В поисках бренда
Впрочем, если посмотреть внимательно, все проблемы вытекают одна из другой: низкий сервис является производным от низкого уровня подготовки специалистов, вузы, в свою очередь, не понимают для кого готовить кадры - индустрия туризма абсолютно не развита. При этом, хороший специалист и стоит «хорошо», удержать его в Кировской области - еще одна проблема работодателей. Впрочем, Александр Сидельников, начальник управления развития предпринимательства и потребительского рынка администрации Кирова, уверен, что дело не только в деньгах.
По телевизору давно перестали показывать обычных специалистов различных профессий, - говорит Александр Алексеевич. - Оставили только политиков, олигархов, звезд шоу-бизнеса. Неудивительно, что престиж многих профессий упал, а работать «за копейки» никто не хочет.
Также участники «круглого стола» признали, что единственный вид туризма, который в Кировской области в достаточной мере развит, - это так называемый «деловой туризм». «Летом в гостиницах не хватает мест, - подтвердил Александр Могилевкин, управляющий гостиницей «Спорт» в Кирово-Чепецке. - Представители бизнеса приезжают на переговоры, семинары, просто по приглашению тех или иных компаний».
Единственным выходом, который позволил бы распутать клубок проблем и сделал регион «туристически-узнаваемым», является создание в регионе собственного туристического бренда, под который подстроилась бы вся остальная отрасль. Неплохим примером такого выстраивания служит город Великий Устюг, где уже существует целая индустрия «Деда Мороза».
Не преминули посетовать бизнесмены и на подготовку кадров. «Взял на работу выпускника техникума, он даже проценты от выручки сосчитать не может, - отметил Вячеслав Бушуев, частный инветор. - Приходится брать на работу людей «со стороны», но зато толковых».