«Урожайная» иллюзия
Да, уборка урожая идет в текущем режиме, и по сравнению с прошлым засушливым годом приносит гораздо больше плодов. Да, мы радуемся и гордимся тем, что вырастили в этом году рекордный для нашего региона урожай зерновых - 24,5 центнера с гектара. Но!
Это не значит, что крестьяне будут жить в этом году богато и припеваючи.
Уже сейчас цена за один килограмм зерна чрезвычайно низка - всего 3 рубля. Это для крестьян, естественно, очень мало: не окупятся даже их затраты. Сейчас они не знают, что дальше делать и кому продавать зерно. Те, кто может, скармливает его своему скоту, но компаний с большими фермами у нас в регионе не так и много.
Получается палка о двух концах: остается только хранить зерно до лучших времен. Но и это тоже ни к чему хорошему не приведет - в «заначке» оно быстро превратится из «хорошего» в «плохое».
Еще в прошлом году подобные запасы можно было бы частично реализовать птицефабрикам. Но сегодня и «Кировской» уже нет, и «Костинская» «на ладан дышит». Создается лишь красивая иллюзия: власти везде хвастаются, что область получила хороший запас зерна, а на самом деле мы остаемся ни с чем.
Та же ситуация и с картофелем. Его собрано в 2,5 раза больше, чем в прошлом году. В настоящий момент средняя оптовая цена на этот овощ равна 6 рублям. Однако, чтобы затраты крестьян хоть как-то окупались, она должна составлять 8 рублей. Конечно, сейчас на ценообразование влияет и сезонное снижение цен. Но все равно, я думаю, что зимой цена не поднимется выше 10-12 рублей за килограмм. Цены по-сравнению с прошлым годом достаточно либеральные (тогда за один килограмм потребители отдавали более 20 рублей).
А потребитель ждет еще и дополнительного понижения цен, но при нынешнем раскладе это невозможно. Мой прогноз: цены на все овощи в этом году не поднимутся больше, чем 12 рублей за килограмм.
Местные власти нам говорят, что надо подождать зимы и тогда государство начнет закупать зерно в интервенционный фонд аж по завышенным ставкам. А в следующем году, если цены поднимутся, зерно отправят на рынок и все получат свою выгоду. Только уж слишком много «если» нам предстоит преодолеть.