В ожидании волшебства
Кировская область нашла компаньона в борьбе за инвестиции.
Круглый стол
Участники:
Елена Железнова, генеральный директор инвестиционной компании «UFS-финанс»
Александр Осипов, вице-президент, председатель экспертного совета общероссийской общественной организации «Деловая Россия»
Александр Иванов, генеральный директор комбината «Искож»
Святослав Сарсон, генеральный директор комбината «Домостроитель»
Юлия Савиных, генеральный директор «Агентства территориального развития Кировской области»
В Киров вновь приехали гости, готовые помочь региону инвестициями и инвесторами. «Инвестиционная компания «Ю Эф Эс Финанс» заключила соглашение с главой области Никитой Белых и обещала привести за собой заинтересованных предпринимателей. Если конечно, мы сами того захотим и им поможем. При этом наш регион уже достаточно продвинулся вперед: по итогам 9 месяцев этого года, как сказал губернатор, объем инвестиций вырос почти на 30%. Но нет предела совершенству. Поэтому на пути к новым успехам нас ждет и подписание договора со «Сколково», и другие добрые инвесторы. А мы ждем их.
Теоретический потенциал
Александр Осипов:
– Ваш регион способен привлечь инвесторов многими «плюсами». Во-первых, большое значение имеет выгодное географическое положение. К тому же Кировская область граничит с такими развитыми регионами, как Нижегородская область, Татарстан, Пермский край. Второй положительный момент – ресурсы, которые у вас выстраиваются в целую цепочку: это и лес, и пахотные земли, и рекреационные возможности. Ну и самое главное – это, конечно, люди. Только, на мой взгляд, население необходимо перезанять в других отраслях. Конечно, такой уровень заработной платы, как 6-8 тысяч, очень низок. Но, значит, есть возможности для его увеличения. В средних китайских городах тоже еще недавно зарплаты были мизерными, сейчас они составляют в среднем 600 долларов.
Елена Железнова:
– Я тоже заметила у вас немалый потенциал. Это и лесоперерабатывающая отрасль, и отрасль естественной добычи минеральных удобрений, и торфяная. Может быть востребовано и производство строительных материалов, фармацевтическая отрасль и экологическое питание.
Святослав Сарсон:
- Согласен. Последние три года, которые лично я работаю в этом регионе, можно наблюдать очень серьезный прогресс по многим направлениям. Руководство области начало проводить более открытую политику и стало меньше проблем во взаимоотношениях бизнеса с административными органами. Была серьезно изменена нормативно-правовая база для бизнеса, особенно это коснулось момента прихода инвесторов. Правила игры для них стали более понятны и прозрачны, а это, естественно, повышает привлекательность региона. Ну и что касается бренда Кировской области - он достаточно сильно раскручивается, и сегодня не так и много в России регионов, которые все время были бы на слуху.
Александр Иванов:
- Однако инвестиционная привлекательность – это очень сложное явление, и оно не может сводиться просто к открытости или «пиару». Это все только видимость. Бизнес и инвестиции придут туда, где есть специалисты и можно заработать прибыль (а для этого издержки должны быть минимальны). Про коррупцию я промолчу. В итоге к нам не идут европейские инвесторы, а российские вкладываются только в торговлю: у нас уже скоро магазинов будет больше, чем в Европе.
Юлия Савиных:
- Между тем, сейчас действительно делается очень много: проводится активный инвестиционный маркетинг региона. В Кировской области создан единый реестра инвестиционных проектов, площадок. Принята областная целевая программа повышение инвестпривлекательности на 2012 год. Усовершенствована законодательная база. В регион приглашены наиболее крупные инвестиционные компании России.
Елена Железнова:
– Если мы хотим, чтобы нами заинтересовались инвесторы, нужно по этому и бить. Но не все получается сразу: сначала нужно с ними познакомиться, потом взять, например, кредит в европейском банке...
Александр Иванов:
– Как ни знакомься, а к нам они идти не хотят.
Ориентир на Китай
Юлия Савиных:
- Мы предоставили для рассмотрения инвестиционной компании «UFS-финанс» проекты в нескольких отраслях: туризм, биотехнологии, сельское хозяйство и биоиндустрия, лесной комплекс, строительство и производство строительных материалов. Все они находятся в инвестиционном портфеле агентства, прошли экспертизу и получили положительную экспертную оценку. Некоторые проекты в настоящее время уже находятся в работе компании UFS, обсуждаются условия вхождения инвесторов в сам проект. Надо ждать.
Александр Осипов:
– Согласен. Не бывает все и сразу. В какой-то момент весь мир считал, что Китай – это тупиковый путь развития. Нищета, низкий уровень доходов у населения, протяженность страны, ее неравномерность: все это говорило о том, что нет никаких объективных возможностей для того, чтобы страна развивалась. А сегодня вопреки всему все перечисленное – сильные стороны Китая. И с остальным миром что сегодня происходит? Европейский рынок не может расти, японский не может, североамериканский - тоже. А у Китая был лозунг: сделать страну коммунистической и при этом лучшим местом для капиталистических инвестиций. И сделали. Причем начали с самого простого – со сборки той продукции, где необходим дешевый труд. Они соединили все свои «минусы» и сделали из них «плюс». Почему Кировская область не может так же?
Александр Иванов:
– У нашего государства всегда нет денег на то, чтобы что-то развивать – кризис все еще продолжается. А у иностранцев нет желания для того, чтобы вкладывать деньги в нашу экономику. Все наши заводы старые: они нуждаются в полной модернизации, которая дорого может обойтись. Хорошо, что еще итальянцы купили наш «Шинник». Инвестиции могут вкладывать те, кто создает конечный продукт: автомобили, самолеты, дома и здания. Нам же, как региону, необходимо доказывать то, что мы привлекательны. Но только нечем – ничего примечательного кроме развалившейся инфраструктуры у нас нет.
Елена Железнова:
– Согласна, что в первую очередь предпринимателям, работающим в производстве, необходимо оборудование, потому что все остальное у них по большому счету есть. А вот как раз оборудование можно поставить с помощью проектного финансирования. Мы можем предложить работу с немецкими банками. Единственное, что для этого нужно, - это обязательное участие 15% собственного капитала. Но и их можно обеспечить с помощью наших прямых инвестиций.
Александр Осипов:
– Ну здесь я отчасти поддержу Александра Григорьевича. Российский бизнес принципиально отличается от западного. Те проекты, которые планируются к созданию российскими компаниями, рассчитываются исходя из 100-150 тыс. долларов на одно рабочее место, компании более глобальные вкладывают от 200 тысяч, а уж высокотехнологичные и капиталоемкие – больше 1 млрд долларов. При этом даже те, кто получает льготы, платят в итоге в бюджет значительно больше, чем те компании, производство которых существует по 30-40 лет. Кроме того, на одно такое рабочее место создается около 12 мест в близлежащих обслуживающих организациях.
Святослав Сарсон:
– Если мы говором о вопросе инвестиционной привлекательности региона, необходимо учитывать три вещи: ресурсы (сырье, инфраструктура), кадры, и то, насколько эффективно управление. Приведу несколько экстремальный пример: в любой африканской стране множество различных ресурсов, но нет никакой системы управления ими. Поэтому туда достаточно сложно привлечь инвесторов. Но проблема вполне решаема. И что касается людей, то их нужно чем-то привлекать, чтобы они приезжали к нам работать.
Александр Иванов:
– А вот этот вопрос, мне кажется, сейчас самый острый. Нужно применять срочные меры по созданию среднего звена специалистов, особенно в техникумах. Нам не нужно больше гуманитариев - нам нужны технократы. Можно любить историю, географию, но знать обязательно нужно математику, физику, химию и английский язык. А пока какие могут быть инвестиции, если нет рабочей силы. Тот же Китай, о котором уже говорили, каждый год выпускает около 10 млн инженеров. Поэтому сегодня их промышленность не сравнится ни с одной другой.
Зовем в открытое поле
Елена Железнова:
– Развитая инфраструктура, конечно, - основное условие для прихода инвесторов, но можно сыграть и на чем-то другом. К примеру, на дешевой рабочей силе. Почему бы не организовать в Кировской области производство молочных продуктов, ведь все для этого есть. Ваш регион можно сравнить в данном случае с Белоруссией. Очень много московских производителей сегодня предпочитают работать в сфере сельского хозяйства в Белоруссии, потому что там дешево. Они производят продукт там, а потом кормят всю Россию. Почему подобное нельзя сделать в этом регионе. У вас нет трав, нет коров? Все есть.
Александр Иванов:
– Что-то пока нет желающих. Мы выходим на европейский рынок, ищем инвесторов, партнеров, но безрезультатно (но это, конечно, касается нашего бизнеса). Мы должны привлечь сюда тех, кому нужен российский рынок. Особенно надо загружать оборонные заводы: их громадные территории сегодня не заняты ничем, а при этом они снабжены разнообразными коммуникациями. В открытое же поле к нам не поедут – слишком дорого.
Александр Осипов:
– Да, нам бы еще подкорректировать российскую экономическую систему. Сегодня в нашей экономике на 14 работающих 1 бухгалтер. Мы создали самую сложную систему финансовой отчетности. Если в Великобритании и Швеции, к примеру, вся годовая отчетность входит на один листочек, то мы в России к пустой отчетности подписываем огромную папку листов. А все почему? Большинство российских предпринимателей сегодня нищие по-сравнению с западными. Мы все вышли из 90-х годов, а 20 лет назад вообще не говорили о том, что основным фактором экономической деятельности является бизнес. В следующий период нас «качало» и общество совершенно не знало, как относиться к такому классу, как предприниматели.
Елена Железнова:
– Но давайте вернемся к Кировской области. Сейчас в инвестиционном плане все точно продвинулось вперед. Открытость очень многое значит – все европейские страны этим и завоевывает инвестора. Если инвестору не только жмут руку при входе, но и предлагают соответствующие программы, например, патронажный сертификат, как у вас, это говорит о том, что инвестиционная привлекательность региона повышается.
Александр Осипов:
- Это уже хорошо, но недостаточно. По инвестиционному климату наша страна находится на последних местах среди всех остальных. Пока в России получается разрешение на строительство чего-либо, в мире одна технология сменяется на другую. Надо догонять.
Юлия Савиных:
- Мне кажется, нужно поменьше рассуждать и побольше пытаться сделать конкретных проектов, производств, нужно решать вопросы с сетями, привлекать различные госучреждения, фонды, финансовые ресурсы государства на развитие ГЧП, тратить время на более качественную проработку этих идей и планов, и все будет получаться.
Елена Окатьева
Lena_vuali@mail.ru
Справка
7 декабря, правительство региона, Агентство территориального развития Кировской области и инвестиционная компания UFS-Finance подписали трехстороннее соглашение о сотрудничестве.
UFS - международная инвестиционная компания, предоставляющая полный спектр инвестиционно-банковских услуг. Клиентами UFS являются такие компании, как: авиакомпания «Сибирь», строительный холдинг «ЛенСпецСМУ», ОАО «МосМетроСтрой», ресторанная сеть «Rostic`s International», компании «CityLine», «Алроса», «Северсталь», «Бусиновский мясоперерабатывающий комбинат», «РусПромАвто», «RTM» и другие.