В начале было...
На вятской земле новое культурное явление — этнофутуризм из Коми.
Три художника (Юрий Лисовский, Павел Микушев, Валерия Осташова)— наши северные соседи привезли в «Галерею прогресса» свою нетрадиционную живопись с традиционными орнаментами. Заявка смелая и обществу крайне необходимая.
Не будем мучить читателей или отпугивать их очередным модным словом в современном искусстве. «Этнофутуризм» - понятие на самом деле простое: этнос, как мы знаем — народ, футуризм — отсылка к будущему. Сам этот художественный стиль возник в 1990 годы в финно-угорских странах и регионах России. Грубо говоря — это народное искусство в современном прочтении. На полотнах художников — финно-угорские мифы, сказки, песни, символы народной живописи, ритуальные изображения пермского звериного стиля, но не в традиционном виде, а переложенное в другие формы. К нам приехали классики жанра. Дмитрий Шиляев, директор «Галереи», ждал их почти год. «Сегодня важно почувствовать свою самоидентификацию, - говорит он на открытии. - Если у человека нет корней, он начинает сохнуть, умирать. А на этой выставке происходит встреча прошлого с настоящим».
На белых стенах очень выразительно выделяются рыбы, олени, медведи, выполненные из орнаментов разных геометрических форм. Они напоминают рисунки из книжек народных сказок, правда, конечно же, северной полосы, и отсылают к языческим мифам, к тому, что было в начале, еще до христианства. Вот, к примеру, несколько мужчин тащат большую рыбу - «Большой улов», утка в яйце — естественно «Начало», или вот знакомый сюжет многих сказок — два мужчины, повернутые друг к другу спиной, стреляют из луков - «Стрелы судьбы». Все гармонично и просто, но не примитивно, а скорее совершенно. Так, как видели мир раньше.
— Вот моя графическая работа «Берег северных снов», - подводит меня Юрий к картине, давшей название всей выставке. - Здесь представлена вся народная символика: верхний и нижний мир и соединяющее их дерево в виде спирали (символ развития мира). Нижний мир — рыба в реке, средний — мужчина и женщина, создавшие семью, верхний — птицы. Все переплетено и взаимосвязано. Все по тем законам, которым нас учили еще бабушки. Эту гармонию мне и хотелось донести до современного человека. Мы, конечно, вносим какое-то свое видение, используем новые художественные формы, но смысл от этого не меняется.
Авторская ремарка о сегодняшнем дне эту гармонию сейчас явно нарушит. Тем не менее. Русская народная культура для современного общества давно стала чем-то чужеродным. Даже когда говорится о модных этнических элементах в каком-либо дизайне, чаще всего имеются ввиду африканские орнаменты, арабские вязи и т.д. Русские узоры — не в моде, никого не впечатляют, и многие их даже стыдятся. А с них, между прочим, и начинается самоидентификация. Но и об этом у нас сегодня тоже говорить не модно.
Подготовила Елена Окатьева
Lena.okatieva@yandex.ru