегаполисе в бедных кварталах. В Москве же это не так сильно заметно: люди всегда находят работу, вливаются в жизнь города. А что касается таких небольших городов, как Киров, то нам, по мнению урбанистов, не стоит переживать из-за оттока населения, поскольку у нас происходит своя внутренняя миграция — в тот же Киров, например, люди едут из деревень и небольших поселений.
- У нас недавно был определен конкретный срок важных изменений для города — 2024 год. Предполагается, что к этому времени будут решены проблемы с ливневой канализацией, проводами, дорогами, парками и т.д. Это реально, на ваш взгляд?
— Мы рассматриваем пятилетний период. В Москве при ее возможностях ощутимые результаты были достигнуты за последние семь лет. Конечно, мы не сможем достичь тех же стандартов и высот. Пять лет — срок небольшой, но это и не оправдание для того, чтобы ничего не делать. За это время можно попытаться достичь серьезных преобразований. Многое будет зависеть от политической воли руководства. Я не хочу никого хвалить или ругать, но, например, дороги в последнее время в городе стали ощутимо лучше. И делаются они более качественно: сначала наносится жесткое покрытие, потом сверху кладется слой асфальта, который обеспечивает, насколько я знаю, лучшее сцепление с шинами и водоотведение. Чувствуется, что во главе города появилось руководство, которое хочет достичь результата. Если эта энергия никуда не уйдет и люди, которые сегодня занимаются этими вопросами, будут и дальше стремиться к тем же целям, я думаю, что результат появится. Конечно, очень важна работа по привлечению инвесторов. Надеяться только на государственные субсидии я бы не стал. Нужно подключать и население. У нас уже есть успешные примеры подобного сотрудничества — недавно, например, открылась спортивная площадка в парке у Дворца-Мемориала. Люди потратили свои средства и время для этого. Власть должна поощрять подобные шаги.
На форуме говорилось о таком термине, как «соучаствующее проектирование» - об участии жителей в реализующихся городских проектах. Пока, к сожалению, у нас подобная практика сводится к галочке. Разрабатывается проект, проводятся встречи с населением. Но чаще всего это делается только потому, что надо, а не для того, чтобы население действительно включилось в работу. В этом вопросе нужен баланс между властью, которая должна определять направления для развития, бизнесом, готовым вкладывать деньги не в ущерб своим интересам, и населением, которое живет в городе.
- Какие есть механизмы, чтобы это реализовать? Можете рассказать конкретно?
— Использовать стандарты, которые применяются в Москве или других городах. Например, стоит начать более жестко и требовательно относиться к застройщикам. Нужен новый регламент, который обяжет строительные компании не только «втыкать» высотку на паре свободных квадратных метров земли, но и обустраивать пространство вокруг нее. Пусть это будет хорошая продуманная парковка, детская площадка, зона отдыха. Да, застройщик скажет, что это приведет к увеличению стоимости жилья. Но у нас есть люди и с достатком выше среднего. Это позволит покупателю голосовать рублем. Люди будут стремиться переселиться в более удобный дом с более интересным пространством вокруг него. Со временем это создаст стандарт, которого будут придерживаться остальные компании.
- Что нужно изменить в Кирове в вопросах организации общественного транспорта?
— Здесь, конечно, не может быть резких и необдуманных решений, как то: закрытие автомобильной улицы просто ради того, чтобы там появилась пешеходная зона. Вначале нужно создать условия для того, чтобы автомобилисты добровольно отказывались от личного автотранспорта. Да, сейчас у нас в городе есть электронное табло на многих остановках, мобильное приложение, в котором человек может посмотреть, где идет его автобус или троллейбус. Это уже хороший задел. Но когда появятся смарт-остановки, которые будут теплыми в зимний период, когда будут установлены ограждения на мостах (сейчас попробуйте перейти их в дождь?), когда на остановках можно будет зарядить телефоны, когда будет налажено взаимодействие между различными маршрутами по разным видам транспорта, тогда все начнет меняться.
- Недавно появилась информация, что скоро у нас начнет действовать городская электричка...
— Да, это хорошо, но пока лишь между ж/д вокзалом и станцией Поздино. Железнодорожная линия, разрезающая наш город на две части, создаёт серьёзную транспортную проблему. И когда жители спальных районов пытаются добраться до исторической части города, они всегда стоят в пробках на путепроводах (на улицах Воровского, Щорса, Московской). Конечно, строительство новых мостов — дело недешевое. Но можно, например, организовать электричку в более интересном формате, связав, север и юг города. Конечно, при этом надо продумать вопрос парковки для тех, кто приезжает на работу из пригорода. А сама электричка должна быть современной и комфортной, чтобы было желание ездить на ней. В нашем случае важно также сообщение между Кировом, Слободским и Кирово-Чепецком. Река Вятка течет извилисто, мостов не хватает. При этом соседние города расположены напрямую очень близко друг к другу. И там тоже есть железнодорожные пути. Почему бы тогда и между Кировом и ними не организовать городскую электричку?
- Вы говорили также и о том, что необходим новый мост через реку, чтобы связать Кирово-Чепецк и Слободской напрямую.
- Это решение должны принимать не городские, а региональные власти. Конечно, к этому надо стремиться для развития «кировской агомерации». Но, скорее всего, за пять лет этот вопрос вряд ли удастся решить. Однако и за такой короткий срок часть преобразований можно провести, развивая государственно-частное партнерство.
- Что касается пятилетнего срока... Недавно к нам в Киров приезжал известный дизайнер Эркен Кагаров. Он был у нас и пять лет назад, и говорил тогда то же самое — нужно убирать пестрящую рекламу с улиц и домов. И если бы пять лет назад власти прислушались к его советам, многое бы изменилось уже сегодня.
— Я бы не сказал, что с того времени ничего не изменилось. Рекламой тогда были завешаны многие дома и кварталы без всякого контроля. Согласен, что в мегаполисах все уже намного спокойнее и цивилизованнее. Но, например, на подъездах к городам еще часто висят крупные разноцветные баннеры и билборды, подчас электронные. И, возможно, это неплохо: они создают впечатление яркого и энергичного города.
- Направления развития города сегодня должен определять урбанист. Этот термин уже практически вошел в наш обиход. Но что это за профессия и где ее получить? Поясните с точки зрения науки.
— Урбанистика — междисциплинарная сфера знаний. Перечень специальностей, которые входят в этот блок, очень большой: культурологи и социологи, историки и политологи, дизайнеры и архитекторы. Без экологов сейчас никак нельзя определить будущее развитие города. Понятно, что экономическая составляющая является базовой, юридическая дисциплина также нужна, потому что мы живем в рамках правового поля. И по сути, когда мы в ВятГУ создаем проектную команду для решения той или иной урбанистической задачи, мы берем студентов и специалистов с самых разных факультетов.
- То есть можно не опасаться того, что гуманитарии в скором времени не будут востребованы? Пока в актуальных списках специалистов будущего значится больше технических профессий.
— Смотря что вкладывать в понятие «гуманитарий». Если имеется в виду классическое образование, например, историка, которое получил я, то, конечно, оно недостаточно востребовано. А гуманитарии в современном мире и по атласу новых профессий — это те специалисты, которые способны нестандартно, креативно мыслить. Так что речь нужно вести, скорее, об обратном: в связи с автоматизацией и роботизацией ряд технических профессий вытесняется машинами. А творческое, где машину еще не научили действовать как человека, никуда не уйдет. Поэтому хороший специалист сегодня должен соединять в себе разные знания и навыки: и IT-компетенции, и гуманитарные способности. Будущее за соединением этих двух направлений. Меняется мир, меняются требования к человеку, и с одним базовым образованием, закончив университет в 25 лет, уже не прожить. Нужно постоянно приобретать новые навыки и компетенции.
Костин Алексей Александрович, директор института гуманитарных и социальных наук ВятГУ.
Образование: Вятский государственный педагогический университет, исторический факультет; Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, магистр политологии.
Дата рождения: 17 марта 1977 года.
Семейное положение: Женат, двое детей.
Карьера:
- с 1999 — работа на кафедре всеобщей истории ВятГГУ: ассистент, старший преподаватель, доцент;
- с 2010 по 2016 годы — заведующий кафедры всеобщей истории ВятГГУ;
- с 2016 года - директор института гуманитарных и социальных наук ВятГУ.
Опросник Марселя Пруста:
Ваш любимый литературный герой? Доктор Ватсон.
Где вам хотелось бы жить? В своем городе. Бежать с одного места на более теплое и хорошее — путь слабого человека. Лучше изменить условия окружающей среды под свои интересы.
Способность, которой вам хотелось бы обладать? Хотелось бы владеть IT-компетенциями, а также иметь более жесткий характер и волю.
Ваш девиз? Я стараюсь быть оптимистом в любой ситуации, во всём нужно находить плюсы.