В едином содружестве

21.05.2012 00:02:00 1611 0

В США и ЕС вдруг вспомнили прежние страхи по поводу возрождения Советского Союза.

В ноябре прошлого года президенты Казахстана, России и Беларуси завершили переговоры о создании Таможенного союза и Единого экономического пространства. Однако, похоже, Запад не очень-то рад такому повороту событий - в США и ЕС вдруг вспомнили прежние страхи по поводу возрождения Советского Союза. Как бы то ни было, глаза боятся, а бизнес приспосабливается. Другого выбора у него, в общем-то, нет.

Про «понты» и налоги
Среди членов нового экономического объединения самый крупный - Россия. Поэтому наши, отечественные, предприниматели о переменах не говорят. В отличие от казахстанских, которые регулярно спорят об интеграции.
- Мы занимаемся компьютерными технологиями и для нас объединение с Россией очень выгодно. В компании работает много русских, поэтому раньше нужно было на каждого оформлять разрешение на работу. Забыл, просрочил документы - штраф. Сейчас проще, - говорит невысокий мужчина в кожаной бейсболке по имени Рахат.

Мы едем с ним из аэропорта по идеально гладкому асфальту Астаны. Рахат рассказывает, как нелегко найти хорошего компьютерщика в Казахстане - у русских квалификация выше, а понтов меньше. Это у них национальная особенность такая - понты. Позже нечто подобное я слышала от бывшего москвича, а ныне алматинца Сергея. Он переехал в Алма-Ату чуть больше года назад, устроился в компанию «Tele2». Кроме уже упомянутых понтов, Сергей долго и с удовольствием рассказывает про менталитет казахского населения, главные козыри которого - удивительное гостеприимство и простодушие.

Надо сказать, что вместе с рядовыми россиянами после создания ТС в Казахстан перебирается и российский бизнес.
-У нас работает 15 тыс. предприятий, созданных с участием иностранного капитала, 5 тысяч из них - при вложении российских денег, - рассказывает советник президента республики по политическим вопросам Ермухамет Ертысбаев.
По его словам, только в прошлом году с помощью нашего бизнеса сформировано 400 компаний. Одна из причин активности - благоприятный налоговый режим. Единый социальный налог в 12% против 34% в России - для предпринимателей, и правда, рай.

Представитель национальной экономической палаты «Атамекен» Рахим Ошакбаев недоумевал по этому поводу: как мы, русские, не можем понять одну простую вещь - огромные ставки подталкивают бизнес вести двойную бухгалтерию.
Наша привычка к серым схемам после открытия таможенных границ проявилась весьма интересным способом.
- Некоторые российские компании перестали выходить на казахстанский рынок. Объясняют, что боятся проверок и путаницы с НДС, - бизнесмен из Актау делится своими впечатлениями от перемен. Его фирма специализируется на поставках электрооборудования за границу и сотрудничает с крупной российской компанией «АБС Электро». Создание ЕЭП ускорило процесс обмена грузами: НДС на поступивший из России товар оформляется в течение 5-7 дней.

Вообще принципы ведения бизнеса в России и Казахстане сильно отличаются. По версии самих казахов, разумеется. Соотношение низкий налог/высокий штраф за его сокрытие якобы приводит к тому, что бизнес предпочитает прозрачность. Предприниматель из Актау убеждает меня, что штраф за укрытие налогов в Казахстане сопоставим с годовой прибылью предприятия, поэтому все честные. Молчу, что за день до этого Рахим Ошакбаев говорил прямо противоположные вещи: Россия и Казахстан похожи наличием высоких правовых рисков для бизнеса, которые приводят к повсеместной неуплате налогов.

Проплаченные революции?
Кстати, о правовых рисках. Именно с ними связаны главные опасения экспертов, которые называют создание ТС и ЕЭП преждевременным. Свою позицию критики аргументируют отсутствием эффективного механизма принуждения сторон к исполнению закона.
- Ситуация в случае Беларуси, Казахстана и России усугубляется чрезвычайно низкой правовой культурой, развитыми структурами черного рынка, склонностью к контрабанде и казнокрадству. Открытые с 1 января 2012 года границы между нашими странами при отсутствии единой информационной базы о перемещении товаров и коррупционности чиновников еще больше усилят «черную» составляющую интеграции в рамках Евразийского союза, - полагает руководитель Научного исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук.

То ли специально, то ли искренне веря, что время для интеграции постсоветских государств еще не пришло, западные СМИ освещают преимущественно отрицательные стороны таможенного объединения. Например, американское интернет-издание «Transitions Online» в качестве минусов для Казахстана приводит рост цен на медикаменты, импортную одежду, обувь, парфюмерию и автомобили, а также явные преимущества, которые получат в течение первых лет на казахстанском рынке российские производители.

В противовес этому председатель казахстанской партии предпринимателей «Ак жол» Азат Перуашев вспоминает СССР, который закрывался от мира «железным занавесом» и потому отстал в технологическом развитии на 30-40 лет.
- В 90-е годы, когда весь мир ездил на «Мерседесах» и «Ламборджини» последних моделей, мы - на жигулях. Что такое жигули? Это «Фиат» 60-х годов. Сами видите, что изоляция означает ослабление нашей конкурентоспособности, - считает собеседник.
Впадать в крайность и одномоментно открывать границы он тоже не советует, мол, Киргизия так поступила и стала своеобразной дырой, через которую просачивалась контрафактная и контрабандная продукция.
Позиция Запада, по мнению Перуашева, - один из рисков, к которому нужно быть готовыми. А риск он видит банально экономический - есть третьи страны, которые видели в Казахстане или России рынки для сбыта своей продукции. Мы интересны миру, разумеется, по отдельности. Когда слабые. Это, уверен эксперт, скорее экономическое противостояние, нежели политическое.

Однако есть вероятность, будто опасения Запада связаны с тем, что к Таможенному союзу присоединится Украина. Тогда будет восстановлено влияние нашей страны в Евразии, Прибалтике, а также среди государств Центральной и Восточной Европы, которые входили в Организацию варшавского договора.
А вот тут уже интересно, потому что ранее, в 2004 году, Россия вела переговоры с Украиной о Едином экономическом пространстве и была близка к подписанию документов, как вдруг случилась «оранжевая революция». Подавляющее большинство «патриотически настроенного общества» посчитало, что вступление в ЕЭП (которое обещал Янукович в случае победы) будет равносильно «восстановлению СССР и уничтожению независимой Украины».

В интернет-источниках также есть информация, будто бывший сотрудник госдепартамента США, глава «Международного республиканского института» Лони Кранер сообщила, что с 2002 года госдепартамент США предоставил украинской оппозиции более 65 млн долларов через различные неправительственные организации. Позже руководитель пресс-службы американского президента Скотт Макклеллан официально подтвердил, что за два последних года Штаты потратили «на развитие демократии» на Украине около 65 млн долларов. По-видимому, речь шла о времени, которое предшествовало восстаниям). Но, по его заверению, деньги выделены не конкретному кандидату на пост президента Украины, а на «развитие демократического процесса в целом».

Естественно, что после событий на Украине некоторые эксперты опасались повторения беспорядков в случае образования Таможенного союза.
- Если мы откроемся ВТО и Западу поодиночке, произойдет разделение труда, и нам грозит роль абсолютной периферии. Закроемся - будем деградировать. Выход - создание ТС и ЕЭП. Но мы знаем, что на самом деле это кость в горле атлантистов, американцев, спонсоров оранжевых процессов, наших либералов, которые фактически являются агентами влияния США. Поэтому в определенный момент, когда процесс будет близок к заключению, я прогнозирую взрыв, вплоть до переворота в одной из стран-участников, - говорил руководитель «Центра геополитических экспертиз» Александр Дугин.

Примечательно, что в 2011 году, меньше чем через месяц после подписания документов о создании Таможенного союза и Единого экономического пространства между Россией, Беларусью и Казахстаном в нефтяном казахстанском городке Жанаозен прогремели выстрелы. 16 декабря полиция стреляла на поражение по безоружным забастовщикам.
Версий, почему это произошло, несколько: от неконтролируемых переселенцев-оралманов до организации извне. Чтобы понять, что на самом деле произошло, отправляюсь в Актау. Там до Узеня - так называют нефтяной городок сами казахи - 2 часа на машине.

Таксист, который везет меня до места, говорит, будто активные протесты уже в прошлом.
По нужному адресу стоит небольшая группа людей, которая о чем-то переговаривается на казахском. Подхожу, представляюсь. Мне объясняют, что никто уже тут не бастует и все хорошо.
- Молодец Назарбаев. И Путин молодец. А Жириновский у вас того, - мужчина смеется и выразительно крутит пальцем у виска. Смеюсь вместе с ним.

А вечером уже другой таксист рассказывает, что его брат живет в Жанаозене, что был на площади в злополучный день 16 декабря и видел, как стреляли по убегающим людям. А еще он, этот брат, очень удивился такому количеству полицейских, которые появились во время митинга. Узень настолько мал, что там сотню людей в форме днем с огнем не сыскать. Не говоря уже о специальных щитах, которых у местных стражей порядка отродясь не было и с которыми они вдруг появились 16 декабря. Будто знали, что придется нападать или защищаться.

- У меня жена из Астрахани. Наверное, переедем в Россию. У вас там такого точно не случится, - напоследок сказал собеседник, и я вышла из машины...
То, что к событиям в Жанаозене кто-то заранее подготовился и спровоцировал беспорядки, допускает также Азат Перуашев. Ходят слухи, будто сначала демонстрация проходила спокойно, потом подъехал автобус с молодежью. Внутри им вроде как даже деньги давали. А потом случилось то, что случилось. На чердаках зданий были обнаружены ящики с зажигательной смесью, обрезки арматуры...

Оппозиция без перспективы
Официальная власть в РК, которую представляет советник президента Ермухамет Ертысбаев, версию внешнего вмешательства не поддерживает.
- Жанаозен - это город, который занимает первое место в Казахстане по приросту населения. То есть был полностью утрачен контроль за миграционной политикой. Что касается влияния Запада: думаю, вряд ли Соединенные Штаты, Великобритания либо какая-нибудь другая страна хотели бы подобного развития событий. Они не имеют никакого отношения ни к жанаозенским, ни к российским митингам, - уверен Ермухамет Кабидинович.
Он если и рассматривает элементы внешнего вмешательства, то связывает их с именем беглого олигарха Мухтара Аблязова, сбежавшего в Лондон и оттуда финансирующего некоторые СМИ.

По мнению Ертысбаева, единственное, что есть в Республике более менее оппозиционного, так это СМИ.
- Разница между Россией и Казахстаном в том, что у нас практически нет оппозиции, - говорит Ертысбаев. - У вас есть, но системная, вмонтированная во власть. Имею ввиду коммунистов и ЛДПР. Навальный - это новая оппозиция, но... Понимаете, на одних митингах политику не сделаешь. Митинги - это слова, от которых надо переходить к действию. А действий я не вижу. Как не вижу перспективы, потому что если мы возьмем ту же «оранжевую революцию» на Украине, там существовал очень сильный цивилизационный разлом между правобережной и левобережной Украиной, между русскоговорящими и украиноговорящими. В России совершенно противоположная ситуация. Это страна с очень сильными царистскими традициями: Иван Грозный, Сталин, теперь  жесткий и сильный правитель Путин, который удержит страну и выведет ее на новый уровень. С одной стороны, я понимаю, что смена власти неизбежна и она необходима. Какой бы сильный правитель ни был, он должен готовить преемника. Умом это понимаю. В то же время сердцем не могу принять другого президента у нас или другого руководителя в России, потому что знаю: Назарбаев и Путин в прекрасных отношениях, они друзья и при них российско-казахстанские отношения стали идеальными. Идеальными для всего мира, не только для СНГ.

Кстати, интересный момент. Чисто политический. В прошлом году были выборы президента Казахстана, в этом году 15 января - парламентские. Действующий президент набрал 95,5%, его партия «Нур Отан» - 80% голосов. «Нур Отан» - это единственная политическая партия в Казахстане, которая выступила с идеей поддержки Евразийского союза и Единого экономического пространства. Остальные выступали против. Они говорили, что из-за Таможенного союза выросли цены, предлагали замкнуться в национальной скорлупе...

- Посмотрите на географическое расположение Казахстана - он находится между Россией и Китаем, - продолжает Ертысбаев. - Другие страны, окружающие его, численно больше в разы. В этой ситуации интеграция с Россией - благо, потому что мы сразу получаем 160-миллионный рынок и становимся новым игроком в международном разделении труда. Противники объединения этого не понимают. И если наша продукция неконкурентоспособна пока по сравнению с российской и беларусской продукцией, значит, надо перестраивать легкую промышленность, малый и средний бизнес.

Проигравших нет
Хотя перестраивать нужно, может быть, не так много. Например, лидер партии предпринимателей Азат Перуашев уверен, будто наибольшую выгоду от политико-экономической интеграции получил именно Казахстан: по итогам первого года работы в ТС  существенно увеличились поступления от таможенных сборов.
Другая точка зрения у министра по торговле Евразийской экономической комиссии Андрея Слепнева. Он отмечает максимальный эффект от интеграции в Белоруссии. С 2009 по 2011 годы она нарастила экспорт в Казахстан на 15%, присутствие на российском рынке - на 20%. По данным чиновника, доля поставок РК на российском рынке выросла на 10% при стабильной доле Белоруссии.

- Рост товарооборота России со странами ТС в 2011 году по сравнению с 2010-м составил 32,5% - это около 58,4 млрд долларов. Из них: с Республикой Беларусь - 37,7% (38,6 миллиардов), с Республикой Казахстан - 30,6% (19,8 миллиардов), - констатирует директор департамента экономического сотрудничества и интеграции со странами СНГ Минэкономразвития России Филипп Габуния.

Прогнозы экспертов на 2012 год тоже крайне оптимистичные. Из доклада председателя коллегии Евразийской экономической комиссии Виктора Христенко следует, что товарооборот стран Таможенного союза с внешним миром превысит 1 трлн долларов. При этом, по его информации, объем взаимной торговли трех стран уже превысил 75 млрд долларов.
Помимо увеличения финансовых показателей, ожидается также численный рост. По словам ответственного секретаря комиссии Таможенного союза Сергея Глазьева, с заявлением о присоединении обратилось руководство Киргизии. Украина проявляет заинтересованность в том, чтобы участвовать в ТС и ЕЭП. А, значит, у противников интеграции снова будет повод для вмешательства. Благо, и почва уже есть - объединение несогласных в Казахстане и России вокруг казахского поэта Абая. Пока протесты носят мирный характер и дай Бог, чтобы имя Абая не стало красивым прикрытием для кровопролития с политическим подтекстом...

Надежда Курнакова
kurnakova_1985@mail.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте