Узоры на миллион
О 27-летнем кировском программисте Александре Зубареве писали «Форбс» и «Секрет фирмы», он тестировал способности Виктора Ющенко и Кости Дзю, а с 2011 года его компания InfoLife заработала 0,9 млн долларов выручки, продала более 600 франшиз и «добралась» до 13 стран мира. Все это — благодаря узорам на пальцах.
Никакой мистики. Простая статистика
Александр Гордон и Костя Дзю, Анна Чапман и Никас Сафронов, Виталий Мутко и Дмитрий Ливанов — все улыбаются с фотографий, развешанных на стенах в офисе компании InfoLife. Все они уже исследовали свои способности по отпечаткам пальцев с помощью программы, которую придумал кировский программист Александр Зубарев, и теперь как бы убеждают посетителей: «попробуйте, это как-минимум интересно».
Сотрудники тоже улыбаются. Всего их 16 человек — все молодые и все, когда устраивались, прошли тестирование. Здесь это обязательное условие при приеме на работу. Я, разумеется, тоже проверяю программу на себе. Легкое касание кончиками пальцев сканера и на экране появляется отчет на 18 листах — об особенностях моего характера, склонностях и способностях. Программа утверждает, что у меня выражены потребности менеджера и специалиста (желание вникать в нюансы своего дела), тип личности — артистический (творческий), по темпераменту — сильный сангвиник, стрессоустойчива, сложно поддаюсь внушению и могу добиться успехов в информационной деятельности, программировании и фехтовании. Насчет программирования и фехтования — не уверена, в целом же ставлю программе «зачет».
На мой вопрос «как это все устроено» автор методики — совсем юный с виду, улыбчивый Александр с готовностью отвечает:
- Отпечатки пальцев-это маркер человека. Они уникальны у каждого из нас и не меняются в течение всей жизни. Элитные группы людей (спортсмены одного вида спорта, специалисты одного профиля) имеют общие особенности в отпечатках пальцев, именно эти особенности и заложены в алгоритм работы тестирования InfoLife. То есть мы брали какую-то группу (допустим, 10 спринтеров — кандидатов в мастера спорта, которые бегают 100 метров за 12 секунд), снимали у всех отпечатки пальцев, и искали общую особенность. Если общий признак находился, проверяли его на случайной группе. У спортсменов признак должен быть в 90-100% случаев, у людей с улицы - менее 1%. Если взаимосвязь этого признака с какой-то способностью подтверждалась, вносили ее в программу. Теперь уже отпечатки пальцев всех тестируемых сравниваются с этой зависимостью, и если у тестируемого ребенка находится такой признак, мы можем с уверенностью сказать, что он предрасположен к занятию бегом. Никакой мистики, никаких гаданий. Простая статистика.
В морг за «узорами»
«Статистику» Александр набирал несколько лет. Утверждает, что лично собрал отпечатки пальцев у 6000 человек.
- Я ездил по больницам, школам и даже, признаться, пару раз был в морге и в психбольнице, - то есть там, где можно наблюдать патологические, яркие проявления особенностей характера.
- Как же вас везде пускали? В морг, например...
- Ну, Мария, это просто. Везде же люди работают, можно со всеми договориться...
- А вообще как все началось? И когда?
- Это было в 2004 году, весной. Мне было 17 лет. Я заканчивал 11-й класс и однажды в гостях у своего друга увидел книгу про отпечатки пальцев, - рассказывает Александр. «Историю своего успеха» ему в последнее время приходится рассказывать так часто, что фразы кажутся заученными. - В книге говорилось про взаимосвязь узоров на пальцах и черт характера. Я очень заинтересовался, но про мои «узоры» в книге ничего не было написано. Я стал читать дальше - вторую книгу, третью, четвертую, пятую. А когда нашел ответ на вопрос, понял, что эта тематика мне просто интересна. Уже параллельно с учебой в университете я ездил в библиотеку имени Ленина в Москву, читал диссертации на эту тему, докторские, общался с людьми (в Москве, например, есть два НИИ, которые занимаются подобной тематикой). Ну и собирал базу отпечатков пальцев.
Специально для этого Александр раздобыл валик и типографскую тушь, а первыми подопытными стали одногруппники.
- Когда пришла пора писать диплом в 2008 году (учился я на программиста), нам всем раздали темы: кому-то — сайт написать, кому-то — конфигурацию для 1С, кому-то — программу. Мне все это было неинтересно и я попросил завкафедрой Александра Голованова разрешить мне написать диплом на тему «Оценка возможностей биометрической технологии по отпечаткам пальцев». Он посмотрел и ответил: «Если интересно — пиши», - продолжает Александр. - А пока я писал, думал, как автоматизировать весь процесс. И мне пришла в голову идея - считывать узор и передавать его в программу можно с помощью сканера. Тогда в продаже уже были сканеры отпечатков пальцев для идентификации человека от Microsoft, позволяющие войти в систему Windows, не набирая пароль. Я очень благодарен родителям: они дали мне денег, и я купил себе на день рождения первый сканер. Подсоединил его к компьютеру, написал для него свой драйвер и продолжил исследования уже со сканером, не с валиком и тушью. Где-то за полгода упорной работы (ежедневно по 8 -10 часов) я написал диплом и защитил его на «отлично». Меня слушали с открытым ртом и говорили: «Надо кандидатскую защищать, слишком все серьезно».
Впрочем, ни о каком бизнесе Александр тогда не думал (к тому же на дворе был неспокойный 2008 год), так что работа благополучно отправилась на полку, а молодой исследователь три года работал программистом. Все изменил «Селигер».
С «Селигера» в полымя
- В 2011 году меня пригласили на форум «Селигер». Я приехал, договорился, что на правах юного изобретателя буду тестировать желающих. За час работы мы записали очередь на три дня вперед, - рассказывает Александр. - Я тогда подумал, что если с каждого собрать по 100 рублей, можно домой на «Бэнтли» уехать. Пришло осознание: все это можно продавать за деньги и на этом зарабатывать. За передачу прав на мое изобретение мне предлагали 8-10-15%. И первое время после «Селигера» я действительно пытался работать вместе с партнерами, но скоро понял, что все хотят на мне заработать и принял решение действовать самостоятельно. Целый год мне потребовался на разработку бизнес-модели, дизайна, концепции продвижения. Только 2 марта 2012 года я открыл первую точку в ТЦ «Фестиваль». Попасть туда было непросто: мне отказывали в аренде, пока я не протестировал сына владельца ЦУМа и «Фестиваля» Константина Долгополова и тот не подтвердил, что тест «не врет». Зато в первый день работы в «Фестивале» я окупил месячную стоимость аренды, протестировал 58 человек и заработал 5800 рублей.
Еще через месяц Александр продал первую франшизу в Анапу и Нижний Новгород.
- На Селигер 2012 года я уже поехал со стойкой и с телевизором, - говорит предприниматель. - И началось что-то невероятное. В день мы тестировали человек 100-150, очередь была с утра до вечера, мы работали в три смены. Деньги были у нас везде — во всех штанах, во всех карманах, под подушкой, под матрасом, - кругом пачки сторублевых бумажек. Тогда не только у меня, но и у всех, кто видел все это, родилась вера в продукт. За 8 дней смены мы собрали 120 заявок на покупку франшизы. Я помню, звонил технологу в первый день и заказал три стойки, во второй день — пять стоек, а в третий день сказал: «делай, сколько можешь».
После «Селигера» Александру срочно пришлось «сколачивать команду», искать офис, вкладываться в производство.
- Все делали с нуля. В июле-августе 2012 года практически не спали, - вспоминает Александр. - А к концу 2012 года мы уже зашли в 30 регионов России, стали переводить программу на английский язык и теперь работаем с 13 странами мира. Весь 2013 год посвятили популяризации этой темы в России, съездили на девять молодежных форумов - в Калининград, Санкт-Петербург, в Самару, на Урал, протестировали министра Мутко, Дмитрия Леванова, Никиту Белых, Костю Дзю и даже бывшего президента Украины Виктора Ющенко. Но за всеми этими именами, цифрами стоит одно простое человеческое желание... Мое личное желание — приносить людям пользу, показать, что есть технология, которая позволяет определить, например, какие способности есть у ребенка, чтобы как можно раньше начать развивать эти способности и добиться больших результатов. Знаете, 80% моих однокурсников-программистов занимаются чем угодно, но только не программированием. Они получили хорошее образование, государство бесплатно выучило большинство из них и теперь хочет вернуть рабочую силу в свои ряды. Но они занимаются чем-то другим.
- Это нормальная история практически для всех профессий...
- И я никого не осуждаю. Я просто говорю о другом, более рациональном подходе. В США, например, сформирован целый культ профориентации. Там детей с раннего возраста отправляют в различные профориентационные, диагностические школы и секции, чтобы направить его по верному пути. А у нас многие ли задумываются о своих способностях, когда выбирают высшее образование? Знаете, я всегда восхищаюсь людьми, которые работают, как и я, на любимой работе. Потому что когда человеку нравится то, чем он занимается, когда он чему-то страстно предан, вкладывает душу, никаких преград у него на пути не будет и он обязательно достигнет успеха.
- Но люди, полагаю, все равно относятся к такого рода тестированиям настороженно? В журнале «Секрет фирмы», допустим, приводится цитата генерального директора инновационного центра биотехнологической персонализации при МГТУ имени Баумана «Статус биотехнологии» Сергея Дорофеева, который, отдавая вам должное, как популяризатору дерматоглифики (наука, которая занимается изучением признаков узоров на коже ладонной стороны кистей и стоп человека), все же утверждает, что «точность методики InfoLife невысока: многие вещи автор просто взял с потолка». Не доверяют?
- Это же здорово. Если раньше я злился на ученых, которые все время нас ругали, на людей, которые нам не верили, то сейчас я наоборот счастлив от того, что к нам такое отношение. Знаете почему? Если бы этого не было, мы бы с вами сейчас здесь не сидели. Здесь были бы другие люди. Эта технология давно уже была бы известна и применялась бы широко, кто-то бы уже это придумал, кто-то продал. Первопроходцы — будь это Тесла, Эдисон, генетики в СССР, - всегда сталкивались с большими трудностями. Люди по инерции не верят в новое, предпочитая проверенное, надежное, привычное. Это нормально. Это классно. Можно набить шишек и отказаться от своих идей, а можно не сломаться и снять сливки.
- Допустим. Что дальше? Предел совершенству где-то будет?
- А вы как думаете? Я раскрою вам секрет, как быть счастливым: нужно быть удовлетворенным человеком. Удовлетворенным тем, что у вас уже есть. Пусть у вас не самая лучшая машина, не самая лучшая квартира, не самый лучший доход, если вы удовлетворены этим - вы счастливы. Я отвечу на ваш вопрос так: дальше - только больше, но при этом нужно всегда быть удовлетворенным тем, что ты имеешь.
Мария Петухова
petuhova.mv@gmail.com